Глава Центробанка Набиуллина решила, кажется, поддержать главу России Путина, заявившего в ходе прямой линии/пресс-конференции, что скачок цен на куриные яйца - это результат выросшего спроса, обусловленного повышением доходов граждан, и заявила вслед за ним (вчера, в интервью РБК), что да, причина в росте спроса. Правда, Эльвира Сахипзадовна уточнила: спрос опередил в результате «возможности предложения». Вот да, в этом вопрос: почему возможности упёрлись в потолок?
В принципе, понять это не сложно, достаточно внимательно следить за публикациями в СМИ (которые не всегда врут) и иметь в виду, что базовым продуктом дорогих россиян при всём при том остаётся мясо. А здесь картина вырисовывается следующая.
Цены на свинину на конец октября выросли в сравнении с серединой лета на 20% (в среднем по году ожидается рост на 7%, округлённо), на говядину – на те же 7%, на куриное мясо за 10 месяцев 2023 года – на 30%. Впечатляет, но важно понимать, что решающее значение имеет не столько абсолютный рост цен, сколько их эластичность. Другими словами, есть уровень цен, при превышении которого тот или иной продукт просто становится не по карману среднему потребителю, и он начинает искать ему замену.
Ровно это и произошло: яйца стремительно стали замещать в рационе мясо и подскочили аж под самый желудок.
Разумеется, у каждого скачка есть свои причины. Свинина, например, резко подорожала в результате того, как пишут, что в середине лета Китай снял ограничения на её импорт, и российские свиноводы кинулись ловить дополнительные прибыли (а помимо этого сказалась вспышка африканской чумы свиней), говядина и курятина – в результате снижения поголовья КРС (почти на 2%) и бройлеров, но есть и общая причина. И она – в санкциях, как бы мы над ними ни смеялись.
Как уточнил в недавнем интервью «Известиям» зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов, снижению поголовья КРС поспособствовал рост издержек производства: из-за валютного курса подорожали корма и ветпрепараты («из-за валютного курса» означает, что мы их, корма и ветпрепараты, импортируем), выросли ставки кредитов, тарифы ЖКХ, логистика. Кроме того, в ситуации, когда ключевая ставка достигла запретительного уровня, банки затягивают принятие решений по кредитованию агросектора. Понятно, что это относится ко всему сектору мясного производства.
Например, исследование аналитического проекта «Контур.Фокус» показало, что число организаций, занимающихся разведением сельскохозяйственной птицы и производством яиц в России, за последние три года снизилось на 11,8% — с 5,65 тыс. до 4,9 тыс. По словам эксперта «Контур.Фокуса» Антона Яковлева, основное влияние на отрасль оказали санкции — из-за них возникли перебои с поставками кормов, эмбрионов птицы, ветеринарных препаратов, технологического оборудования.
То есть, импортозамещение на марше, но ему здорово мешают овраги. Я в связи с этим задумался, а в чём была идея недавнего, ещё до скачка цен на яйца, выхода сельхозминистра Дм.Патрушева на видеосвязь с Путиным из курятника, министр что-то знал, намекал? Трудно сказать.
Ну, и новость вчерашнего дня по той же, по сути, теме, только с другого конца: США увеличили зону контроля в Арктике, расширив «свой» континентальный шельф (продолжение сухопутной территории страны под водой) сразу на 1 млн км², что вдвое превышает площадь Калифорнии. Могущество США приросло в Арктике и Беринговом море, и это прямо продолжает давление на компанию «Новатэк», конкурирующую с Штатами а рынке сжиженного природного газа (СПГ) и в ноябре попавшей под санкции со стороны США.
«Новатэк», после объявления санкций, выждал паузу, а на той неделе отправил некоторым своим партнёрам по проекту "Арктик СПГ 2" уведомление о форс-мажорных обстоятельствах. Вчера о форс-мажоре объявили иностранные акционеры проекта «Арктик СПГ-2»: французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC. Правда, китайские и японские компании обратились к США с просьбой исключить поставки СПГ из-под санкций, но шансов, что она будет удовлетворена, немного, а значит в повестке - потеря «Новатэком» долгосрочных контрактов на вывоз СПГ и необходимость финансирования "Арктик СПГ 2" самостоятельно. Речь, в том числе, о необходимости закупки минимум трёх судов для перевозки и непонятно где. На российского производителя – завод «Звезда» - надежд не осталось, там проблемы с поставками оборудования, потому что оно опять же импортное, иноверфи откажутся, скорее всего, из-за угрозы вторичных санкций, значит, надо идти с мешком денег на вторичный (он же – серый) рынок и переплачивать за танкеры вдвое.
Конечно, когда Родина в опасности, мы за ценой не постоим, но надо помнить, что нам ещё платить и платить, а не успокаивать себя (как успокаивают нас с горних вершин) картинами вот-вот победы.