Высокие технологии обхода санкций
19.12.2023 Техно

Как мы дурим санкционеров

Автор
Фото
Shutterstock

The New York Times опубликовала большую статью «Китайские торговцы и марокканские порты. Как Россия обходит глобальные запреты на поставки технологий», которую можно считать абсолютно пропутинской, ведь речь в ней идёт о том, насколько легко российские власти и бизнес преодолевают западные санкции в самых важных, самых чувствительных сферах, в том числе в части поставок продукции высоких технологий. Однако ФСБ и СВР должны напрячься: материал в NYT целиком базируется на утечках электронных писем российского правительства, торговых документов и записей онлайн-переговоров между российскими инженерами. Кто-то сильно прошляпил.

Вскоре после начала конфликта на Украине инженерам российской телекоммуникационной компании Convex потребовалось найти американское оборудование для передачи данных разведслужбы. Сотрудники Convex вскоре нашли решение. Хотя американская компания Cisco прекратила продажи в Россию 3 марта 2022 года, инженеры Convex легко получили необходимое оборудование через малоизвестный российский сайт Nag. Эта площадка обошла международные торговые ограничения, покупая американское оборудование через сеть поставщиков в Китае. Затем инженеры Convex установили в офисе ФСБ оборудование, которое поможет классифицировать и отправлять данные властям. 

За 22 месяца российские поставщики нашли лазейки и придумали обходные пути. Почти ни один вид коммерческого оборудования не стал слишком труднодоступным. Российские власти и компании объединились, чтобы воспользоваться трещинами в глобальной системе реагирования. По данным утечки электронных писем российского правительства, торговых документов и записей онлайн-переговоров между российскими инженерами, полученных NYT, использовались сети посредников, в том числе в Китае, и маскировали свою деятельность с помощью подставных компаний. Они также обращались к странам, занявшим нейтральную позицию в конфликте, например, Марокко и Турция. Их порты нужны для получения товаров из мировых центров. Затем товары перегружался на другие суда. 

Гибкость имела первостепенное значение. В еженедельных электронных письмах российские чиновники делились, в каких портах можно переправлять товары, кто будет торговать рублями и где можно ремонтировать суда под российским флагом. Если один поставщик прекращал продажи, они находили другого. Если один из морских путей был прерван, на его место приходили новые. Документы дают редкое представление о гонке, в которой российские торговцы надежно были на шаг впереди США. Их успех показывает, как трудно остановить глобальное перемещение коммерческих товаров. Это поднимает вопрос об эффективности западных торговых ограничений, о необходимости технологическим гигантам лучше контролировать, куда продаются их товары, и возможно ли этой вообще. 

В прошлом году, когда санкции против России вступили в силу, московский поставщик электроники ProSoft ощутил на себе их последствия. Сотрудники компании обратились за помощью в торгпредство России в Марокко, с которым ознакомился NYT. В электронной таблице были перечислены сотни американских, европейских и японских микрочипов и датчиков, которые были нужны ProSoft. В то время российская экономика переживала первые последствия торговых ограничений. 

В Марокко торгпредство России помогло российским компаниям встать на ноги. После просьбы ProSoft сотрудники сразу приступили к работе. «Мы находимся в постоянном контакте с генеральным директором марокканского государственного порта Тангер-Мед. В случае захода судов под российским флагом проблем с обслуживанием не будет», – написал один из российских чиновников в электронном письме в апреля 2022 года. Пресс-секретарь порта заявила, что площади сдаются в аренду судоходным компаниям и комплекс «не несет никакой ответственности и не имеет информации» о судах. 

К ноябрю 2022 года российские торговые чиновники в Марокко хвастались, что благодаря их «прямой поддержке» африканская страна превратилась в центр перевалки электроники. Товары из Тайваня, Китая и других производственных центров выгружались в Тангер-Мед, а затем перегружались на другие суда, направлявшиеся в Россию. «Учитывая долгосрочный характер сотрудничества с марокканским партнером, объем поставок мог составлять около 10 миллионов долларов в год», – писали чиновники о своей работе на ProSoft. 

ProSoft также поддерживала поставки западных технологий с помощью малоизвестной компании по металлолому, зарегистрированной в Касабланке. После начала конфликта эта компания с названием Invent Maroc создала новый веб-сайт и поставляла через Марокко в Россию технологии ограниченного доступа, включая микрочипы от Texas Instruments, Intel и NXP. Invent Maroc, которой руководит человек по имени Александр Тринц, не имела опыта международного экспорта. Тем не менее, согласно торговым документам, она закупала электронику в Коста-Рике, Малайзии, Тайване, Китае, Японии и Мексике. В телефонном разговоре Тринц сказал, что в прошлом он поставлял технологии в Россию, но не после начала конфликта. «Раньше мы работали с Россией, но сейчас мы не можем», – сказал он. 

В октябре 2022 года российские чиновники заявили, что создали 20 операторов в порту Тангер-Мед для «оперативного выполнения» логистических операций по погрузке грузов на «фидерные» суда, направляющиеся в Россию. В другом отчете отмечается, что порты Турции принимают оплату в рублях. «Санкционные ограничения успешно преодолены», – говорится в одном из правительственных отчетов о турецком торговом маршруте в марте этого года. 

На малоизвестных российских сайтах – Nag, OCS Distribution, 3Logic Distribution и 4Telecom – выставлены на продажу сложные технологии крупнейших американских и европейских производителей Cisco, HP, Juniper, Ericsson и Nokia. Многие из этих площадок свободно продавали западные технологии в течение десятилетий, но из-за конфликта перестроили свои цепочки поставок. С тех пор платформы получили из Китая технологии на сотни миллионов долларов, согласно торговым документам. Китай и Гонконг поставили в Россию 85% полупроводников с марта 2022 года по сентябрь 2023 года. До конфликта их доля была 27%, согласно данным некоммерческой организации Silverado Policy Accelerator. 

Одной из основных площадок является Nag, которая продает оборудование в регионах. Через посредников она закупила американских технологий на сумму около 100 млн долларов с начала военного конфликта. В общей сложности в этом году она импортировала из Китая оборудование на 150 млн долларов. Средства связи, которые якобы запрещено поставлять в Россию, можно легко найти на сайте компании, отфильтровав их по цене, типу продукта и количеству. 

Сотрудники Nag рассказывали о логистических проблемах из-за санкций. В мае 2022 года сотрудник Nag написал российскому клиенту, что «старая система транзита закончилась», что привело к задержке поставки оборудования Juniper на сумму 20 000 долларов. Месяц спустя компания Nag сообщила, что проблема решена и оборудование будет доставлено в ближайшие месяцы. 

Также доступны технологии для онлайн-слежения и цензуры. По закону российские операторы связи обязаны предоставлять данные о клиентах службам безопасности. Это значит, что они должны покупать специализированное оборудование для отправки информации. На некоторых страницах сайта Nag, которые сейчас доступны только из России, инженеры размещали советы по работе систем в соответствии со требованиями ФСБ.

Сеть компаний и брендов, управляемых Nag в Казахстане, Узбекистане и ОАЭ, также помогла скрыть поставки подсанкционных технологий. В общей сложности за последний год Nag ввез в Россию оборудование Cisco на сумму почти 10 млн долларов и продукцию Nokia и Intel на сумму около 1 млн долларов. 

Перевод ТК Briefly.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии