Контроль физической актиивности
02.11.2021 Здоровье

Набор тестов здорового человека

Фото
Spc. Nathan Thome / Fort Carson / Flickr

Reminder готовит подробный отчет о чекапах — от стандартных анализов и обследований до экзотических биомаркеров. В процессе работы над разделом, посвященном тестам для продления жизни, корреспондент издания Сергей Панков поговорил со Станиславом Скакуном, основателем компании Biodata, которая предоставляет услуги по хранению и обработке медицинских данных: какие параметры стоит регулярно проверять здоровому человеку, чтобы вовремя отслеживать важные изменения в работе организма. 

— Регулярный медицинский скрининг — вещь полезная, но его главная задача — диагностика уже развившихся заболеваний. Можно ли отслеживать изменения, которые пока не привели к болезни, а лишь создают риски, и управлять ими?

— Для начала — сам вопрос о том, можно ли с помощью скрининговых обследований, назначаемых здоровым людям, реально управлять рисками для жизни и здоровья, является весьма спорным. Например, попытки внедрить программы скрининга на рак предстательной и щитовидной желез приводили в медицинской практике к гипердиагностике, избыточным хирургическим вмешательствам, но не к продлению продолжительности жизни пациентов. Если говорить о других заболеваниях, помимо злокачественных опухолей, то в отношении диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза и саркопении гораздо очевиднее польза здорового образа жизни — это продлевает жизнь примерно на 13 лет. В отличие от регулярных медицинских обследований — потому что эффект продления жизни от них не доказан. Именно поэтому программа диспансеризации взрослого населения достаточно редко пополняется и содержит только узкий перечень обследований, применение которых для скрининга экономически и практически максимально обоснованно.

Тем не менее моя позиция такова: при наличии квалифицированной медицинской команды, которая способна отобрать перспективные биомаркеры для превентивной диагностики и интерпретировать их, можно было бы дополнить стандартный список Минздрава и извлечь из этих тестов дополнительную информацию, практически полезную для пациента.

— Прежде всего нужно понять, какие параметры отслеживать. 

— Да, логично выбрать в качестве ориентира основные причины смертности. Правда, они сильно различаются в странах с высоким и низким уровнем дохода. В России статистика более характерна для стран с высоким уровнем дохода, поэтому у нас во главе списка хронические неинфекционные заболевания — они ответственны за 90% смертей. Такие заболевания развиваются очень медленно, поэтому теоретически их можно отловить на доклинической стадии — лет за 10 до появления симптомов или до первого критического события (травмы, инфаркта и тому подобного). Первая причина смертности — сердечно-сосудистые заболевания, на них приходится 60% случаев. Дальше рак — 30%, деменция — 5%, но в странах с высоким доходом она как отдельное заболевание занимает второе место, уступая только ишемической болезни сердца. Четвертая и пятая причины — смешанная старческая астения: саркопения плюс остеопения, то есть недостаточность мышечной и костной массы. 

Начнем с сердечно-сосудистой системы. Помимо общеизвестных показателей типа уровня холестерина, я бы обратил внимание на индекс Омега-3 (показатель баланса полиненасыщенных жирных кислот. — Reminder). Если потребление Омега-3 жирных кислот не связано напрямую со смертностью, то индекс Омега-3 коррелирует со смертностью как независимый фактор. Среди фракций холестерина, помимо тех, которые стандартно входят в перечень, можно особо выделить липопротеин «а» — это генетический фактор риска ишемической болезни сердца, атеросклероза, тромбоза и инсульта. Раньше на него никак нельзя было повлиять, но сейчас есть препараты, которые снижают его уровень и показывают преимущества перед статинами в снижении смертности. Например — эволокумаб. 

Дальше — спортивное тестирование. Прежде всего это тест на максимальное потребление кислорода (МПК). Он показывает уровень аэробной мощности. Если он снижен, это повышает риск смертности от любых причин, в том числе и риск сердечно-сосудистых заболеваний. Но тут есть проблема: МПК-тест обычно проводят не в клиниках, а в спортивных учреждениях и поэтому редко делают параллельно с ЭКГ под нагрузкой. Обычно можно сделать в клинике стресс-ЭКГ, а отдельно пройти МПК-тест, но без ЭКГ и кардиолога. На самом деле важно и то и другое: какую аэробную мощность способен развить человек и как его сердце работает под такой нагрузкой. 

Следует пройти и такие инструментальные обследования, как УЗИ сосудов головы и шеи. С его помощью можно обнаружить в том числе атеросклероз на ранней стадии. Плюс ЭхоКГ — чтобы отследить гипертрофию левого желудочка сердца на ранней стадии, когда она еще бессимптомная. Есть еще такие экзотические маркеры, как тропонин, миоглобин и натрийуретический пептид, которые показывают состояние миокарда. По ним можно, например, предположить, был ли у человека миокардит, и оценить риски сердечной недостаточности. Раньше трудно было представить, что в 38 лет можно перенести миокардит, но сейчас это распространенное осложнение от коронавируса. Так что эти показатели тоже становятся важными. 

— Следующий в списке — рак. Но онкомаркеры не подходят для ранней диагностиĸи онкологических заболеваний. По ним на самом деле оценивают динамику у больных, чтобы контролировать эффективность лечения. За чем тогда следить? 

— Да, тест на онкомаркеры делать бессмысленно. Надо понимать, что рак — заболевание, связанное прежде всего с образом жизни и старением иммунной системы. С образом жизни и привычками все ясно и без тестов. Вы либо курите и употребляете алкоголь, либо нет. А что касается иммунитета, то любое дефицитное состояние иммунной системы, дисфункции и хронические воспаления — это в конечном счете факторы онкологического риска. Поэтому нужно отслеживать аллергический статус и воспалительные маркеры — С-реактивный белок, интерлейкин 6. Еще один фактор — это инсулинорезистентность, она повышает риск многих видов рака. Чтобы исключить этот фактор риска, нужно сдать тест на инсулин и рассчитать индекс инсулинорезистентности HOMA-IR. И наконец — генетический тест, потому что в 10% случаев рак связан с наследственностью. Например, есть синдром Линча — наследственные мутации в генах, которые вызывают склонность к образованию полипов в кишечнике. Полипы надо убирать на ранней стадии, иначе годам к 50 ими будет забит весь кишечник, и риск умереть от рака кишечника будет очень высок. 

— А какие еще важные маркеры есть в генетических тестах?

— Самые главные — онкологические, потом — фармакогенетика: какие лекарственные препараты можно и нельзя принимать. Например, моей бабушке 84 года, и на основе генетического теста врачи полностью поменяли ей препараты, которые она принимает для контроля давления и холестерина. Третье по важности — энзимальная недостаточность, то есть предрасположенность к непереносимости лактозы и глютена. 

— Следующий пункт — деменция. Как отслеживать ранние признаки нарушения когнитивных функций?

— Анализа крови на деменцию, болезни Альцгеймера и Паркинсона нет. Зато есть мобильные игры, которые помогают проверить скорость реакции, умение быстро переключаться между разными контекстами, реагировать на смену цвета экрана. Например — Lumosity. Такие тесты нужно проводить не каждый день как тренировки, а, скажем, раз в год в течение одного часа. Когда ты выходишь на плато, то есть понимаешь, что достиг предела и быстрее кликать по экрану уже не можешь, это и есть твой уровень. Допустим, пока ты в норме, но в тесте скорости реакции уже кликаешь заметно медленнее, чем год назад. Значит, когнитивные показатели у тебя тоже начнут ухудшаться. Такие изменения начинаются за десятки лет до появления первых симптомов болезни Альцгеймера, потому что не бывает болезни Альцгеймера без предшествующих легких когнитивных нарушений. 

— Проверка на саркопению и остеопению — это тест на плотность мышц и костей. Он нужен в молодом возрасте? 

— Да, думаю, в молодом возрасте стоит хотя бы один раз сделать денситометрию, чтобы исключить снижение плотности костной ткани. Если все в норме, можно об этом забыть до 50 лет. Но если в 30 лет плотность понижена, допустим, на 20%, это тревожный сигнал. Дальше — мышечная масса. Для ее измерения есть смысл периодически проходить биоимпедансный тест на соотношение жировых и мышечных тканей. Такие измерения не очень точны, но если делать их в динамике, то можно понять направление и масштаб изменения композиции тела. Для повышения точности отслеживания делать такие измерения нужно в одном месте, на одном оборудовании. Я, например, использую домашние весы Withings Body Cardio. У них всего две точки измерения — и это, естественно, ноги, — но они очень релевантно показывают динамику композиции тела в процентах. 

— В каком возрасте стоит начинать мониторинг?

— Для генетики нет ограничений — генетический тест делается один раз в жизни, и предрасположенности к заболеваниям можно выявить еще в младенчестве. Пусть в этом возрасте такие данные еще мало релевантны, но генетика не меняется, а наши научные знания о ней постоянно накапливаются — поэтому эта информация, как вино, с годами становится только ценнее. Что касается остальных обследований, есть консервативное мнение, что до 80 лет эффективность дожития определяется образом жизни, а после 80 лет — генетикой. Отсюда вывод: до 80 лет вы просто занимаетесь ЗОЖ и ничего другого не делаете, кроме минимальных обязательных анализов. 

Другая точка зрения: реальная смертность становится заметной с 55 лет, поэтому в 45-50 лет уже надо что-то предпринимать. Есть и третье представление, которого придерживаюсь я: уровень смертности начинает минимально расти уже в промежутке с 21 года до 25 лет, а раз смертность растет, значит, в этом возрасте и начинаются хронические процессы. Просто у кого-то они протекают быстрее, а у кого-то медленнее. Нас в компании Biodata интересует как раз медленное течение хронических заболеваний, так что мы считаем, что проводить скрининг в 25 лет не рано. 

— После сдачи тестов, часто встает вопрос об интерпретации их результатов. Проблема в том, чтобы не просто узнать, соответствуют ли твои показатели норме, а получить какие-то рекомендации. Куда лучше всего обращаться, чтобы извлечь максимум пользы из собранных данных?

— Медицинские данные должны интерпретировать врачи. Все, что касается сердечно-сосудистой системы, — под контролем кардиолога. Результаты тестов мышц, костей и часть общих данных вполне может интерпретировать эндокринолог. Если есть замедление когнитивных функций, невролог может помочь составить протокол реабилитации — тут помогает спорт. Что касается иммунной системы, все зависит от характера дисфункции. Если обнаружена хроническая паразитарная инфекция — это задача инфекциониста. Если аутоиммунное заболевание — с этим разбираются ревматологи, а с аллергией — аллергологи. Главное — найти хорошего вдумчивого врача, который приветствует, когда человек обращается к нему заранее. А вообще — доклинические показатели неплохо контролируются с помощью образа жизни. Так что если ты не знаешь, что делать, делай ЗОЖ.

— А что насчет сервисов, которые предлагают загружать свои данные онлайн и получать на их основе рекомендации?

— Мы обсуждали синдром Альцгеймера, сердечно-сосудистые заболевания, рак и остеопению. И это настолько разные патологии, что от объединения собранных по ним данных особой пользы не будет. Поэтому искать сервис, который предлагает агрерировать всю информацию, не обязательно. Есть сервисы, заточенные под конкретные задачи. Например, есть облачный сервис Nutrilogic, ориентированный на питание. Есть сервис Bioniq, нацеленный на проведение небольших чекапов и предоставляющий куратора, который будет тебя вести. В США популярен интересный сервис Inside Tracker — туда можно загрузить разные данные, затем на их основе генерируются персонализированные рекомендации. В нашем сервисе Biodata сейчас тоже готовится такой функционал: получения инсайтов о здоровье на основании данных. По формату это должно будет выглядеть как квест: человеку даются информация и задача. Выполнил задачу — собрал о себе немного данных, прошел на следующий уровень. Первые уровни — простые, дальше задачи начинают усложняться. При этом инсайты должны быть ориентированы на индивидуальные желания. Если человек хочет жить не дольше, а веселее, не надо рекомендовать ему денситометрию и МПК-тестирование. Сначала нужно донести мысль, что стоит жить дольше, что одна из причин смертности — остеопения, а дальше уже предлагать информацию, как это проверить и что делать. 

— Многие важные показатели, включая воспалительные маркеры и уровень инсулина, могут колебаться в широком диапазоне, и чтобы понять динамику, желательно следить за ними регулярно. Сейчас есть возможность проводить круглосуточный трекинг глюкозы в крови и вариабельности сердечного ритма. Какие еще показатели можно и нужно отслеживать на постоянной основе с помощью приложений и носимых устройств?

— Глюкоза в крови — универсальный маркер для всех. Даже если человек не болен диабетом, оптимизация питания с опорой на отслеживание уровня глюкозы позволит оптимизировать гликемическую нагрузку. Но сейчас нет недорогих носимых устройств для качественного отслеживания уровня глюкозы в крови. Возможно, эта ситуация скоро изменится.

Вариабельность сердечного ритма снимается самыми разными устройствами, и многие ее отслеживают, но этот показатель важен в зависимости от образа жизни. Если выпиваешь, перенапрягаешься, слишком много тренируешься, испытываешь сильный стресс, страдаешь инфекционными заболеваниями, вариабельность ухудшается. Например, для спортсмена, который готовится к марафону и следит за уровнем нагрузки, — это отличный ориентир. Но если ведешь сбалансированный образ жизни, без стресса и перетренировок, это довольно бесполезный показатель. 

Важный показатель — минуты активности, которые можно отслеживать автоматически с помощью спортивного трекера. Есть четкая корреляция: 150 минут активности в неделю сводят к минимуму риск смерти. Второй не менее важный показатель — минуты пассивности. Если тренируешься 150 минут в неделю, но при этом 300 минут подряд сидишь каждый день, то 150 минут активности недостаточно, чтобы компенсировать вредные последствия неподвижности. Каждые 60 минут надо вставать и разминаться. 

Сейчас популярна практика трекинга еды — ее нельзя назвать обязательным тестом, но отслеживать, когда ты первый и последний раз в день поел, очень полезно для контроля пищевого поведения. Если человек постоянно бегает, занимается иными циклическими видами спорта, желательно во время каждой тренировки замерять показатели сердечно-сосудистой системы: пульс в зависимости от уровня нагрузки. Если не бегает — все равно стоит мониторить пульс в состоянии покоя, чтобы понимать, какие есть тенденции. Конечно, нужно регулярно взвешиваться. И еще с помощью умных весов можно на постоянной основе отслеживать скорость пульсовой волны — это показатель сердечно-сосудистого возраста. 

— Какие новые опции мониторинга могут появиться в ближайшем будущем?

— Сейчас разрабатываются неинвазивные устройства для мониторинга глюкозы и давления. Мониторинг глюкозы станет неинвазивным. Новые измерительные браслеты убьют всю эту индустрию с глюкометрами, проколами кожи и дорогими датчиками. Если ты в целом здоров, то до 50 лет живешь, не задумываясь, и единственное, что рискуешь не заметить, — это первые признаки инсулинорезистентности и гипертензии. Постоянное отслеживание этих показателей позволит решить 70% проблем со здоровьем для нормального человека. Мониторинг ЭКГ все активнее входит в нашу жизнь: будет отлично, если появится возможность измерять ЭКГ в расслабленном состоянии три минуты с помощью часов, но пока что носимые ЭКГ-сенсоры дают много ложных срабатываний. 

— Есть ли какие-то тесты, которые очень важны, но при этом о них редко говорят?

— Оценка окружающей среды. Системы умного дома, которые и в офисе, и везде, где ты находишься, помогают решать проблемы воздействия внешних факторов: контролируют уровень запыленности или концентрацию формальдегида. Этот канцероген накапливается и циркулирует в любом замкнутом помещении, где есть деревянная мебель или отделка. Сами по себе, конечно, такие системы уже есть. Проблема в том, что приборы и метеостанции, которые мониторят углекислый газ, формальдегид и ультрадисперсные пылевые частицы, обычно работают отдельно от систем, которые управляют домом. Казалось бы, если датчик показывает, что у тебя в квартире высокий уровень углекислого газа или формальдегида, не проблема открыть форточку и проветрить самому, но на самом деле мы забываем сами отслеживать и управлять этими показателями. Это должны делать автоматические системы, но пока мне не известно о системах умного дома, которые могут одновременно мониторить и управлять этими показателями.

Полезные гаджеты

Какими устройствами пользуется Станислав Скакун?

Withings Body Cardio — умные напольные весы. Кроме веса определяют частоту пульса, индекс массы тела, соотношение жировой, мышечной и костной массы, содержание воды в организме, скорость пульсовой волны. Передают данные на специальное мобильное приложение. 

Garmin Vivosmart 4 — спортивный браслет. Отслеживает пульс, фазы сна, рассчитывает уровень стресса и насыщения крови кислородом, а также максимальное потребление кислорода. 

Polar H10 — нагрудный датчик частоты сердечных сокращений (ЧСС). Подключается по bluetooth к тренажерам, велокомпьютерам и другим устройствам для тренировок. 

Stryd — датчик мощности бегуна. Пластиковый сенсор весом 7 граммов и размером с монету крепится на шнурки кроссовок; замеряет энергию и эффективность бега, упругость стопы, расстояние и темп. 

Akku-Ckeck Mobile — компактный глюкометр с тест-кассетой вместо полосок, функцией напоминания о замерах, хранилищем данных и сигнализацией о превышении нормы. 

Netatmo — домашняя метеостанция. Состоит из двух блоков. Внешний отслеживает температуру, влажность, атмосферное давление на улице, а также строит прогноз на день вперед. Внутренний — температуру, влажность, уровень углекислого газа в квартире. Дает сигнал для проветривания и контролирует его продолжительность. 

Breeeth! 02 — индикатор основных параметров микроклимата в квартире с функцией оценки важнейших экологических показателей воздуха: уровня формальдегида и концентрации ультрадисперсных пылевых частиц. 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии