Настоящим бичом социальных сетей становится троллинг, объёмы и возможности которого стремительно расширяются благодаря распространению технологий ИИ, как не дать затянуть себя в воронку бесконечных фейков, сбить с толку и не оказаться жертвой манипуляций рассказывает спецкор издания-иноагента The Bell Ирина Панкратова в очередном выпуске проекта «Онлайн-расследование».
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
Инструменты определения тролля
Понятие «интернет-троллинг» применяется как к реальным людям с тягой к самоутверждению через регулярные споры и критику незнакомых им людей в соцсетях, так и к нанятым сотрудникам, которые распространяют нужные заказчику идеи в интернете за гонорар или зарплату. В этом материале поговорим как раз о вторых.
Пять признаков тролля:
1. Анонимность. На аватарке тролля будет картинка или чужое фото. Если это фото, поищите его реального владельца с помощью сервисов Pimeyes и Findtwin, а также загрузив фото в поиск по «Яндекс-картинкам».
2. Пустой аккаунт. В профиле тролля никогда не будет типичной для большинства пользователей ленты с личными фотографиями, мыслями, воспоминаниями и переписками. Чаще всего аккаунту тролля 1–3 года. Сервис Socialblade после регистрации позволяет начать мониторинг активности пользователя.
3. Только политические комментарии. Тролли не обсуждают фильмы, рестораны, путешествия, образование или дружеские вечеринки. Проверить, не публикуют ли другие пользователи дословно те же сообщения, что и этот тролль, помогает поиск по постам в Telegram и поиск постов конкретного пользователя в Facebook.
4. График публикаций. Интернет-тролль — это работа, поэтому аккаунт будет публиковать сообщения в определенные часы своих дежурств (за исключением случаев, когда аккаунтом управляет несколько человек) и оставлять десятки сообщений в день. Средний показатель тролля — более 50 сообщений/твитов в день, подсчитывал Оксфордский институт интернета.
5. Единая стилистика. Троллей отличает снисходительный тон (хамство, переход на «ты» и на личности и т.п.), отсутствие эмоций, игнорирование фактов и часто обильное использование хэштегов. Посмотреть, как в соцсетях распространяется тот или иной хэштег, позволяет сервис Social searcher. Также полезные поиски по хэштегам — Socialbearing и Hashtagify (поиск по твиттеру онлайн больше не работает, но доступен архив).
Другие инструменты для определения троллей:
— «Ботнадзор» (бывшая «Ловушка Пригожина») после установки скрипта начинает подсвечивать розовым цветом комментарии ботов на страницах VK прямо во время вашей работы на сайте.
— Еще один блокировщик ботов от анонимных активистов-ресерчеров, регулярно комментирующих тему интернет-троллей в авторитетных международных медиа.
— Twitteraudit по никнейму оценивает, насколько конкретный пользователь похож на тролля.
— Редкий пример: работающий с нынешнем твиттером (X) сервис Botometer оценивает пользователей на признаки ботов.
— Fakelikeinfo оценивает пользователей Instagram на предмет, не похожи ли они на ботов, аналоги — Iinstahero и Trendhero.
Меры предосторожности
— Во всех соцсетях есть кнопка жалобы на пользователя. Если вы столкнулись с троллем или ботом, не забудьте пожаловаться на аккаунт.
— Сразу после этого блокируйте тролля. Получить любой ваш ответ является его профессиональной задачей, поэтому единственный способ помешать троллю — игнорировать его.
— Иногда профессиональных троллей наказывают за «раскрытие». Это возможно, если тролль использовал чуть более реалистичный аккаунт, чем обычные тролли, и специализировался на нескольких комьюнити. Если вы собрали доказательства, что это тролль, опубликуйте их в комьюнити, при этом по-прежнему не вступайте с самим троллем в диалог.
Примеры использования
Журналисты регулярно используют инструменты отслеживания троллей для расследования пропаганды. Самая известная «фабрика троллей» была создана Евгением Пригожиным, а затем образовалась и «фабрика медиа», которую обнаружил журнал РБК. Авторы использовали сервисы проверки телефонных номеров (такие как GetContact), отслеживание хэштегов и еще работавший тогда сервис Facebook Graph для более глубокого поиска по Facebook. Впоследствии Facebook отключил его в рамках защиты персональных данных.
После начала войны созданный при поддержке Пригожина «Киберфронт Z» организовал новую фабрику Z-троллей, обнаружило издание «Фонтанка» с помощью объявления о наборе троллей в tg-чате. О мониторинге Telegram для отслеживания нарративов пропагандистов мы рассказывали в предыдущем тексте.
После смерти Пригожина, с помощью инструмента «Ботнадзор» (быв. «Ловушка Повара»), выяснилось, что с мая 2023 года около 13 тысяч его бывших ботов в сети VK стали работать против своего создателя, что указывало на смену контроля в его «фабрике». Ведь свои тролли есть у многих пропагандистских холдингов и госструктур.
Например, в совместных расследованиях с «Медузой» мы рассказывали о работе ботов, подконтрольных госкорпорации «Ростех», а также о «фабрике накруток» в VK. Тот же инструмент «Ботнадзор» позволил нам составить «портрет» типичного VK-тролля.
Приведем типичный пример работы одного из таких троллей, который комментировал упомянутые в тексте пропагандистские группы VK — аккаунт «Тарас Лаптев». После публикации расследования страничка была удалена, но вот подборка с примерами комментариев, который оставлял этот аккаунт.
Что мне с этого?
Интернет-тролли порой составляют половину комментариев под постами в соцсетях и площадках вроде YouTube. Главная пропагандистская функция тролля — создать иллюзию массовости определенной точки зрения. Исследователи давно и многократно доказали, что так называемое «чувство толпы» движет человеком на подсознательном уровне и часто не поддается контролю (1, 2, 3, 4 и др.). Чтобы не становиться жертвой манипуляций, важно уметь отличать реальных комментаторов от ботов.