Так делают ПЦР-тест
22.10.2020 Здоровье

Впечатления вновь прибывшего

Фото
соцсети

Некоторое время назад меня угораздило отбыть за границу Родины. Пока отбывал там отпускную повинность, главсанитар РФ 18 сентября (аккурат через 3 дня после моего отъезда) внес изменения в собственное постановление от 18 марта «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019». 15 октября я вступил на московскую землю и понял, что попал.

Осознание этого начало приходить по мере ознакомления с памяткой, врученной мне (и другим прибывшим) в секторе получения багажа.

Выяснилось, что до вылета в Россию, не позднее регистрации на рейс, мне надо было заполнить на портале Госуслуг специальную анкету прибывающего «в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».  Кхм. Однако я уже, и никто на упомянутом пункте в аэропорту Внуково с меня никакой анкеты не потребовал. Второе «кхм»: жена, решившая составить мне компанию на отдыхе, вообще никогда не обращалась к порталу Госуслуг и понятия не имеет, как туда попасть.  Правда, в полете милые стюардессы компании «Победа» (кстати, с каждым перелетом уважаю ее все больше – во всех смыслах растет компания) раздали бумажные анкеты, мы их добросовестно заполнили и я отдал там же, в багажном отделении (а жена не отдала, кстати, и хоть бы хны!), дамам, сидевшим за столами, чем-то напомнившими мне об избирательных участках – дурная ассоциация, согласен. Но, извините, бумажка, сданная неизвестно какой организации по прибытии – это не совсем то же, что электронная анкета на сайте Госуслуг, заполненная ДО прибытия, не так ли? И потом: вот десятки тысяч россиян убыли за границу до внесения изменений в постановление главсанитара, их каким-то образом попытались оповестить там, - в отелях, на пляжах, в горах и барах, о новых требованиях? Не знаю, - оповещениями через мессенджеры, громкой читкой в теленовостях, на новостных сайтах, да хоть в аэропортах, - типа «ахтунг, ахтунг, руссише, не забьюдьте заполнить анкет, будет капут!» Ни разу не слышал, и не я один.

Ладно, тут уместны обе хрестоматийные максимы – и насчет того, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения, и что незнание закона не освобождает от ответственности. Важно, что первая линия обороны от потенциальных переносчиков коронавируса преодолевается на раз.  Но самое интересное – дальше.

Далее в Памятке говорится, что «в течение 3-х календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации» прибывший обязан пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и «разместить информацию о результатах» на портале Госуслуг, заполнив специальную форму. Тут возникают несколько вопросов. Первый: сделать ПЦР-тест надо в течение 3 суток, а какой срок отводится для выкладки заполненного отчета о результатах на портале Госуслуг? Не праздный вопрос, потому что в иных лабораториях результаты выдают через считанные часы, в других – через двое-трое суток, а в каких-то – в течение шести дней, а пока у тебя нет заключения, что ты не коронаноситель, работодатель не вправе допускать тебя к работе, а любой полицейский вправе оштрафовать, встретив на улице, за то, что ты не соблюдаешь режим самоизоляции (это тоже вытекает из распоряжения главсанитара).  

Далее.  Правом делать ПЦР-тесты наделена куча лабораторий, как государственных, так и частных (кто, как и когда их сертифицировал – отдельный вопрос) И все эти  лаборатории берут за это деньги, причем цены пляшут от 1250 до 4 тысяч рублей.  В связи с этим второй вопрос: отчего такой временной и ценовой разброс? Оплата, записано в цитируемой Памятке скромным курсивом,  назначается «в соответствии с законодательством РФ». Да? Хотелось бы понять, какой именно ФЗ регулирует расценки в частных, например, лабораториях.

Хорошо, мы люди законопослушные и ринулись сдавать анализы, едва сойдя с трапа самолета в аэропорту Казани.  Увы, оказалось, что такая услуга доступна только пассажирам бортов, прибывающих прямиком из—за рубежа, а тем, кто прилетел, как мы, на перекладных, надо обратиться в одну из упомянутых лабораторий в городе.  Ну, смартфон в руки, принялись с женой обзванивать клиники прямо из такси, - время не ждет, времени на раскачку нет! (с).

И – новый яркий показатель, как государство всех построило и сплотило в борьбе с распространением коронавируса: всяк работает, как его угораздило. В одном учреждении сообщают, что делают ПЦР-тесты до 16:00, в другом – до 14:00, в третьем вообще не принимают без предварительной записи (а запись у них – на 3 дня вперед, заведомо нарушишь распоряжение главсанитара)… Нашлась в конце концов одна больница – республиканская инфекционная имени проф. Агафонова, – в которой сообщили, что за 1850 руб. с носа (и зева) и сутки сделают и выдадут результаты.  Поехали.

…Две шеренги больных ОРВИ в коридоре (все в масках, ждут очереди на прием), надо пройти сквозь в конец коридора – там закуток платных услуг и шкаф с дисплеем, которому надо скормить деньги за доступ к услуге.  Шкаф, в общем, стандартный, - можно оплатить хоть ЖКУ, хоть штраф ГИБДД, хоть ритуальные услуги, что обнадеживает, конечно, и чтобы он принял деньги, надо пальцами набить на экране ФИО, адрес, дату рождения, ИНН, но одна милая особенность: он не принимает банковские карты, только нал, и… не дает сдачи! Такой беззащитный…

- Это как вообще?! – возмущенно спрашиваю у лаборантки, женщины в белом коконе противочумного костюма (так и просится на язык – в саване). Она шумно вздыхает сквозь респиратор и поясняет:

- А вот вы здесь (очередная дробь пальцами по экрану) забейте номер своего мобильного, на этот счет сдача и упадет.

- Слушайте (я начинаю уже очевидно придираться), а другой автомат нельзя было поставить?

Очередной шумный вздох, - мол, это ко мне вопрос?

- А санитайзера тут нет у вас? – нахожу вопрос по адресу, - ведь сколько народу лапают этот экран каждый день, и здоровые, и вирусоносители, разносят же!

Снова шумный вздох и молчание. И вправду, разве лаборанты должны за все это  отвечать, их дело – мазки брать. Что и было в итоге сделано.

Ну, получили мы с женой на следующий день результаты, сплюнули (не носители пока, можно работать), заполнил я на сайте Госуслуг еще одну анкету – теперь с результатами ПЦР-теста, сижу вот перед компом,  колочу клаву, делясь впечатлениями.

Впечатления, как вы поняли, конечно, еще те.

Юрий Алаев.

P.S.

Мурашко по коже…

Буквально час назад в лентах новостей прошло сообщение:  министр здравоохранения  России Михаил Мурашко ушел на самоизоляцию в связи с тем, что у одного из членов его семьи дал положительный результат тест на COVID-19.  Зараженным оказался, надо думать, близкий член семьи, из тех, с которыми министр общается каждодневно.

Господа, речь о семье министра здравоохранения! Она что, не была информирована о том,  как можно подхватить COVID, не береглась, не была обеспечена соответствующими средствами защиты?! Конечно, была и оберегалась!  Также, как ранее подхватившие этот вирус и уже переболевшие члены правительства РФ,  включая премьера Михаила Мишустина,  - министр культуры Ольга Любимова, министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, глава Минэнерго Александр Новак, вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, министр образования Валерий Фальков, как пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и десяток с лишним губернаторов.

Тут вывода два: либо этот вирус всепроникающ, и тогда нет никакого смысла в ограничениях и  запретах, только в поборах, либо наша система не в состоянии грамотно поставить дело даже тогда, когда речь идет о ее верхушке и что же говорить, когда оно доходит до низов.

Будьте здоровы!

Ю.А.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии