западные наёмники в рядах ВСУ Украины
28.11.2024 Политика

Как Трамп справится с конфликтом на Украине, и как на это отреагируют Украина, Россия и Европа?

Автор
Фото
Ignacio Marin/Reuters

В январе Трамп возвращается в Белый дом. Сможет ли он положить конец крупнейшей войне в Европе с 1945 года? По мнению авторов статьи в британском The Economist шансы складываются против него. А что насчёт России и Украины – в чём их шансы?

Ему придется преодолеть российскую непокорность, украинское негодование и европейскую разобщенность. «Это как Христофор Колумб, который пытается заглянуть за океан, думая, что направляется в Индию», — говорит бывший заместитель премьер-министра Украины и министр иностранных дел Константин Грищенко.

Есть опасения, что Трамп протолкнет плохую сделку ради видимости.

Если приоритетом для Трампа является заключение сделки — любой сделки — то он может просто сократить помощь Украине и настоять, чтобы она приняла требования России. Некоторые в его окружении, например сын Дональд-младший, с восторгом представляют себе, что Трамп лишит Украину «пособия», то есть миллиардов, которые Америка выделяет ей в виде военной и экономической помощи.

«На самом деле мне все равно, что произойдет с Украиной, так или иначе», — заявил в 2022 году избранный вице-президент Джей Ди Вэнс. «Я... остаюсь против практически любого предложения о том, чтобы Соединенные Штаты продолжали финансировать эту войну», — добавил он в апреле этого года.

Если Америка бросит Украину на произвол судьбы, Владимир Путин сможет более или менее диктовать условия. В июне он изложил свою позицию — Украина должна вывести войска из четырех аннексированных Россией областей — Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской — несмотря на то, что примерно четверть их территории остается в руках Украины (Россия также сохранит Крым). Украине придется отказаться от планов вступления в НАТО.

Это, несомненно, позерство. В ноябре российские официальные лица заявили информационному агентству Reuters, (https://t.me/brieflyru/28972) что они рассматривают возможность простого замораживания нынешних линий фронта с «возможностью переговоров о точном разделе» территории.

Однако с учетом того, что украинские войска отступают, российская оборонная промышленность бурлит, а на стороне России в бой вступают северокорейские войска, Путин считает, что он одерживает верх. Хотя экономическое и социальное давление внутри страны растет, он не торопится заканчивать конфликт.

Он даже может избавиться от некоторых унизительных требований, которые российские переговорщики выдвинули на мирных переговорах в 2022 году, включая жесткие ограничения на вооруженные силы Украины (не более 85 000 человек), танки (максимум 342) и ракеты (максимальный радиус действия 40 км), потому что Путин знает, что украинцы не согласятся на это даже под давлением. 

Однако некоторые наблюдатели полагают, что Трамп сочтет поражение Украины плохим как для Америки, так и для своего имиджа. «Трамп не будет играть роль лоха… Он уйдет от плохой сделки», — утверждает Мэтью Кройниг из Атлантического совета, который недавно написал статью для The Economist в соавторстве с Майком Уолтцем, которого Трамп выбрал своим советником по национальной безопасности.

Трамп опасается, что провал на Украине подорвет его популярность, как хаотичный вывод войск из Афганистана в 2021 году подорвал популярность президента Джо Байдена, говорят инсайдеры.

Уолтц признал, что Америке могут понадобиться рычаги давления, чтобы добиться от Путина лучших условий. Уолтц предложил Америке расширить экспорт газа, ограничить продажу российской нефти, предоставить Украине больше оружия и ослабить ограничения на его использование, если Путин не сядет за стол переговоров.

Курт Волкер, занимавший пост специального посланника по Украине во время первого срока Трампа, считает, что изначально подход Трампа может быть простым — требование «прекратить войну» без каких-либо условий.

Другие люди в стране MAGA также думают, как можно обеспечить выполнение соглашения. Генерал в отставке Кит Келлогг, которого Трамп назначил специальным посланником по России и Украине, и Фред Флейц, ветеран ЦРУ из протрамповского аналитического центра, предложили (https://t.me/brieflyru/23367), чтобы Америка «продолжала вооружать Украину... чтобы гарантировать, что Россия не будет продвигаться дальше и не нападет снова после прекращения огня».

Украину не будут просить уступить территорию, а Америка и ее союзники снимут санкции и нормализуют отношения только в том случае, если Россия подпишет соглашение, «приемлемое для Украины». Если бы Трамп принял эти предложения, украинцы были бы в восторге.

Другой вопрос — какую роль сыграет Европа. Советники президента Франции Эммануэля Макрона опасаются, что дипломатия превратится в американо-российское дело, а Украина и Европа останутся в стороне. «Не думаю, что нам следует бороться с Трампом из-за того, что мы хотим мира на Украине», — говорит дипломат из Восточной Европы. 

По его словам, не только апологеты России должны призывать к прекращению конфликта. Но целью, добавляет он, должен быть прочный, а не половинчатый мир. Трамп все еще «играет с идеями… и ему нужен вклад европейцев», говорит дипломат. 

Вклад — да, но, возможно, и фунт плоти. Трамп считает, что, когда речь идет о помощи Украине, как и в целом о европейской обороне, европейцы должны нести большую часть расходов. С 24 января 2022 года по 31 августа 2024 года европейские страны выделили Украине около €118 млрд ($124 млрд) помощи, в то время как американские €85 млрд почти составляют соотношение 60:40.

Но если Трамп потребует разделения 80:20, то так тому и быть, считает европейский дипломат, считая, что это скромная цена за дальнейшее участие Америки.

Усталость Европы от военного конфликта преувеличена. Например, в Германии, согласно недавнему опросу Politbarometer, 43% респондентов хотели бы увеличить помощь Украине, в то время как только 24% хотят ее сократить.

Проблема в том, что, если сделка будет заключена, политическая поддержка сохранения помощи может быстро рассеяться. Россия тратит на военные расходы более 8% ВВП и поэтому может продолжить перевооружение. Украина, тем временем, будет вынуждена демобилизоваться, чтобы оживить свою экономику. Это может склонить Путина к новой попытке через год или два.

Украина, естественно, хотела бы получить твердые гарантии безопасности. В идеале они должны быть предоставлены в виде членства в НАТО. Но Трамп часто пренебрежительно отзывается об альянсе. «НАТО — это пережиток, и его следует упразднить», — писал его кандидат на пост министра обороны Пит Хегсет четыре года назад. И даже если Трамп одумается, не исключено, что другие члены НАТО, например Венгрия, наложат вето на вступление Украины.

Некоторые в окружении Трампа предлагают Европе вместо этого сформировать коалицию желающих разместить войска на территории Украины. Любое развертывание войск приведет к серьезной нагрузке на вооруженные силы Европы. Восточноевропейские страны, в ряде которых размещены многонациональные боевые группы НАТО, не захотят отказываться от них. Верховное командование НАТО также не захочет передавать резервные силы альянса.

Еще одна проблема — деньги. Например, запланированное Германией развертывание бригады в Литве может обойтись в 6 млрд евро на создание и 800 млн евро в год на содержание. Базы на Украине будут связаны с более сложной логистикой и потребуют более сложной защиты.

Размещение там, скажем, пяти бригад может легко превысить сумму в 43,5 млрд евро, потраченную странами ЕС на военную помощь Украине до сих пор. Кроме того, маловероятно, что европейцы отправят туда какие-либо войска без участия Америки, хотя воздушного прикрытия и косвенной поддержки может быть достаточно.

Европейские правительства, похоже, не продумали все это в деталях, говорит человек, знакомый с вопросом: «Мы не обнаружили никаких серьезных усилий по планированию, стоящих за большой идеей».

Но эта идея, по крайней мере, обсуждается на высоком уровне в европейских столицах. Северные и восточные европейские государства, вероятно, отнесутся к ней более спокойно, западные и южные — менее. Хотя общественное мнение во многих европейских странах настроено против, если бы развертывание происходило после прекращения боевых действий в составе многонациональных европейских сил, это могло бы показаться более приемлемым.

Макрон публично высказывал идею отправки французских войск на Украину. Британия также может стать достойным членом экспедиционных сил. Ее вооруженные силы были активно задействованы на Украине, а премьер-министр Великобритании Кир Стармер стремится восстановить связи в области безопасности и обороны с европейскими партнерами. 

Немецкие чиновники более нерешительны. Однако считается, что Фридрих Мерц, лидер правых христианских демократов и вероятный канцлер после выборов в феврале, более открыт для этой идеи. 

Однако эти планы зависят от того, сохранит ли Трамп интерес к сделке. Эрик Киарамелла из Фонда Карнеги за международный мир, который работал в Белом доме при Трампе, утверждает, что изоляционистское крыло Республиканской партии набирает силу. Трамп может искать легкую сделку, сочетая «пряники для России и кнуты для Украины» — предложение снять санкции с России и угроза прекратить поставки оружия на Украину.

Если Украина рухнет, Трамп просто обвинит в этом Байдена, говорит Киарамелла.

Крах Украины не является неизбежным, хотя российские успехи, вероятно, ускорятся в ближайшие недели. Администрация Байдена торопится с поставками оружия в последние недели пребывания у власти, расходуя оставшиеся средства из выделенных Конгрессом, и спеша отправить на фронт все, что можно. Она смягчила правила, ограничивающие использование некоторых ракет против целей в России, и передает мины, чтобы помешать продвижению российских войск.

Оружие будет поступать и в следующем году, если только Трамп не остановит этот поток. Высокопоставленные чиновники администрации Байдена утверждают, что украинские запасы артиллерийских снарядов, зенитных ракет и других боеприпасов сейчас в лучшем состоянии, чем когда-либо за долгое время.

Союзники Америки скорее из надежды, чем из убеждения, выражают уверенность, что Трамп не продаст Украину.

Многие высшие должностные лица Украины приветствовали его избрание. Президент Владимир Зеленский предложил американским компаниям особый доступ к украинским месторождениям редких минералов в качестве услуги за услугу, что может понравиться транзакционному Трампу.

Глава военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр, выступая на Международном форуме по безопасности в Галифаксе (Канада) в конце ноября, заявил: «Я не могу представить, что в интересах Соединенных Штатов, чтобы Путин вышел победителем из любых возможных мирных переговоров».

Один из европейских министров иностранных дел отказался рассматривать идею, что Украина будет оставлена: «Это было бы таким шоком, что этого не произойдет». 

Перевод ТК Briefly.

На снимке: западные наёмники в рядах ВСУ Украины.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии