Президент США Дональд Трамп
22.10.2018 Политика

Из рая в ад перелетая, или Что стоит за угрозой выхода США из договора о РМСД

Фото
linkis.com

В субботу президент Трамп сообщил мировой общественности то, о чём президент Путин знал в четверг, пообещав россиянам рай, а нашим недругам гибель без покаяния: что США намерены выйти из договора о ракетах малой и средней дальности. МИД РФ отреагировал на Трампа незамедлительно и ожидаемо: если США продолжат в одностороннем порядке выходить из международных соглашений, то «нам ничего не останется, кроме как предпринимать ответные меры, в том числе военно-технического характера», - заявил «РИА Новости» замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков. Анализ ситуации показывает, однако, что г-н Рябков погорячился. Впрочем, не он один.

Давайте я скажу без дипломатических экивоков: в декабре 1987 года, когда Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали Договор  о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), США слегка развели советское руководство.  Во-первых, «Першинги» в Западной Европе были инструментов отвлечения в большей степени, чем инструментом давления (ДРСМД ограничивал американцев по ракетам наземного базирования, но никак не затрагивал аналогичные морские, которых у них было и есть куда больше), а во-вторых согласно договору в течение трёх лет стороны уничтожили совершенно разное количество комплексов баллистических и крылатых ракет:  СССР - 1846, США — 846. 

Разумеется, договор способствовал снижению напряженности на Европейском субконтиненте и остроты противостояния СССР (Варшавского договора) и США (НАТО), но указанные нюансы не вызвали восторга у наших военных, а затем и у политического руководства, уже России. Впервые недовольство было высказано в июне 2000 года президентом РФ Владимиром Путиным, который заявил о возможности выхода России из договора. Не просто так, разумеется, а  в ответ на намерение США выйти из Договора о противоракетной обороне (ПРО).  Но тут надо вспомнить, а почему Штаты поставили вопрос о договоре по ПРО, - просто потому, что они вот такие и только и ищут, как бы ущемить Россию? 

Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) был 15-ю годами раньше, чем ДРСМД и обязывал СССР и США отказаться от создания, испытания и развёртывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО территории страны, только вокруг двух районов – столиц и баз стратегических ракет.  Казалось бы, два договора органично дополняют друг друга: сначала ограничивается возможность сдерживания атак, а затем уничтожается класс ракет, которыми такие атаки могут быть осуществлены – разоружаться, так разоружаться.  В той же логике в июле 1991 года М.Горбачёвым и Дж.Бушем  мл. была подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР - США (Договор СНВ-1), затем, в январе 1993 года, Договор СНВ-2 и, наконец, в апреле 2010 – СНВ-3, сроком до 2021 года. Все договора по СНВ сопровождались мутными оговорками, дополнительными протоколами, но худо-бедно всё же заключались. 

И вот теперь внимание. Все перечисленные договоры были двусторонними, между СССР (РФ) и США и ограничивали только эти два государства, у остальных – Китая, например, Ирана, Израиля и ещё несколько развивающихся в том числе в военном отношении стран, руки оставались развязанными, и в начале нулевых стало очевидным, что они, эти страны, поставили на вооружение собственные ракеты средней и малой дальности. Такое изменение ситуации привело к тому, что в 2001 году президент США Джордж Буш-младший сообщил об одностороннем выходе США из Договора по ПРО, и американцы вознамерились разместить системы противоракетной обороны в странах-клиентах в Европе, в Румынии, в частности.  Это вызвало гнев России, - мы никак не хотели поверить, как утверждал Госдеп, что системы ПРО направлены не против России, а для защиты от возможного нападения со стороны Ирана, скажем.   Но прошло несколько лет и в 2007 году тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов заявил в буквально следующее: «России не мешало бы обзавестись ракетами средней и малой дальности хотя бы потому, что они есть у Индии, Пакистана, Кореи, КНР, Ирана и Израиля. Эти страны расположены недалеко от наших границ, и не учитывать этого мы не можем. Только две страны не имеют права обладать этими ракетами: Россия и США. Вечно так продолжаться не может». 

Как говорится, сказано – сделано: одним из обвинений со стороны США в адрес РФ в нарушении ДРСМД является разработка и испытание ракеты "Новатор 9М729", по своим характеристикам прямо подпадающей под запрет. В июле 2014 года Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в испытаниях крылатых ракет средней дальности, нарушающих договор. В ответ МИД РФ выступил с обвинениями в нарушениях Договора о РСМД со стороны США.  Забавно, что за год до этой ноты президент РФ Владимир Путин на встрече с руководством российского ВПК напомнил, что «Советский Союз в своё время, а затем и, естественно, Российская Федерация отказались от этой системы – от ракет средней дальности, подписав с американскими партнёрами соответствующее соглашение. Правда, не очень понятно, зачем тогда Советский Союз это сделал, имея в виду, что для американцев эти системы вообще не актуальны, им их негде применять. А для Советского Союза и для сегодняшней России, особенно с учётом того, что другие наши страны-соседи эти ударные системы развивают, такое решение было, по меньшей мере, спорным».

Ну, и о чём, спрашивается, спор сейчас? Объективно ДРСМД невыгоден ни России, ни США, просто Трамп заявил об этом в своей манере, а мы… в своей, обвинив Штаты в стремлении к единоличному господству.

Между тем, субботнее заявление Трампа не является новостью: ещё в декабре 2017 года его администрация анонсировала «интегрированную стратегию», направленную на то, чтобы склонить Москву к выполнению ДРСМД. Такое решение было принято по итогам анализа исполнения договора, который чиновники проводили в 2017 году, следует из брифинга, подготовленного экспертами по вооружениям в конгрессе. Для реализации стратегии американские власти полагались на экономические, дипломатические и военные инструменты, говорится в документе. Однако в итоге стратегия так и не принесла желаемого результата, констатирует эксперт Brookings Institution в Вашингтоне Стивен Пайфер. Ну, значит, мы надавим жёстче, решил Трамп, и дело не только в России: есть ещё Китай и КНДР, с которыми выход США из ДРСМД позволит (вследствие развёртывания американских комплексов РМСД) разговаривать с более сильных позиций.

По логике такое развитие событий приближает мир к большой войне, однако хоронить обсуждаемый договор рано.  Сегодня в Москву с двухдневным визитом прибыл советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, который, утверждают многие, и нашептывает Трампу всякие гадости («ястреб» в пропагандистской классификации, чего ещё от него ожидать), но если он нашёптывает то, о чём написал в газете The Wall Street Journal ещё в 2011 году (в соавторстве с бывшим заместителем госсекретаря США Полой де Саттер), то картина не такая чёрно-белая, как видится. В этой статье авторы утверждали, что ДРСМД ограничивает способности Москвы и Вашингтона укреплять свой потенциал, тогда как угроза в связи с наращиванием вооружений все более очевидно исходит от других игроков — в частности от Ирана и Китая. «Девиз политики в отношении ДРСМД должен быть следующим: расширьте его или уничтожьте», — утверждали Болтон и де Саттер. Иными словами, речь может идти о новом, многостороннем, договоре по РСМД, и субботняя угроза Трампа односторонним выходом может означать попытку побудить к продуктивному сотрудничеству. «И Россия придёт к нам, и Китай придёт к нам, - сказал президент США, выступая в субботу перед своими сторонниками в Неваде, - и они скажут "давайте все мы будем умными и давайте никто из нас не будет разрабатывать это оружие». Но если нет, закончил Трамп, то у нас куча денег, чтобы мы с нашими военными могли поиграть и в этом случае.  Звучит как намёк на то, что очередную гонку вооружений Россия (и Китай, по-видимому) проиграет.

В таком контексте высвечивается смысл внезапного визита в Пекин 17 октября главы кремлевской администрации Антона Вайно  и его переговоров с лидером КНР Си Цзиньпином.  

Согласно официальной информации, Болтон провёл сегодня в Москве пятичасовую встречу с секретарём Совета безопасности РФ Патрушевым. «С обеих сторон был озвучен ряд инициатив, реализация которых может способствовать созданию атмосферы доверия и укреплению сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки», — говорится в сообщении пресс-службы Совбеза РФ. На очереди – встреча Болтона с главой МИД РФ Лавровым, переговоры с президентом Владимиром Путиным и главой Минобороны РФ Сергеем Шойгу. Дай бог, чтобы всё срослось.

Если же  ДРСМД уйдёт в историю вслед за договором по ПРО, то останется единственный документ, который хоть как-то упорядочивает действия двух ядерных сверхдержав в военной области  – Договор о СНВ, и если инерция (и логика противостояния) выведут к денонсации и этого документа, мир, в обоих смыслах слова, окажется под смертельной угрозой.

Читал разные источники, осмысливал и излагал на свой лад

Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии