Совместная тренировка французских и украинских военных
24.04.2024 Политика

Представлен план вовлечения войск НАТО в войну на Украине

Фото
Olivier Chassignole / Reuters

The Foreign Affairs опубликовала статью, которая по сути представляет собой детальный план вовлечения войск НАТО в войну на Украине. По мнению авторов (Alex Crowther, Jahara Matisek, and Phillips P. O’Brien), инспирированному, по-видимому, оценками военных экспертов, эти войска, не принимая участия в прямых столкновениях с российской армией, могли бы взять на себя логистические и сервисные функции и это не дало бы повод Путину объявить войну североатлантическому союзу. Тот факт, что при этом для переброски на передовую будут высвобождены около 20 тысяч украинских военных с техникой и оружием, экспертов не смущает. Сползание к ядерной войне продолжается…

В Европе снято табу. Всего несколько месяцев назад для европейских лидеров было бы немыслимо предложить отправить европейские войска в Украину. Но 26 февраля президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что развертывание европейских войск на Украине «не исключено». 

С тех пор к этому хору присоединились и другие европейские чиновники: министр обороны Финляндии и министр иностранных дел Польши заявили, что войска их стран могут оказаться на Украине. Эти комментарии в сочетании с существующей поддержкой таких мер в странах Балтии показывают, что растет блок стран, открытых для прямого европейского вмешательства.

Эти взрывные комментарии обусловлены изменением динамики конфликта. Дебаты в Конгрессе США по вопросу об оказании военной помощи Украине закончились провалом. Новый пакет помощи наконец-то готов к утверждению, но многомесячные проволочки в Вашингтоне обескуражили европейцев и дали Москве надежду на то, что решимость Запада поддержать Киев дает трещину. 

Российские войска, усиленные техникой из Китая, Ирана и Северной Кореи, воспользовались пробелом в американской военной поддержке Украины, усилив свои атаки на гражданское население и невоенную инфраструктуру. В начале апреля, зная, что у Украины не хватает зенитных боеприпасов, Россия нанесла ракетный удар, который уничтожил крупнейшую электростанцию в Киевской области. 

Ранее, в марте, российские войска нанесли удары по плотине гидроэлектростанции в Днепре и другим объектам электроснабжения в районе Херсона, что подорвало украинскую промышленность и сделало экономику страны более зависимой от европейской электросети. 

Дальнейший ущерб, нанесенный критически важной инфраструктуре, атомным электростанциям и сельскохозяйственным угодьям, резко повысит затраты на восстановление, значительную часть которых, скорее всего, придется оплачивать западным партнерам Украины. 

По мере того, как российские войска ускоряют свое продвижение, есть вероятность того, они смогут прорвать украинскую оборону на восточном фронте и поставить под контроль Украины Харьков или даже Киев. И это представляет для Европы угрозу безопасности, которую она не может игнорировать.

Победа России на Украине подтвердила бы ревизионистские амбиции президента Владимира Путина и его веру в слабость Запада. Это позволило бы Кремлю держать Россию на военной ноге - с таким подходом к контролю всего общества европейские страны не смогут сравниться. 

Нет причин ожидать, что Путин остановится на Украине; он уже заявил, что все бывшие советские республики должны быть возвращены в состав России. Следующими могут стать страны Балтии, а за ними - Финляндия и Польша, которые были княжествами в составе досоветской Российской империи.

Угрожая ввести войска, европейские страны пытаются нарушить эту тревожную траекторию. Однако, чтобы действительно изменить ситуацию на Украине, европейские страны должны сделать больше, чем просто говорить о размещении войск. Если Соединенные Штаты продолжат откладывать помощь, и особенно если в ноябре президентом будет избран Дональд Трамп (который пообещал закончить конфликт на Украине в течение 24 часов), Европа станет единственным защитником Украины. 

Европейские лидеры не могут позволить себе американской политической дисфункции диктовать европейскую безопасность. Они должны всерьез задуматься о размещении войск на Украине для обеспечения логистической поддержки и обучения, защиты границ и критической инфраструктуры Украины или даже для защиты украинских городов. Они должны дать понять России, что Европа готова защищать территориальный суверенитет Украины. 

Принять ужасную реальность ситуации на Украине и решить ее сейчас - это лучше, чем оставить дверь открытой для России, чтобы ускорить ее имперское продвижение.

Идея ввода европейских войск в Украину вызвала предсказуемые возражения. Кремль был возмущен недавними заявлениями Макрона и других, предупреждавших о войне - возможно, ядерной - со всей Европой. Вашингтон и Берлин также гневно отреагировали. И Германия, и Соединенные Штаты строго ограничили помощь, которую они оказывали Украине на протяжении всего противостояния, опасаясь, что Россия может выполнить свои угрозы эскалации, и резко критикуют более ястребиные европейские государства за то, что они считают ненужной провокацией.

Такая оппозиция не умаляет преимуществ, которые европейские войска могли бы обеспечить на Украине, и тот факт, что Берлин, Москва и Вашингтон отреагировали так резко, показывает, почему так важно провести эту дискуссию. Европейские лидеры продемонстрировали, что можно выйти из односторонней дискуссии об эскалации, которая до сих пор работала в пользу России. 

В предыдущей модели Москва угрожала эскалацией, а Берлин и Вашингтон отвечали словами и действиями, направленными на деэскалацию - динамика, которая сдерживала и Германию, и США от отправки более современных ракетных систем, в которых Украина отчаянно нуждается. Теперь угрозы исходят от Европы, а Россия чувствует себя крайне неуютно. 

Слишком много политиков и обозревателей в США и Европе повторяют тезисы самого Путина, предупреждая, что любое внешнее вмешательство на Украине приведет к Третьей мировой войне. В действительности же отправка европейских войск была бы нормальной реакцией на конфликт такого рода. 

Конфликт России нарушил региональный баланс сил, и Европа жизненно заинтересована в том, чтобы этот дисбаланс был исправлен. Очевидный способ сделать это - предоставить спасательный круг украинским военным, которые снова могут быть брошены на произвол судьбы Соединенными Штатами, и лучшим спасательным кругом будут европейские солдаты.

Если политика Соединенных Штатов не изменится, Украине понадобятся альтернативные источники помощи, чтобы продолжать борьбу, и Европа - естественный помощник.

Европейские войска могут принять участие как в небоевых, так и в боевых операциях, чтобы ослабить давление на Украину. Небоевую миссию было бы легче всего продать в большинстве европейских столиц. Европейские войска могли бы разгрузить украинцев, выполняя логистические функции, такие как обслуживание и ремонт боевых машин. 

Оставаясь к западу от реки Днепр - естественного барьера, защищающего большую часть Украины от российских наступательных действий, - европейские силы продемонстрировали бы, что они там не для того, чтобы убивать российских солдат, упреждая неизбежные обвинения России в европейской агрессии.

Некоторые украинские машины уже отправляются в Германию, Польшу и Румынию для капитального ремонта, но выполнение этой задачи ближе к фронту ускорит процесс, сократит время нахождения техники вне боя и высвободит больше украинских сил для выполнения боевых задач. 

Французские, польские и другие европейские военные советники также могли бы проводить летальные и нелетальные тренировки на территории Украины для дальнейшего повышения профессионализма армии страны. Если в следующем году украинские вооруженные силы будут дополнительно мобилизованы - что представляется вероятным, - увеличение возможностей для обучения новобранцев внутри Украины будет особенно полезным.

Конечно, европейские силы могут сделать больше, чем ремонт и обучение. Наиболее ограниченная форма европейских боевых миссий может по-прежнему оставаться к западу от Днепра и носить оборонительный характер. 

Одна из таких миссий могла бы включать укрепление возможностей ПВО Украины в этом регионе путем развертывания персонала, предоставления оборудования или даже взятия на себя командование и управление украинской системой ПВО. 

Риски эскалации были бы минимальными, поскольку у европейских сил было бы мало шансов убить российских военных летчиков, запускающих боеприпасы на территорию Украины из белорусского и российского воздушного пространства. Но они помогли бы сбивать крылатые ракеты и беспилотники. 

При этом европейские батареи ПВО высвободили бы больше украинских войск для защиты войск вблизи линии фронта, а также пресекли бы попытки России уничтожить важнейшие объекты инфраструктуры и запугать украинское население, чтобы оно сдалось.

Европейские силы могли бы выполнять и другие оборонительные и гуманитарные задачи, такие как разминирование и обезвреживание неразорвавшихся российских боеприпасов. Это помогло бы защитить гражданское население и поддержать экономическое восстановление Украины, поскольку фермеры сейчас с трудом сажают и собирают урожай на полях, заваленных минами и другими неразорвавшимися боеприпасами.

Отправка европейских войск была бы нормальной реакцией на конфликт такого рода. Другая боевая роль - которая, как и миссия ПВО, скорее всего, не будет связана с российскими силами - заключается в патрулировании тех участков украинской границы, где не размещены российские войска, таких как побережье Черного моря, границы с Беларусью и Приднестровьем (отколовшийся регион в Молдове, оккупированный российскими войсками). 

Охрана этих флангов позволила бы высвободить более 20 000 украинских военнослужащих (а также оружие и боеприпасы, которые они несут) для ведения боевых действий на фронтах. 

Это также уменьшит вероятность открытия нового фронта вдоль этих границ, поскольку Россия почти наверняка будет стремиться избежать расширения военного конфликта за счет нападения на другие европейские военные формирования.

Европейские силы также могли бы помочь защитить три оставшихся черноморских порта Украины, которые жизненно важны как для украинской экономики, так и для глобальной продовольственной безопасности, разгрузив дополнительные украинские войска. 

Любая европейская операция на Украине будет иметь и эмоциональный вес. Присутствие европейских войск подняло бы моральный дух украинского народа и уверило бы его в том, что будущее его страны - в Европе.

Наконец, Европе необходимо рассмотреть возможность прямой боевой миссии, которая поможет защитить украинскую территорию к западу от Днепра. Помимо снижения нагрузки на украинские вооруженные силы в этих регионах, присутствие европейских войск сделает маловероятным продвижение российских войск через реку, защитив большую часть Украины от завоевания. 

Одной из потенциальных целей России является Одесса, главный порт Украины, через который осуществляется большая часть экспорта страны. Если российские войска приблизятся к городу, европейские силы, находящиеся поблизости, будут иметь право защищаться, открывая огонь по наступающим солдатам. Они могли бы помочь предотвратить российское наступление, которое, учитывая стратегическое положение Одессы, могло бы задушить украинскую экономику и подготовить российские войска к потенциальному вторжению в Молдову.

Москва попытается представить любой летальный ответ на российское нападение как европейскую агрессию, но ответственность за любую эскалацию будет нести Россия.

Риск того, что размещение европейских солдат на Украине в любом качестве приведет к эскалации конфликта, преувеличен. 

У России очень мало возможностей для наращивания масштабов своих обычных атак, если только она не применит биологическое или химическое оружие. 

Она уже потеряла более 90 процентов своей довоенной армии, сотни тысяч человек погибли, десятки тысяч боевых машин уничтожены, а подавляющее большинство самых современных систем вооружений израсходовано во время атак на Украине.

Санкции затруднили и удорожили производство российского оружия, а в результате ввода войск на Украину у России почти не осталось сил для охраны остальной части протяженной границы, не говоря уже о проведении значительных операций против других европейских государств. 

В январе 2022 года российская армия считалась второй после армии США; сегодня она, возможно, даже не является самой мощной армией на Украине. Но если европейские лидеры позволят России победить на Украине, Путин поймет, что ядерные угрозы позволят ему завоевать больше стран, не провоцируя европейский военный ответ.

Настоящий вопрос заключается в том, действительно ли Россия применит ядерное оружие, если европейские войска войдут в Украину. Пожалуй, это уже спорный вопрос, учитывая, что в настоящее время на территории Украины действуют силы специальных операций западных стран. 

Москва регулярно выступает с агрессивной риторикой в адрес членов НАТО, но до сих пор она только лаяла и не кусалась, избегая контактов с силами НАТО и сосредоточившись на соседних странах вне альянса, таких как Грузия и Украина, которые она может безопасно пинать. 

Путин угрожал напасть на Польшу, Румынию и страны Балтии еще в 2014 году, а в течение следующих нескольких лет он угрожал вторгнуться в Финляндию и Швецию [в отместку] за вступление в НАТО, в Норвегию за размещение дополнительных американских войск, в Польшу и Румынию за размещение объектов ПРО и в «любые европейские страны», которые позволят разместить американские ракеты на своей территории. (Хотелось бы, конечно, видеть ссылку на то, где и как Путин угрожал Польше и остальным – прим. ВиД.)

За последние полтора десятилетия Кремль угрожал или проводил военные игры, имитирующие применение ядерного оружия против Дании, Польши, Швеции, Украины, Великобритании, стран Балтии, Европейского союза в целом и, конечно же, НАТО и Соединенных Штатов. 

В определенный момент европейские лидеры должны проигнорировать сабельное бряцание Путина, которое является всего лишь пропагандой, основанной на необоснованном представлении о том, что НАТО хочет напасть на Россию или вторгнуться в нее. 

В конце концов, Россия не может позволить себе воевать сразу с несколькими европейскими странами, тем более начинать ядерную войну. 

Показательно, что страны, которые с наибольшей вероятностью могут стать мишенью для ядерной атаки - те, что граничат с Россией, в частности Польша и страны Балтии, - меньше всего обеспокоены такой перспективой, но справедливо опасаются агрессии воссозданных обычных российских вооруженных сил, воодушевленных успехом на Украине. 

Европа намного богаче, технологически более развита и имеет гораздо большее население, чем Россия. Москва знает, что не сможет победить, провоцируя весь континент, и стремится избежать военного вмешательства США, которое с большой вероятностью последует, если российские войска вторгнутся в страну НАТО и приведут в действие статью 5 устава альянса.

Россия возлагает надежды на победу полностью из-за того, что Европа рассматривает Украину как отдельную [структуру] от остальной части континента. Пока что ее надежды оправдываются. Европейские лидеры терпят конфликт на Украине, который вызвал бы единый европейский ответ, если бы он случился в любой стране НАТО или ЕС. Такое отношение позволило России развязать военный конфликт на Украине, будучи уверенной в том, что остальная Европа будет держаться на расстоянии.

Прибытие европейских войск на Украину изменит этот расчет. Москве придется смириться с тем, что европейская эскалация может сделать военное противостояние невыигрышным для России. Более того, ответные меры под руководством Европы подорвали бы российскую пропаганду о том, что вмешательство стран НАТО в дела Украины - это всего лишь американская уловка, направленная на подрыв России. 

Утверждение о том, что НАТО является агрессором, популярно во многих частях мира. А поскольку европейские силы будут действовать вне рамок НАТО и на территории НАТО, любые жертвы не вызовут ответной реакции по статье 5 и не привлекут США. Противником России будет не НАТО, а коалиция европейских стран, стремящихся уравновесить голый российский империализм.

Украина делает все, что может, но ей нужна помощь - помощь, которую европейские страны могут и все больше хотят оказать. Вместо того чтобы форсировать эскалацию конфликта со стороны России, присутствие европейских войск с большей вероятностью предотвратит его распространение и не допустит дальнейшего ущерба для экономики и инфраструктуры Украины. 

Европейским лидерам не нужно следовать диктату все более ненадежных Соединенных Штатов относительно того, как следует вести борьбу в Украине; они могут и должны сами решать, как лучше всего обеспечить свободу и безопасность континента. Европа должна сделать все необходимое для обеспечения своего будущего, и это начинается с обеспечения победы Украины в этом конфликте. 

Перевод ТК Briefly.

На снимке: совместная тренировка украинских и французских военных во Франции, ноябрь 2023 года.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии