Павел Грудинин на клубничном поле

Путин всё ещё помнит о Грудинине…

Фото
Константин Саломатин

Экс-кандидат в президенты России от КПРФ Павел Грудинин борется с бывшей женой за земли «Совхоза им. Ленина», пишет Forbes-Russia, но  кто на самом деле разыгрывает эту партию – неясно.

«Раньше говорили «рай» — райком, райисполком, а сейчас «ад» — администрация», — невесело рассказывает генеральный директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин. Перед зданием его администрации установлена каменная голова вождя революции исполинских размеров, а одноименный поселок, где расположен совхоз, с подачи Грудинина прозвали «территорией социального оптимизма». Атмосферу здесь трудно назвать жизнерадостной. Некогда настежь открытые двери двухэтажного сине-серого здания администрации сейчас плотно закрыты, на входе — пост охраны. «Красный олигарх», как окрестили Грудинина СМИ во время президентской кампании, уверен, что предприятие атакуют рейдеры. Свой старый кнопочный сотовый он сменил на смартфон, так как звонки через мессенджеры сложнее отследить. Почему «Совхоз имени Ленина» оказался на осадном положении?

Свой директор

Двенадцатого июня 2019 года тысячи москвичей вышли на марш в поддержку журналиста Ивана Голунова. Протестные настроения охватили и предприятие Грудинина. В День России работники в майках «Руки прочь от Совхоза имени Ленина» высыпали на центральную площадь своего поселка. «Мой совхоз — моя Россия!» — провозгласили со сцены в 16:00, после чего на нее вышел глава КПРФ Геннадий Зюганов. «Такой коллектив мы никогда не дадим в обиду», — заверил лидер коммунистов, пообещав помощь из «братской Белоруссии и многомиллиардного Китая». Выступавшего следом Грудинина толпа встретила как рок-звезду: шквальными аплодисментами и неистовыми криками поддержки.

Многие работники совхоза знают своего гендиректора лично. Он передвигается по поселку без охраны, живет в местной многоэтажке на одной лестничной площадке с трактористом и работает в совхозе с 1982 года. Отец Грудинина был в совхозе заместителем директора по экономической политике, мать — бухгалтером, а суммарный рабочий стаж, который наработали на предприятии все члены семьи Грудинина, как рассказывал он сам, составляет 280 лет.

В 1995 году 35-летний Грудинин возглавил совхоз по предложению тогдашнего гендиректора, у которого Грудинин был заместителем по коммерческим вопросам. В том же году Грудинин акционировал предприятие, превратив его в ЗАО; около 2000 га земли, расположенной сразу за МКАД и занятой яблоневыми садами и ягодниками, были внесены в уставный капитал, а 526 работников превратились в акционеров.

Между тем земля возле МКАД начала дорожать, вспоминает Грудинин, и привлекла внимание «ребят в малиновых пиджаках». Тогда акционеры «Совхоза имени Ленина», чтобы обезопасить себя и имущество, постановили, что продать участок дешевле $1500 за сотку невозможно (рыночная цена была в пять-шесть раз ниже), а все сделки с землей должны одобряться на общем собрании. На некоторое время это охладило пыл потенциальных захватчиков.

Грудинин же времени не терял. После акционирования ему досталось около 200 акций «Совхоза имени Ленина». В результате двух допэмиссий в 1999 году Грудинин нарастил свой пакет до 37 600 акций, что соответствовало 25% капитала компании. Первую допэмиссию оплатило само ЗАО из нераспределенной прибыли. Руководство ЗАО выплатило акционерам премии и предложило купить на них акции допэмиссии, рассказывает Грудинин. Сколько денег было потрачено на премии, он не вспомнил, но отметил, что пришлось заставлять главных специалистов покупать акции. Встав перед выбором «холодильник или акции», большинство акционеров якобы предпочло материальные блага, ведь дивиденды не выплачивались. В ходе второй допэмиссии Грудинин выкупил 34 323 акции по номинальной стоимости 5 рублей, следует из отчетов об итогах выпуска бумаг.

В начале 2000-х совхоз вновь оказался на прицеле у рейдеров. Их интерес подстегнул принятый в 2002 году закон об обороте сельхозземель. Чтобы совхозные участки не растащили, было необходимо консолидировать акции ЗАО в одних руках, говорит Грудинин. Но денег на их скупку не было, и гендиректору пришлось лично упрашивать своих подчиненных подарить ему свои доли. Как ни странно, 117 акционеров согласились. На вопрос, почему люди не просили компенсации, Грудинин взрывается: «Они знали, что мы не воруем, постоянно повышаем зарплату и относимся к нашим землям не как к товару, а как к средству производства». Он и его соратники пообещали работникам, что будут и дальше увеличивать зарплаты, а дивиденды — не выплачивать. Несмотря на устные гарантии, работники поверили начальству. В 2005–2006 годах Грудинин выкупил еще две допэмиссии совхоза за 2 млн рублей. В итоге он собрал около 44% ЗАО, что вместе с акциями «единомышленников и заместителей» обеспечило ему полный контроль над совхозом.

image-20190805125331-1

Семейные тайны

В мае 2018 года Ирина Грудинина получила смс. Это была электронная повестка в Бабушкинский районный суд Москвы. Женщина попросила старшего сына Артема выяснить, в чем дело. Оказалось, что после 37 лет совместной жизни Павел Грудинин подал на развод.

О том, что гендиректор «Совхоза имени Ленина» уже девять лет не живет со своей женой и состоит в гражданском браке с юристом совхоза Ксенией Кутюхиной, стало известно почти сразу после завершения президентских выборов 2018 года, на которых Грудинин занял второе место. Грудинин давно обсуждал развод с женой, но помехой стало его выдвижение кандидатом в президенты от КПРФ. По версии адвоката бывшей жены Грудинина Дмитрия Мальбина, скандал мог помешать избирательной кампании и Грудинин попросил повременить с разводом.

У Грудинина другая версия. Из-за ошибки в декларации СМИ приписали ему состояние 7,5 млрд рублей. Новость так впечатлила супругу, что она якобы потребовала выплаты «огромных денежных сумм», рассказывает он. По его словам, в то, что у мужа нет миллиардов, Ирина не поверила. «Бог даст, вы выйдете из этого развода небедной женщиной и станете самой завидной невестой России», — предрекал будущее Ирине Грудининой телеведущий Андрей Малахов на своем шоу. Адвокат Мальбин рассказывает, что сначала Ирина потребовала 200 млн рублей, но Грудинин отказал. Тогда, по словам адвоката, бывшая жена попросила выплатить ей «хотя бы» 90 млн рублей в рассрочку. Грудинин отверг и это предложение. А потом якобы вовсе самоустранился от обсуждения любых компенсаций. Как бы то ни было, брак по заявлению Грудинина был расторгнут 16 июля 2018 года, а через месяц бывшая супруга подала иск о разделе имущества, среди которого оказался и пакет акций совхоза.

Грудинин уверен, что иск бывшей супруги — одно из звеньев очередной рейдерской атаки на совхоз. Она якобы началась незадолго до выдвижения Грудинина в президенты. Осенью 2017 года депутат Мособлдумы от «Единой России» Владимир Жук стал собирать пул недовольных акционеров совхоза, рассказывает Грудинин якобы со слов некоторых из них. Сам Жук сообщил Forbes, что в конце осени 2017 года к нему обратилась группа акционеров совхоза «с просьбой восстановить справедливость и узнать, как получилось, что из около 500 акционеров осталось 30 с небольшим». Он посоветовал «пострадавшим миноритариям» обратиться в суд и рекомендовал им юристов.

В начале 2018 года против совхоза и его директора было подано несколько исков. В Видновском городском суде Московской области девять так называемых пайщиков (на заседаниях их сопровождал Жук) потребовали по 3 га совхозной земли, которые якобы причитаются им по закону. А в арбитражном суде Московской области группа из шести миноритариев попыталась взыскать с Грудинина 2,1 млрд рублей ущерба и упущенной выгоды от сделок с землей совхоза. Грудинин считает, что действия истцов координировали подмосковные власти, конечной целью были «установление контроля над предприятием и захват земель». В пресс-службе губернатора Московской области Андрея Воробьева не ответили на запрос Forbes.

Перспективы исков миноритариев оказались туманны — в обоих случаях суды сначала их отклонили. И тут на горизонте возник имущественный спор с бывшей женой. Грудинин считает это шестой атакой за время его руководства предприятием. И самой опасной, поскольку оппоненты действуют изнутри через его бывшую жену. Нынешняя ситуация напоминает Грудинину классический сюжет с Троянским конем, а сложную партию, по его словам, разыгрывает бизнесмен Владимир Палихата.

Мастер поглощений

Начало лета 2019 года одна из миноритариев «Совхоза имени Ленина» проводила в Карловых Варах. В один из июньских дней ей на мобильный пришло смс с неизвестного местного номера. Оно начиналось с пожелания отличного отдыха в Чехии. Затем неизвестный перешел к делу: за 10% совхоза, которыми владела женщина, он обещал 100 млн рублей. Обсудить детали сделки покупатель предложил здесь же, в одном из кафе неподалеку от целебных источников.

В разговоре с Forbes Владимир Палихата заверяет, что пока не выходил на миноритариев с предложениями о покупке акций совхоза. При этом он не скрывает, что заинтересован в пакете. В начале 2019 года он узнал об имущественном споре между Грудиниными от юристов, знакомых с их старшим сыном Артемом. И вызвался помочь Ирине.

Владимир Палихата слывет виртуозом агрессивных сделок M&A. Уроженец украинского села Золотники перебрался в Москву в конце 1980-х: «Самый большой город, самые большие возможности». Начав с торговли видеоаппаратурой, Палихата вскоре переключился на скупку долгов предприятий. Тогда же он познакомился с основными игроками рынка недружественных поглощений, в том числе с основателем «Росбилдинга» Сергеем Гордеевым F 55 и Романом Троценко F 59, ныне участниками списка Forbes.

Первой крупной сделкой Палихаты стала скупка долгов консервного завода в Ярославской области, который впоследствии перешел под его контроль. В дальнейшем Палихата стал регулярным участником акционерных конфликтов и скандальных сделок. Среди них покупка акций ульяновского завода «Контактор», универмага «Москва» и «Искитимцемента». Сам Палихата называет информацию о рейдерском прошлом наговором недоброжелателей: «Кому нравится, когда приходишь с долгом? Основная масса пишет заявление: пришли рейдеры, хотят отнять. Заказывают статьи на левых ресурсах. Один написал, другой переписал». В 2015 году бизнесмен учредил фонд Legacy Square Capital, специализирующийся на инвестициях в «стрессовые активы». В 2016 году объем его вложений составил $250 млн. Номинальный пакет долгов Палихата оценивает в $2,2 млрд (он покупает их с существенным дисконтом), среди соинвесторов его фонда миллиардер Михаил Гуцериев.

С 2010-х Палихата активно участвует в культурной жизни Москвы. По просьбе вдовы первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Людмилы Нарусовой он с 2009 года на протяжении четырех лет финансировал кинопремию «Ника». По приглашению президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова с 2012 года возглавляет Шахматную федерацию Москвы. Сейчас 51-летний Палихата, который до назначения не увлекался шахматами, проводит за игрой по нескольку часов в день. Среди его партнеров по шахматам миллиардеры Андрей Филатов и Василий Анисимов. Бизнесмен также издает журнал Inс. в России, проводит заседания Московского столичного клуба в Центральном доме литераторов (здание принадлежит ему) и финансировал президентскую кампанию Ксении Собчак (в начале июля она опубликовала большое интервью с Ириной Грудининой).

В апреле 2019 года Ирина Грудинина доверила Палихате представлять ее интересы в судах и других госорганах. С тех пор Палихата взял на себя все юридические издержки по ее иску против бывшего мужа. Между ними заключено соглашение о покупке Палихатой всей доли Грудининой в совхозе сразу после оформления ее прав собственности, рассказывает бизнесмен Forbes. Сумму сделки он не раскрывает, но отмечает, что она существенно выше несогласованных Грудининым 90 млн рублей, хотя и ниже рыночной оценки из-за дисконта «на обстоятельствах». В случае отказа от сделки Грудининой грозит «очень большой штраф», подчеркивает он.

Обвинения в рейдерстве Палихата называет чушью и в свою очередь подозревает Грудинина в махинациях с совхозной землей. Ему известны как минимум три случая, когда гендиректор продал землю по заниженной стоимости: под магазин IKEA и дважды под объекты «Крокуса» Араза Агаларова F 52. По подсчетам Палихаты, стоимость продажи участков была в пять раз ниже рынка: «Это как минимум непрофессиональное руководство, а как максимум законченное уголовное преступление». Грудинин утверждает, что участки были оценены по рыночной стоимости, а все сделки одобрялись на общем собрании акционеров. «Каких-либо претензий со стороны совхоза или его акционеров к нам не поступало», — ответили в пресс-службе IKEA. В «Крокусе» не ответили на запрос Forbes.

image-20190805125331-2

Позиционная война

Двадцать четвертого апреля 2019 года помощник судьи Роман Дронов мог во всех деталях разглядеть каменную голову Ильича у здания администрации совхоза. С собой у него был судебный запрет на голосование акциями совхоза, который он собирался вручить секретарю предприятия. Правда, охранник не пустил Дронова внутрь здания, и ему пришлось отправлять уведомление по почте.

Днем ранее Видновский городской суд присудил Ирине Грудининой 42% акций совхоза. Две трети, а не половину пакета бывшего мужа Грудинина получила как инвалид второй группы (инвалидность была оформлена в феврале 2019 года). Запрет на голосование потребовался после того, как суду стало известно о планах Грудинина и его соратников перерегистрировать совхоз и принять новый устав.

Собрание акционеров между тем состоялось и решило поменять прописку совхоза с подмосковной на московскую. «Мы решили, что лучше перейти под юрисдикцию Москвы, которая не заинтересована в захвате наших земель», — объясняет Грудинин. Правда, план провалился: судебный пристав заблокировал перерегистрацию.

Это не единственная уловка, которой, по мнению защиты Ирины Грудининой, пытался воспользоваться ее бывший муж в ходе суда. Он фиктивно прописался в Москве, чтобы изменить территориальную подсудность спора, утверждал, что приобретал акции не на «общие средства семьи», а на подарки друзей лично ему, и спрятал 20% акций совхоза, перечисляет адвокат Грудининой Мальбин.

Грудинин с такой версией событий не согласен. Перерегистрировался он не из-за развода, а так как его «затравили» областные налоговики. Деньги на покупку акций (около 2 млн рублей) ему действительно дарили, потому что в середине 2000-х его зарплаты «было недостаточно». А белизский офшор Bontro, владевший 20% совхоза, ему якобы приписали: он владел им до 2017 года, но потом бенефициар сменился. Обстоятельства сделки Грудинин описывает путано, личность покупателя он не раскрывает, хотя и признает, что это его друг.

Bontro владел Павел Грудинин, следует из письма замруководителя ФНС Сергея Аракелова от 14 января 2019 года в ответ на судебный запрос (копия письма есть у Forbes). Правда, в возражениях на иск о разделе имущества (копия есть у Forbes) представитель Грудинина указывала, что Bontro отсутствует в реестре акционеров «Совхоза имени Ленина». Согласно списку акционеров на начало 2018 года (копия есть у Forbes) 20% совхоза принадлежало ООО «Универсальная финансовая компания» (УФК), 99% этой компании, по данным СПАРК, владеет Bontro, еще 1% у Сергея Хмельницкого, давнего друга Грудинина, который дарил ему деньги на покупку акций. С октября УФК ликвидируется, а по 5% совхоза получили трое детей Грудинина и исполнительный директор предприятия Александр Федоров. Четвертого июня УФК подала к ним иск о признании недействительными четырех договоров дарения акций, следует из картотеки арбитражных дел. Вопрос не в том, кто стал владельцем акций, а в том, что их разделили между Грудиниными, «отобрав у законных владельцев», возмущается гендиректор. Семнадцатого июня Мособлсуд подтвердил решение Видновского суда, таким образом узаконив передачу Грудининой 42% совхоза.

Политика или бизнес

На исходе третьего часа недавней Прямой линии с президентом ведущая сообщила, что готов сюжет из тюменского села, в котором нет воды. «Я вот любопытную информацию прочитал», — перебил ее Владимир Путин. И зачитал сообщение, в котором ему предложили назначить Грудинина премьером. «Надо бы для начала вывести деньги из офшоров», — прокомментировал президент.

«Президент ошибся», — говорит Грудинин. Будь у него деньги в офшорах, его бы не допустили до президентской гонки, аргументирует гендиректор «Совхоза имени Ленина». Именно с президентскими амбициями Грудинина связаны его текущие неприятности, уверены два высокопоставленных функционера КПРФ. Якобы сотрудников администрации президента насторожили результаты опроса, проведенного «Вести FM» в конце 2017 года, когда 45% слушателей были готовы проголосовать за Грудинина (половина всех — за Путина, еще 5% — за лидера ЛДПР Владимира Жириновского). После этого, по мнению собеседников Forbes, Грудинин получил черную метку.

Последовал шквал критики в СМИ, уже после выборов ЦИК отказал Грудинину в передаче мандата депутата Госдумы от КПРФ, а в довершение всего его отстранили от должности председателя совета депутатов города Видное Ленинского района Московской области (там находится «Совхоз имени Ленина»).

В ходе президентской кампании Грудинин получил ряд репутационных ударов, после чего его политическая карьера пошла на спад, констатирует политолог Евгений Минченко. По его мнению, эпизод во время Прямой линии показал, что президент все еще помнит о Грудинине. Напрямую проследить политическую подоплеку нынешних проблем Грудинина нельзя, заключает Минченко. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос Forbes.

Грудинин уходит от вопросов о большой политике и винит в своих злоключениях прежде всего экономические интересы «подмосковных чиновников и связанных с ними застройщиков». Сейчас от упоминания конкретных интересантов Грудинин воздерживается, но ранее он указывал на участников ЖК «Пригород Лесное», расположенного на соседних с совхозом землях. По данным СПАРК, проект реализует группа «Самолет», связанная с братом губернатора Подмосковья Максимом Воробьевым, и ООО «Рота», созданное депутатом Госдумы Дмитрием Саблиным. В пресс-службе губернатора Воробьева, «Самолета» и «Роты» не ответили на вопросы Forbes.

Слухи про политический заказ — «это просто смешно», говорит Палихата. По его словам, такие разговоры только мешают: «У нас безупречная юридическая позиция». Он говорит, что не знаком ни с губернатором Андреем Воробьевым, ни с кем-либо из его заместителей или из группы «Самолет». Саблина он знает, но в последний раз общался с ним «очень давно». Риск застройки всего совхоза Палихата называет «иллюзией»: земля не разграничена, обременена сервитутами, долгосрочной арендой и коммуникациями. В ближайшие 10–15 лет застроить более 10–15% участков не удастся, говорит Палихата со ссылкой на независимых экспертов. Остальная часть земель останется сельскохозяйственной, заверяет бизнесмен: «Но нужно делать экспертизу, какие культуры выгодно развивать». К управлению Палихата «не рвется», но «вакханалию, которую развел Грудинин», обещает прекратить.

Однако Грудинин не собирается сдаваться. Он намерен оспаривать решение Мособлсуда и обещает использовать все законные методы, «чтобы не допустить захвата предприятия рейдерами и их покровителями». Он с «единомышленниками» все еще контролирует совхоз. Свои политические планы Грудинин комментирует риторическим вопросом: «Как вы думаете, если меня лишат бизнеса, куда я пойду?» Начать новый бизнес в 58 лет в существующих экономических условиях вряд ли удастся, признает гендиректор совхоза: «Те, кто хотят уничтожить наше предприятие, невольно делают меня политиком». При этом Грудинин подчеркивает, что сейчас политических амбиций у него нет.

Сергей Титов. Forbes Staff

На снимке: Павел Грудинин на клубнином поле. Фото Константин Саломатин.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии