С 2015 года ЦРУ потратило десятки миллионов долларов на превращение украинских спецслужб в своего союзника против РФ, утверждают источники газеты The Washington Post. С 2015 года, вот как заблаговременно люди готовились к тому, что Путин назвал СВО и полагал, что февраль 2022 года станет для Украины полной неожиданностью, а Киев будет взят «в три дня».
Убийство Дарьи Дугиной организовала Службой внутренней безопасности Украины (СБУ). Эта атака является частью бушующей теневой войны, в ходе которой украинские спецслужбы также дважды взрывали мост между Крымом и материковой Россией, запускали беспилотники на крышу Кремля и пробивали корпуса российских военных кораблей в Черном море. В миссиях участвовали элитные группы украинских оперативников из управлений, которые были сформированы обучены и оснащены в тесном сотрудничестве с ЦРУ.
Агентство предоставило Украине современные системы наблюдения, обучило новобранцев на объектах на Украине и в США, построило новые штаб-квартиры для отделов военной разведки Украины и обменивалось разведывательной информацией в колоссальных масштабах. По словам официальных лиц, ЦРУ сохраняет значительное присутствие в Киеве.
Представители американской разведки подчеркнули, что ЦРУ не причастно к целенаправленным убийствам, проводимым украинскими службами, и что его работа направлена на укрепление возможностей этих служб по сбору разведывательной информации об опасном противнике. Высокопоставленный сотрудник разведки заявил, что «любые потенциальные оперативные проблемы четко доведены до сведения украинских служб».
Многие тайные операции Украины имели четкие военные цели и способствовали обороне страны. Однако взрыв автомобиля, в результате которого погибла Дарья Дугина, показал, что Украина использует в качестве оружия «ликвидации». За последние 20 месяцев СБУ и Главное управление разведки Минобороны Украины совершили десятки убийств российских чиновников на новых территориях, предполагаемых украинских коллаборационистов, офицеров за линией фронта и видных сторонников конфликта в глубине России.
Пристрастие Украины к таким операциям осложнило ее сотрудничество с ЦРУ. Даже те, кто считает такие миссии оправданными в военное время, сомневаются в целесообразности некоторых ударов и решений. «У нас слишком много врагов, которых важнее нейтрализовать. Это люди, которые запускают ракеты. Люди, которые совершили зверства в Буче. Убийство дочери сторонника войны – это «очень цинично», – сказал один чиновник. Другие высказывали более широкие опасения по поводу жестокой тактики Украины, которая может казаться оправданной сейчас.
«Если разведывательные операции Украины станут еще более смелыми, например, будут направлены против россиян в третьих странах, то это может вызвать разлад с партнерами и войти в серьезное противоречие с более широкими стратегическими целями Украины. Среди этих целей – вступление в НАТО и Европейский Союз», – сказал второй чиновник.
Представители СБУ и ГУР Украины считают свои новые функции следствием обстоятельств. «Все цели, поражаемые СБУ, абсолютно законны», - говорится в заявлении директора ведомства Василия Малюка. В заявлении не было конкретного упоминания о заказных убийствах, но Малюк сказал, что Украина «делает все для того, чтобы справедливое наказание «настигло» всех предателей, военных преступников и коллаборационистов».
По словам нынешних и бывших американских и украинских чиновников, обе стороны стараются сохранять осторожную дистанцию между ЦРУ и убийствами. Представители ЦРУ после некоторых операций высказывали свои возражения, но управление не отказывалось от поддержки Киева. Украина избегала использования оружия или оборудования, которое можно было бы отследить по американским источникам. Даже финансирование было засекречено.
Бывший сотрудник американской разведки рассказал, что акцент в сотрудничестве сейчас делается на «на безопасных коммуникациях и ремесле», а также на поиске новых источников разведывательной информации внутри России, а не на «как надо взрывать мэра». Тем не менее, официальные лица признают, что границы иногда размывались. Сотрудники ЦРУ в Киеве знали о некоторых наиболее амбициозных планах Украины, но выражали обеспокоенность.
Шпионы Украины выработали собственную линию поведения в отношениях с американцами. По словам второго сотрудника украинских спецслужб, участвовавшего в подобных миссиях, «есть вещи, о которых мы, возможно, не стали бы говорить» с коллегами из ЦРУ. По его словам, если бы мы перешли эти границы, то получили бы от американцев резкий ответ: «Мы не хотим в этом участвовать».
Сотрудничество между ЦРУ и Украиной началось после политических протестов 2014 года. По словам официальных лиц, первые этапы сотрудничества носили ограниченный характер, поскольку обе стороны опасались агентов ФСБ. Поэтому ЦРУ совместно с СБУ создало совершенно новое, изолированное управление, которое должно было сосредоточиться на так называемых «активных мерах» против России. Это было Пятое управление, затем появилось Шестое управление для работы с британской MI-6. Учебные площадки располагались за пределами Киева, где отобранных новобранцев инструктировали сотрудники ЦРУ. Планировалось сформировать подразделения, «способные действовать за линией фронта и работать в качестве секретных групп».
ЦРУ предоставляло средства защищенной связи, подслушивающее оборудование, позволяющее Украине перехватывать телефонные звонки и электронную почту, и даже обеспечивало маскировку и униформу повстанцев на Донбассе.
На начальном этапе основное внимание уделялось вербовке информаторов среди марионеточных сил России и киберзащите. СБУ начала проводить диверсии и захват лидеров сепаратистов. И в результате за три года было убито не менее полудюжины людей. Украинские официальные лица заявили, что переход к более смертоносным методам был вызван российской агрессией, зверствами и попытками ослабить противника.
ЦРУ считало, что Главное управление разведки Минобороны Украины из-за своей компактности может оказать большее влияние. И сотрудники ГУР были «молодыми парнями, а не генералами КГБ».
С 2015 года ЦРУ приступило к столь масштабной трансформации ГУР, что за несколько лет «ее перестроили с нуля». Один из главных архитекторов этой работы сейчас в настоящее время руководит оперативной группой по Украине в штаб-квартире ЦРУ.
По словам чиновников, ГУР начал набирать оперативников для своего нового отдела. На объектах на Украине, а затем и в США оперативники ГУР проходили обучение различным навыкам: от тайных маневров в тылу врага до работы с оружейными системами и взрывчаткой. Обучение было направлено на то, чтобы помочь украинским оперативникам защитить себя, а не нанести ущерб российским объектам. Некоторые из новых сотрудников ГУРа были переведены из СБУ.
Благодаря переоснащению, у ГУР появились революционные возможности. За один день служба могла перехватить 250-300 тыс. отдельных сообщений от российских военных и ФСБ. Информации было так много, что оперативники не могли ею управлять. Эти массивы данных передавались в ЦРУ и АНБ. Инвестиции в проект составили миллионы долларов.
Со временем ГУР также обзавелся сетью источников в российском аппарате безопасности, включая подразделение ФСБ, отвечающее за операции на Украине.
Новые разведывательные возможности Украины оказались полезными с самого начала конфликта в феврале 2022 года. Например, СБУ получила разведданные о важных российских объектах. Это позволило нанести удары, в результате которых погибли несколько командиров и едва не погиб начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов.
В течение последнего года задачи спецслужб все чаще ставились не только в тылу врага, но и на территории России. Крымский мост был приоритетом. В первой операции участвовали невольные сообщники, в том числе и водитель грузовика, погибший при взрыве. «Мы прошли семь кругов ада, держа в неведении такое количество людей», - сказал Малюк в интервью об операции, которая, по его словам, зависела от «обычных российских контрабандистов». Американские официальные лица опасались эскалации со стороны Москвы. Это озабоченность исчезла после второго удара по мосту.
Официальные представители Украины отрицают непосредственную причастность обеих спецслужб к атаке на газопровод «Северный поток – 2», хотя американские и другие западные спецслужбы пришли к выводу, что Украина была связана с этим.
ГУР Минобороны Украины также прибегает к убийствам. В июле бывший командир российской подводной лодки Станислав Ржицкий получил четыре пули в грудь и спину в Краснодаре. Известно, что он использовал фитнес-приложение Strava для записи своих ежедневных маршрутов. Это и могло выдать его местонахождение.
Даже признавая свою ответственность за подобные действия, украинские официальные лица претендуют на моральное превосходство над Россией. По словам официальных лиц, СБУ и ГУР стараются не причинять вреда ни в чем не повинным людям даже при проведении ликвидаций. А Россия использует тактику «выжженой земли» и неизбирательные удары. По словам представителей силовых структур, ни одна крупная операция СБУ или ГУР не проводится без согласования с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Тем не менее, скептики считают, что заказные убийства и удары беспилотников по московским высоткам не помогают ни борьбе с Россией, ни долгосрочным стремлениям Киева вступить в НАТО и Евросоюз. Это все подпитывает нарратив Путина, что Украина представляет растущую опасность для простых россиян. Похоже, что эта точка зрения находится в меньшинстве. Другие считают, что эти нападения способствуют повышению морального духа украинцев и достижению определенной степени самосуда.
В Киеве подтвердили, что операция по убийству Дарьи Дугиной (хотя целью был ее отец Александр) была планирована СБУ. «Она – дочь отца российской пропаганды», - заявил один из сотрудников спецслужб. Взрыв автомобиля и другие операции на территории России – это «послание, наказание неминуемо даже для тех, кто считает себя неприкасаемым».
By Greg Miller and Isabelle Khurshudyan.
Перевод ТК Briefly.