ГУСМАН-ХАЗРАТ, муфтий Татарстана:- Я бы так сказал: ребята, отпустите женщин и детей, возьмите взамен меня. Не позорьте мусульман. Такими поступками вы не поможете ни Чечне, ни исламу. Плоды вашего джихада непременно окажутся горькими. Войну таким способом не остановишь, слишком уж глубоки ее корни.
Людмила ТРОНОВА, конфликтолог:
- В мировом опыте соседствуют разные тенденции: от жесткой, когда идут на штурм, не заботясь о жизни заложников, как это делается в Израиле, до мягкой, когда могут неделями вести переговоры, подключая к ним родственников террористов, как в США. И лишь в том случае, когда становится ясно, что приходится иметь дело с безумцами или фанатиками-смертниками, прибегают к помощи снайперов.
В нашем случае я бы выбрала переговорный процесс. Вывела на телефонную связь родственников, попыталась бы объяснить, что эта акция чревата опасностями для близких и соотечественников террористов. Кстати, в нашей многонациональной стране наверняка сейчас начнутся выступления скинхедов, прочих фашиствующих молодчиков. Уже сейчас раздаются призывы: чеченцев выгнать из России за Терек. Развитие ситуации во многом зависит от прессы. Не следует нагнетать истерию, надо быть предельно корректными в оценках.
Михаил РОКИЦКИЙ, депутат Государственной Думы:
- По моему глубокому убеждению, переговорами с террористами должны заниматься люди, имеющие специальные навыки и образование. Но если бы мне все-таки лично пришлось обратиться к преступникам, то сказал бы им о том, что жизнь дана Богом и ни у кого нет права ее отбирать, что использовать даже ради “высоких” политических целей безвинных людей - варварство и бесчестие.
Ринат НУРГАЛИ, заместитель председателя Всетатарского общественного центра:
- По большому счету, предъявлять претензии следует российскому руководству, которое не сумело или не захотело заниматься национальной политикой.
Я не стал бы называть тех, кто блокировал одну из концертных площадок в Москве, террористами. Этот шаг вызван отчаянием и желанием спасти чеченский народ от окончательного истребления. Мы, конечно, не приветствуем эту акцию, о которой сейчас узнал весь мир, но стараемся объективно разобраться в причинах, заставивших заминироваться чеченских женщин, потерявших на войне детей и мужей.
Что сейчас предпринимают правоохранительные структуры в Казани, чтобы обеспечить нашу безопасность?
Управление ФСБ по РТ от официальных комментариев по поводу теракта в Москве отказалось. Но как нам стало известно из неофициальных источников, работники ФСБ готовы к нештатным ситуациям. “К сожалению, теракты у нас в стране происходят нередко. Поэтому план действий давно отработан. Как только мы получили приказ действовать, все силы были сразу же мобилизованы. Так что мы готовы к любым ситуациям”.
Главное - не допустить жертв
среди заложников
(“Татар-информ”.) Долго не заживающей кровоточащей раной Российской Федерации назвал Президент Татарстана Минтимер Шаймиев на пресс-конференции в аэропорту “Казань” захват заложников в ДК Государственного подшипникового завода в Москве группой террористов.
По сути дела, рана эта берет начало с момента попыток силового решения чеченской проблемы, сказал глава Татарстана. “Меня серьезно настораживает тот факт, что среди захвативших заложников - молодые женщины. Если дело дошло до этого, то пытаться объяснять происходящее только исламским фанатизмом недостаточно. Значит, в мотивации поступков этих людей уже присутствует немало и иных факторов, которые, к сожалению, накапливались все эти годы. Самое важное, безусловно, - не допустить кровопролития, жертв, прежде всего среди заложников”. Для этого, по мнению Минтимера Шаймиева, надо находить любые пути, любые формы, ведь, судя по всему, террористы готовы на все.
справка
“Норд-Ост” - мюзикл, поставленный по роману Вениамина Каверина “Два капитана”. Эта постановка считается первым мюзиклом, придуманным, написанным и поставленным в России.
Его бюджет составил 4 млн. долларов, из них 316 тысяч долларов вложены в рекламу. Музыка, либретто и постановка - “Иваси”: Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Директор проекта - Александр Цекало.
Работа над спектаклем началась в 1998 году. Премьера состоялась 19 октября 2001 года. С тех пор спектакль проходит ежедневно во Дворце культуры Первого государственного подшипникового завода. Зал рассчитан на 1165 мест.