Тулси Габбард и Нарендра Моди
22.03.2025 Политика

Где русских приветствуют, но и «America is not alone»

Фото
Shutterstock

В среду в Нью-Дели, Индия, завершилась ежегодная международная конференция «Диалог Райсина / RaisinaDialogue», посвященная геополитике и геоэкономике. В ней приняли участие делегации из 125 стран, в том числе из США и России, но российские СМИ обошли мероприятие гробовым молчанием, хотя ключевой темой форума была как раз многополярность и перспективы мира вне гегемонии США, то есть ровно то, за что так ратовали власти РФ. Мы так боимся спугнуть оттепель в отношениях с Трампом? Отчасти инфопробел помогает восполнить статья в Neue Zürcher Zeitung.

На Форуме безопасности Raisina Dialogue в Дели становится очевидно, что многие развивающиеся страны воспринимают текущие глобальные потрясения как шанс. Ведь «старые добрые времена» были далеко не для всех одинаково хорошими.

«Мы склонны романтизировать так называемый миропорядок, основанный на правилах, каким мы его знали на протяжении последних пятидесяти лет», — говорит Карим Эль Айнауи, президент аналитического центра Policy Center for the New South из Марокко. — «В зависимости от того, жил ли кто-то в Японии или Марокко, в Конго или Италии — он пережил это время совершенно по-разному». 

Марокканец точно сформулировал, что прежний мировой порядок приносил стабильность и безопасность прежде всего западным странам, тогда как многие незападные государства жили в условиях кризисов и нестабильности.

Министр иностранных дел Индии Субраманья́м Джайшанкар выводит довод Эль Айнауи на политическую арену: «Старая система была продуктом своего времени. Её достоинства зачастую преувеличены — у тех, кто устанавливал правила, и у тех, кто был вынужден этим правилам подчиняться, совершенно разное представление о так называемом «порядке, основанном на правилах»».

Джайшанкар сказал это со сцены Raisina Dialogue в Дели. Этот форум, проходящий уже в десятый раз, является индийским ответом на Мюнхенскую конференцию по безопасности или диалог Шангри-Ла в Сингапуре, где ежегодно политики, военные и эксперты в сфере безопасности обсуждают стратегическую ситуацию в Азии.

Raisina охватывает более широкий круг тем, но организован менее чётко, чем два вышеупомянутых форума. Большие залы отеля Taj Palace, где проходят дискуссии, часто переполнены. При входе толчея, не всем удаётся попасть внутрь. Один из участников шутливо замечает: Raisina почти символично отражает состояние нынешней мировой политики: «Требуются серьёзные усилия, чтобы хотя бы попасть в зал, где обсуждаются важнейшие вопросы».

Зато на Raisina представлен более разнообразный мир: хорошо представлены африканские, арабские и латиноамериканские спикеры и делегации. Приглашены как россияне и иранцы, так и европейцы с американцами. Пакистанцев, однако, нет — на враге терпимость Индии заканчивается. Китайцы также получают приглашения крайне редко — уровень недоверия Дели к Пекину остаётся высоким. Министерство иностранных дел Индии, являясь соорганизатором форума, имеет решающее слово в том, кого приглашать.

Теперь же американский президент Дональд Трамп одну за другой перечёркивает прежние аксиомы международной политики.

«Мир переходит от однополярного к многополярному устройству, от свободной торговли к протекционизму, от мультилатерализма к односторонним действиям», — заявил премьер-министр Новой Зеландии Кристофер Лаксон в своей вступительной речи на Raisina Dialogue. — «оптимизм уступает место страху». 

Однако представители незападных стран чувствуют скорее уверенность, чем страх. Дино Патти Джалал из индонезийского аналитического центра Foreign Policy Community of Indonesia формулирует это так: «Отступление США и тот факт, что Европа занята сама собой, открывают большие возможности для региональных держав». Он имеет в виду такие страны, как Саудовская Аравия, Иран или свою родную Индонезию. 

Символическим выражением этого сдвига от западных к незападным акторам является тот факт, что переговоры о прекращении огня на Украине проходят не в Женеве, Вене или Нью-Йорке, а в саудовском городе Джидда. С западной точки зрения непривычно, что арабское государство Персидского залива выступает посредником в конфликте между двумя европейскими странами.

В целом становится ясно: незападные страны больше не намерены просто принимать правила, созданные Западом. Об этом говорит Манжит Крипалани, директор индийского аналитического центра Gateway House: «Теперь мы сами создаём новые правила. Запад осознал, что у него есть границы влияния, потому что мир изменился».

Что касается Швейцарии, она добавляет: новые организации, создаваемые по инициативе незападных стран, наверняка не будут располагаться в Женеве. Времена, когда Европа автоматически получала глобальное внимание и возможности, вероятно, остались позади. В будущем за это придётся бороться, завоёвывая доверие и внимание других регионов мира, — говорит представительница Германии.

В Индии никто и бровью не ведёт оттого, что Трамп снова делает Россию и её президента Владимира Путина приемлемыми фигурами. Даже депутаты Госдумы принимают участие в диалоге. На прошлогодней сессии множество политиков, в основном из Прибалтики и Скандинавии, настаивали на том, чтобы Индия дистанцировалась от Москвы. Министр иностранных дел Джайшанкар и другие индийские представители вежливо, но категорично отказались.

Индия не хочет, чтобы Россия слишком сблизилась с Китаем, которого она считает угрозой. Кроме того, дешёвая, потому что находящаяся под санкциями, российская нефть в Индии весьма востребована. И, как в Индии часто подчёркивают, со времён основания государства Индия всегда могла рассчитывать на Россию в трудные моменты. Отношения Дели с западными странами были гораздо менее стабильными.

Сегодня Индия чувствует себя оправданной в своём решении сохранить близость к России в последние годы. Когда министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто заявил со сцены, что мир на Украине давно бы наступил, если бы Европа последовала за правительством Орбана и сблизилась с Москвой, индийская аудитория тут же начала аплодировать. А вот когда бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт сказал, что российская агрессия подрывает основы международного права — реакций не последовало.

Американцы, очевидно, понимали, что в Дели их ждёт аудитория, которую ещё можно переубедить. На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале вице-президент Дж. Д. Ванс жёстко раскритиковал трансатлантических союзников. Зато в Дели Вашингтон направил Тулси Габбард — главу разведслужб (на снимке – с премьер-министром Индии Нарендрой Моди.)

Она выступала обаятельно и активно добивалась расположения Индии. Будучи индуисткой по вероисповеданию, она получила дополнительную симпатию. С широкой улыбкой она говорила о «двух хороших друзьях» — Трампе и Моди. «America First» совсем не означает «America Alone», — подчеркнула она.

Для индийского уха идея, что глава государства в первую очередь должен защищать интересы своей страны, не звучит предосудительно — премьер-министр Нарендра Моди рассуждает точно так же. В отличие от Европы, Индия никогда однозначно не становилась на сторону какой-либо великой державы, и теперь благодаря этому чувствует себя более защищённой.

В новом многополярном мире Индия ощущает, что её давняя политика невступления в альянсы и стремление поддерживать хорошие отношения с разными странами была правильной. #Индия #RaisinaDialogue.

Перевод ТК Briefly.

Cправка ВиД. Согласно сайту МИД РФ, Россию на форуме RaisinaDialogue представляли первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам В.А.Никонов, проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС и шерпа РФ в "Женской двадцатке" В.В.Панова, президент ИМЭМО РАН А.А.Дынкин, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, политолог А.Б.Лихачева.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии