Зеленский и Байден
29.09.2024 Политика

Как выглядит «победа» для Украины?

Фото
Леон Нил/AP

Политический обозреватель Оуэн Мэтьюз* (Owen Matthews) написал для The Spectator статью, в которой проанализировал, что представляет как победу в схватке с Россией президент Украины Зеленский и что на самом деле может считаться его победой. 

В Нью-Йорке Владимир Зеленский представил Джо Байдену «План победы» для Украины. Но как определить, что на самом деле означает «победа»? По этому вопросу между Зеленским и его западными союзниками, а также внутри самой Украины возникает фундаментальная и быстро расширяющаяся дистанция.

Окончание военного конфликта ради спасения будущего своей страны — это нарратив, который принимает все больше и больше украинцев.

Но Зеленский настаивает — суть украинской победы заключается в том, чтобы «оккупационная армия была изгнана силой или дипломатическим путем таким образом, чтобы страна сохранила свою подлинную независимость и освободилась от оккупации». 

Он также отверг идею прекращения огня и заявил, что любое «замораживание войны или любые другие манипуляции... просто отложат российскую агрессию на более поздний срок». Даже когда Россия продолжает неуклонно наступать на Донбассе, Зеленский и его лейтенанты все еще говорят о победе.

Сравните это с осторожными заявлениями из Вашингтона, которые вместо этого сосредоточены на укреплении линии фронта и неизбежных мирных переговорах. 

По словам советника Белого дома по национальной безопасности Джейка Салливана, последний транш американской помощи призван «обеспечить Украине сильные позиции на поле боя, чтобы они оказались в сильной позиции за столом переговоров». Часть «существенного пакета» в размере 717 миллионов долларов — это военное оборудование, необходимое Украине для стабилизации фронта и обеспечения «жесткого сопротивления» российских войск, сказал Салливан. 

Но большая часть помощи предназначена для восстановления энергосистемы Украины, обеспечения продовольствием, жильем и медикаментами, а также для разминирования. 

Это очень отличается от двух огромных пакетов помощи в размере 60 миллиардов долларов, в основном военной, которые были санкционированы США в 2022 году и в начале этого года.

И это сильно отличается от решающего трансфера основных боевых танков, истребителей F-16, противоракетной обороны и крылатых ракет, в которых, по словам Зеленского, он нуждается.

Ожидается, что «План победы» Зеленского, помимо увеличения количества оружия, будет включать разрешение на использование западных ракет против целей внутри России и ускоренное принятие в НАТО и Европейский союз. Если этого не произойдет, страстно утверждал Борис Джонсон на этих страницах на прошлой неделе, «молодая, храбрая и прекрасная страна» будет разгромлена — «катастрофическое поражение» не только для Украины, но и для НАТО, которое приведет к «глобальному краху доверия к Западу». (И этого не произошло пока, как известно – прим. ВиД.)

По логике Зеленского и Джонсона, «поражением» можно считать все, что угодно, кроме изгнания российских войск со всех территорий с 2014 года. 

И, следовательно, Украина должна продолжать борьбу до тех пор, пока это не будет достигнуто, любыми средствами — включая, призыв миллионов украинских мужчин, бежавших за границу. Иными словами, мир невозможен без отвоевания и наказания агрессоров. 

Но внутри Украины зарождается совсем другой нарратив, в котором мир и безопасность ставятся во главу угла, а не победа и справедливость. 

Возможно, истинная «победа» для Украины заключается не в возвращении утраченных земель, а в том, чтобы стать процветающей, демократической европейской страной, свободной от российского политического вмешательства и достаточно сильной, чтобы защитить себя от будущих военных угроз.

И, возможно, [победа] в военном конфликте, который уничтожает целое поколение молодых украинцев и разрушает инфраструктуру и экономику страны, на самом деле является победой Владимира Путина.

В прошлом году бывший советник администрации Зеленского Алексей Арестович вызвал политическую бурю, написав: «Если потеря Донбасса и Крыма - это цена за вступление Украины в ЕС и НАТО, то это небольшая цена». 

Он быстро покинул страну после того, как его обвинили в предательском пораженчестве. Но прекращение военного конфликта ради спасения будущего своей страны —это идея, которую все больше и больше украинцев начинают принимать. 

Опросы показывают растущее разочарование украинцев в конфликте: 70 % считают, что правительство использует его в личных целях. Более 57 процентов теперь поддерживают переговоры о прекращении «войны» - по сравнению с 43 процентами год назад.

«Нам нужно отрезать потерянные территории, как гангренозную конечность, и заняться нашим будущим», — сказал мне один бывший высокопоставленный министр в кабинете Зеленского во время недавнего визита в Киев. Разрыв между политической элитой, которая проигрывает эту «войну», и простыми людьми уже очень глубокий.

Является ли Зеленский просто наивным, продолжая настаивать на том, что Украина действительно может вернуться к своим довоенным границам, или же Зеленский, как предполагают некоторые его внутренние оппоненты, на самом деле создает нарратив о предательстве Запада, который позволит ему начать переговоры с Россией без потери лица? 

По мнению бывшего генерального прокурора Украины Юрия Луценко, оппозиционного политика и бывшего лидера революции на Майдане, амбициозный список пожеланий, который Зеленский представляет Вашингтону, на самом деле рассчитан на то, что его отвергнут. 

Не получив ракет, самолетов и членства в НАТО, Зеленский сможет убедительно заявить, что Украину подвели союзники и у нее нет другого выбора, кроме как вести переговоры. 

Российские требования, несомненно, будут включать несколько пунктов, которые русские уже уступили украинскими переговорщиками на переговорах в Стамбуле в апреле 2022 года. Это украинский нейтралитет, а также правовой статус занятой территории. 

Сделка, полагает Луценко, может быть вынесена на общенациональный референдум как единственный способ сохранить независимость и суверенитет Украины. Тогда Зеленский сможет «встать в позу президента мира» на будущих выборах и обвинит Запад в подобном компромиссе, — указывает бывший генеральный прокурор. 

Часть украинского общества будет рассматривать любое прекращение огня или перемирие, которое замораживает конфликт вдоль линии огня, как ужасное предательство — мир без чести. 

Для самого Зеленского возвращение за стол переговоров неизбежно приведет к обвинениям в том, что прерывание переговоров в апреле 2022 года было грубой ошибкой. 

А другая часть украинских избирателей потребует разъяснений, ради чего была принесена эта ужасная жертва, если итоговое соглашение будет очень похоже на то, что лежало тогда на столе в Стамбуле.

 Наличие третьей стороны, на которую можно свалить всю вину — в виде Запада, — это политически полезный способ примирить тех украинцев, которые требуют мира, и тех, кто настаивает на справедливости, и может стать ключом к тому, чтобы Украина оставалась управляемой после окончания военного конфликта.

В идеале «победа» должна сочетать в себе и мир, и справедливость. Но реальность такова, что территориальный раздел Украины, как это ни трагично, уже произошел. Как и другие разделы и аннексии, он был несправедливым, незаконным, кровавым, ужасающим. Но, как выяснили переговорщики в Дейтоне после югославской войны, практически невозможно обратить вспять этническую чистку и вернуть разоренные земли к прежнему статус-кво. 

Прокиевское население занятых территорий подвергается террору, арестам и вынуждено бежать. В то же время крупнейшим контингентом войск, воюющих на стороне России стали 130 000 бывших граждан Украины из Донбасса, которые сражались и погибли на своей земле против киевских войск. 

Принуждение этих русскоязычных к насильственному возвращению в состав Украины сделает страну более сильной и стабильной, демократичной и свободной — или наоборот?

Многие из самых горячих союзников Украины утверждают, что оставить Путину 22 процента территории Украины, которую он занял ценой огромной крови, было бы наградой за агрессию. «Мы будем иметь риск эскалации по всей периферии бывшей советской империи», — утверждал Джонсон на прошлой неделе.  «Мы, вероятно, увидим эскалацию в Южно-Китайском море и на Ближнем Востоке... везде, где Путин посчитает, что агрессия окупится».

Но правда в том, что якобы могучая российская армия была остановлена НЕ НАТО, а крошечными вооруженными силами Украины. России потребовалось девять месяцев и 10 000 человек, чтобы взять небольшой город Авдеевку. 

Почему кто-то должен думать, что Варшава будет следующей в списке целей Кремля? 

Кто может убедительно утверждать, что этот военный конфликт, который стоил России бесчисленного количества погибших, разрушивший часть экономики и превративший Москву в политического вассала Пекина, был успешным и должен будет повториться?

Никто не станет также утверждать, что Финляндия проиграла Зимнюю войну 1939-40 годов, когда независимая прибалтийская страна столкнулась со всей мощью сталинской Красной армии. 

Вопреки необычайным трудностям финны отбили своих русских врагов и остались независимыми и свободными — несмотря на то, что потеряли десятую часть своей довоенной территории. 

Путин, несомненно, будет утверждать, что любое соглашение о перемирии — это победа. Но по любым объективным меркам его «война была ужасной катастрофой», которая не выполнила своей главной задачи — вернуть Украину в политическую орбиту Москвы. 

Этого, очевидно, уже никогда не произойдет. Итог этого конфликта заключается в том, что Путин получил Донбасс, но потерял Украину.

Потери часто сопровождаются сожалением, чувством предательства и стыда. Миллионы украинцев, вынуждены были покинуть Донбасс — подобно немцам Померании и Восточной Пруссии в 1945 году, кашмирцам, пенджабцам и бенгальцам в 1947 году или киприотам в 1974 году. Они все окажутся навсегда вырванными из своих домов. 

Но когда-нибудь эта «война» закончится, и закончится она —- как предсказывал сам Байден еще в мае 2022 года — за столом переговоров. Ни одна из сторон не сможет одолеть другую.

Таким образом, справедливость — в виде возвращения территорий, наказания российских военных преступников или выплаты репараций — недостижима. 

Но с помощью Запада безопасность Украины достижима—  как и процветание, и свобода. Украина доказала, что у ее народа есть мужество, дух и воображение для достижения великих целей. 

Возможно, именно строительство нового демократического будущего, а не бесконечная арьергардная борьба с культом смерти, является сейчас настоящей славой Украины? 

Перевод ТК Briefly.

*Об авторе. Известный британский журналист Оуэн Мэтьюз — наполовину русский, и именно о своих русских корнях он написал книгу "Антисоветский роман", ставшую мировым бестселлером и переведенную на 22 языка. Мэтьюз учился в Оксфорде, а после работал репортером в горячих точках — от Югославии до Ирака. Значительная часть его карьеры связана с Россией: он много писал о Чечне, работал в Тhe Moscow Times, а ныне возглавляет московское бюро журнала Newswеек.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии