Сосновый бор
25.03.2023 Здоровье

Витамин D: новая панацея?

Витамин D стал самым популярным БАДом, он заменил в массовом сознании сверхпопулярный когда-то витамин С. Несмотря на подозрительность шумихи, все больше научных работ подтверждают его эффективность. В чём она заключается и как извлечь максимум пользы от потребления витамина-панацеи рассказывают корреспонденты «Эксперта» Варвара Гузий и Андрей Константинов.

В недавнем исследовании медики из Великобритании и Канады выяснили, что регулярный прием витамина D на 40% снижает вероятность развития деменции у людей старше 70 лет. Участниками этого многолетнего исследования, опубликованного в журнале Alzheimer's & Dementia, стали свыше 12 тысяч обычных пожилых людей (средний возраст — 71 год). Спустя десять лет после начала исследования у двух с половиной тысяч из двенадцати выявили признаки деменции. Но в группе тех, кто принимал D-содержащие препараты (около трети участников), диагностировали на 40% меньше случаев заболевания. Особенно большой эффект витамин оказал на женщин и людей с высокими когнитивными способностями.

Невероятно важные результаты: от болезни Альцгеймера теряют память и умирают миллионы пожилых людей каждый год, а витамин D продается в любой аптеке. И результаты, судя по публикации, представляются надежными, тем более что из предыдущих исследований уже было известно, что дефицит витамина приводит к снижению объема мозга и повышает риск деменции.

Научные работы о пользе чудодейственного витамина далеко не ограничиваются деменцией. Недаром люди чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями зимой, когда не хватает солнца и витамина D. Исследователи выявили влияние витамина D на снижение вероятности смерти от инфаркта и развития рака, пользу при лечении заболеваний печени, ослабление действия алкоголя на мозг и даже замедление старения. Ученые из Гарвардской школы общественного здравоохранения в Бостоне обнаружили снижение риска аутоиммунных заболеваний и остеопороза на 30‒40% среди принимающих D-добавки.

Еще заметнее влияние витамина на костно-мышечную систему, для которой он является важным гормоном. Давно известно, что недостаток солнечного света приводит к рахиту и мышечной слабости. Недостаток D3 ведет к риску переломов и высокой утомляемости — и никакой кальций тут не поможет. Кроме того, дефицит витамина увеличивает шанс развития ожирения и повышает вероятность диабета второго типа (но это не значит, что витамин помогает, когда эти заболевания уже развились). Метаанализ, проведенный сотрудниками Калифорнийского университета в 2014 году, а также исследование 2017 года медиков из Афинского университета показали, что низкий уровень витамина D в крови связан с повышением риска развития таких заболеваний, как рак толстой кишки и молочной железы, метаболический синдром, сахарный диабет, некоторые аутоиммунные заболевания.

Во время пандемии коронавируса количество работ о витамине D только увеличилось. Например, исследователи Бостонского университета осенью 2020 года заявляли в статье в журнале PLOS One о способности вещества снижать риск смерти из-за коронавируса. Американские медики также сообщали, что нехватка D повышает вероятность развития самых тяжелых форм COVID-19.

Происхождение чуда

Открытие витамина D избавило человечество от тяжелой и распространенной болезни — рахита. В 1910-х британский ветеринар Эдвард Мелланби заметил, что у собак, которых кормили рыбьим жиром, не развивался рахит, и предположил, что развитие заболевания предотвращает недавно обнаруженный в рыбьем жире витамин А. Чтобы внести ясность в этот вопрос, в 1922 году американский биохимик Элмер Макколлум модифицировал рыбий жир, разрушив в нем витамин А. Но его добавление в пищу по-прежнему излечивало больных собак, поэтому Макколлум пришел к выводу, что фактор, имеющийся в печени трески, который излечивал рахит, — это другой, неизвестный доселе витамин. Поскольку это был четвертый по счету витамин, открытый наукой, его назвали четвертой буквой латинского алфавита — D. Теперь мы знаем, что основная функция витамина D — обеспечение всасывания кальция и фосфора в тонком кишечнике. Но для усвоения кальция витамину D нужен еще один помощник — витамин К2.

Через год после открытия другой американский биохимик, Гарри Стенбок, показал, что облучение пищи ультрафиолетом увеличивает содержание в ней витамина D. Подопытные крысы, употреблявшие такую облученную пищу, излечились от рахита. Примерно в это же время доказали, что человек может и сам производить витамин D под действием солнечного света. Стенбок тем временем запатентовал метод увеличения содержания «солнечного» витамина в молоке и других жирных продуктах с помощью облучения их ультрафиолетом. Практика обогащения продуктов витамином D и сейчас распространена в США, в российской рознице молочные изделия с добавлением витамина D практически не представлены, хотя иногда попадаются облученные ультрафиолетом овощи.

Вскоре выяснилось, что витамин D — это общее название для витаминов D3 и D2. Холекальциферол (витамин D3) синтезируется под действием ультрафиолетовых лучей в коже и поступает в организм человека с пищей. В основном он содержится в жирной рыбе, такой как лосось, форель, сельдь, скумбрия. Эргокальциферол (витамин D2) в небольших количествах можно получить только из пищи — овощей или грибов; в организме он не синтезируется.

В целом содержание витамина D в стандартном рационе человека средней полосы невелико, основную его часть должна вырабатывать наша кожа под действием солнечного света. Но если вспомнить, сколько солнечных дней у нас бывает в темную половину года, на кожу особенно надеяться не приходится. Если летом большинству достаточно почаще есть жирную жареную рыбу и побольше гулять на свежем воздухе, то зимой без приема витаминов не обойтись.

Кому его не хватает

Сейчас считается, что нормальный уровень витамина D в крови — от 30 до 100 нг/мл. Если анализы показывают, что его содержание в крови ниже, врачи рекомендуют принимать витамин D в дозировках 400‒1000 МЕ. Встречаются и сторонники кратно более высоких дозировок, но исследования скорее не подтверждают их эффективность, а некоторые указывают и на опасность.

Но тысячекратно более распространенная опасность не переизбыток, а дефицит витамина D. По некоторым оценкам, его не хватает миллиарду жителей планеты. В группу риска входит все население России — из-за низкой инсоляции.

Журнал «Российская Арктика» недавно опубликовал работу «Статус витамина D населения России репродуктивного возраста за последние 10 лет: систематический обзор». Исследователи при финансовой поддержке Российского научного фонда изучали обеспеченность витамином D населения репродуктивного возраста в 10 регионах. Статья подтвердила, что большинство россиян страдает от недостатка этого вещества в организме.

Ученые из Тюменского государственного медицинского университета и Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии выявили, что восточная часть нашей страны имеет наибольшие проблемы с витамином D. По всей России общий уровень дефицита и недостаточности D3 достигает почти 84%.

Ранее ученые из медико-генетического центра Genotek предоставили в электронной научной библиотеке bioRxiv статью, в которой говорится о генетической предрасположенности многих россиян к низкому уровню витамина D. Оказалось, что каждый пятый житель России (особенно жители Сибири и Дальнего Востока) имеет две разновидности мутации, не позволяющей белку DBP эффективно соединяться и расставаться с молекулами витамина D во время его транспортировки по организму.

Когда и сколько принимать

Максимально действующим холекальциферол был при назначении раз в сутки в капсулах или каплях в дозировке 400 – 800 МЕ, или 10–20 мкг

В связи с остротой проблемы появляется множество вопросов о возрастающей популярности витамина D и возможных последствиях его употребления. «Эксперт» задал их врачу-эндокринологу, доктору медицинских наук, старшему научному сотруднику отдела возраст-ассоциированных заболеваний Медицинского научно-образовательного центра (МНОЦ) МГУ имени М. В. Ломоносова Зухре Павловой.

— Что представляет собой витамин D?

— Витамин D — это стероидное вещество, очень похожее по структуре на такие гормоны, как тестостерон, прогестерон и кортизол. Это прогормон, а любые гормоны оказывают влияние на весь организм, от волос до пяток, где есть рецепторы и структуры, на которые они действуют.

— У него есть разновидности?

— К витамину D имеют отношение около 50 жирорастворимых соединений, но среди них лишь два обычно используемых на практике вещества — это D2 (эргокальциферол) и D3 (холекальциферол). Из них и складывается прогормон D. По сравнению с D2, D3 имеет значительно более высокую активность. D2 берется из растительных источников, которые подвергаются ультрафиолетовому излучению. D3 мы получаем либо с животной пищей (жирные сорта рыбы, молочные продукты и яйца), либо он вырабатывается в нашем организме под воздействием солнца.

У нас есть защита от избытка D3: если его становится много, под воздействием определенных веществ он становится неактивным и выводится из организма. Но иногда можно так перестараться, что организм не успевает его «переварить», он накапливается, и происходит интоксикация.

— Как D3 действует на организм?

— До пандемии люди связывали D3 с одной функцией — фосфорно-кальциевым обменом и формированием костной ткани. Именно под воздействием этого витамина образуется белок, который помогает кальцию из пищи усваиваться в кишечнике и переносит его до нужных систем и тканей. Кальций способствует формированию костей и сокращению всех мышц — от языка до сердца — поэтому его транспортировка имеет огромное значение.

Но D3 воздействует и на другие процессы, в том числе на определенные гены, например REN. Тот обеспечивает синтез вещества ренин, который регулирует артериальное давление. А еще D3 влияет на синтез гормона роста, обновление тканей и рецепторы инсулина, отвечает за процессы метаболизма и клеточного деления…

— И это еще не все?

— Исследователи также доказали, что, если человек долго принимает D3, то он меньше подвержен нейродегенеративным заболеваниям (например, склерозу), то есть старение мозга идет медленнее. Витамин положительно влияет и на иммунную систему: регулирует синтез противовоспалительных веществ и деление лимфоцитов. Вещество активирует защитные клетки-убийцы (Т-клетки), которые помогают бороться с вирусами и бактериями. Есть также работы, согласно которым прием D-добавок беременными женщинами приводил к рождению детей с более высоким IQ и иммунитетом.

Повышение уровня D3 положительно сказывается на выработке тестостерона у мужчин, повышает шансы имплантации эмбриона у женщин, которые хотят забеременеть. Улучшаются когнитивные функции, иммунная система и выносливость также улучшатся. Не забудем и о более крепких зубах, и о меньшей вероятности развития ожирения. В целом для детей это формирование скелета, нервной ткани, интеллекта и иммунитета, а для пожилых — более качественный уровень жизни в старости.

— И поэтому сейчас настоящий бум его популярности?

— Особенно во время и после COVD-19 появилось много рецептов с D3: назывались какие-то безумные количества, сроки приема и пути его введения в организм. На какое-то время прогормон приобрел статус панацеи, и складывалось впечатление, что его переоценивают.

— Кто в России чаще всего страдает от недостатка витамина D?

— К сожалению, наша страна территориально расположена не очень удобно. Мы находимся за 42-й параллелью, и из-за угла падения солнечных лучей нам сложнее выработать D3, чем людям ближе к экватору. Так что мы все подвержены дефициту холекальциферола. Есть также проблема нахождения в помещениях большую часть солнечного дня. Люди не подвергаются достаточному воздействию ультрафиолета и недополучают витамин. Чрезмерная гигиена тоже может навредить. Когда мы каждый день принимаем горячую ванну или часто используем в душе мыла и гели, то вымываем активное кожное сало, основу для синтеза витамина. Нанесение на кожу солнцезащитных кремов с отталкивающими минерализирующими частицами тоже не дает выработать прогормон. Поэтому современному человеку все сложнее получить и сохранить D3.

Большому дефициту витамина чаще всего подвержены грудные дети, беременные женщины и пожилые люди. Возраст и более темный цвет кожи также затрудняют выработку D3. Что касается мест, где самые большие проблемы с холекальциферолом, то это огромная территория, особенно в зимний период времени. Например, Казань, Новосибирск, Владивосток и Красноярский край страдают от недостатка солнца больше, чем Москва или Краснодар.

— Как быстро появляется эффект от приема витамина?

— Прогормон серьезно влияет на нервную систему и способствует улучшению эмоционального фона. Очень часто можно услышать, что человеку становится легче после назначения D3 без стимуляторов и антидепрессантов. Иногда мы единично назначаем большие дозы, чтобы быстрее компенсировать дефицит. Важно, чтобы уровень витамина в крови находился в пределах от 30 до 100, желательно 50‒60. Эффект от употребления может наступить в течение нескольких часов.

Работы ученых показали, что максимально действующим холекальциферол был при назначении раз в сутки в капсулах или каплях в дозировке 400–800 МЕ в сутки, или 10–20 микрограммов. От меньшей частоты терялись определенные эффекты, а инъекции продемонстрировали меньшее воздействие. Хотя, как показывает опыт, рекомендованные дозировки витамина D3 многим людям недостаточны.

— А когда его не стоит назначать пациенту?

— Есть прямые противопоказания — саркоидоз, гипервитаминоз от холекальциферола, повышенная концентрация кальция в крови, мочекаменная болезнь, почечная недостаточность, туберкулез легких в активной стадии, длительная неподвижность организма, серьезные травмы и переломы, прием ряда препаратов для сердца и сосудов, быстрое зарастание родничков у младенцев. И в целом нужен персонифицированный подход: важно учитывать пол, возраст, расу, место проживания, сезон, физическую активность и носимую одежду.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии