Сегодня Госдума сразу во втором и третьем чтении единогласно (!) приняла закон о поправках в Уголовный кодекс РФ, которым в него вводятся понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время» и, соответственно, наказания за преступления, совершенные во время действия перечисленных состояний государства. Далеко идущий шаг.
Например, лишение свободы на срок до 10-15 лет предусмотрено за добровольную сдачу в плен, мародерство, неисполнение приказа командира. За отказ от участия в военных или боевых действиях грозит лишение свободы на срок от двух до трех лет. Также в статью УК РФ об отягчающих обстоятельствах (ст. 63) ввели совершение преступления «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий».
Как заявил председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, СФ может рассмотреть внесенные в Госдуму поправки в законопроект о внесении изменений в УК уже завтра.
Характер голосования в думе и спешка Совфеда отчётливо показывают, на мой взгляд, что власти готовятся к введению одного из названных выше режимов (особенно, если иметь в виду информацию что на предприятиях, в организациях и учреждениях началась сверка данных военнообязанных граждан), но интересно, как это будет замотивировано.
Дело в том, что согласно федеральному конституционному закону «О военном положении» (N 1-ФКЗ, ред. от 01.07.2017) оно вводится «на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии». То есть, надо будет как минимум признать какое-то государство агрессором по отношению к России. Какое? Украину? Но пока мы там, а не они тут.
Теперь о «военном времени». Это период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой. Россия официально не находится в состоянии войны ни с кем, да и о гражданской говорить не приходится, если не считать за таковую пугачёвское восстание Аллы Борисовны в Инстаграмме.
То есть, вроде ничего нет, но мы спешно готовимся, памятуя, что Путин заверил мир в желании как можно быстрее завершить конфликт с Украиной. Предположить, что не сегодня-завтра Владимир Владимирович отдаст приказ вывести войска, участвующие в СВО в Украине, невозможно даже в горячечном бреду, следовательно, остаются два варианта: либо объявить Украине войну официально (предварительно объявив не «союзными государствами», а российскими регионами территорию ЛНДР, а после «референдума» и территорию Херсонщины), либо маркировать Украину как агрессора в видах обстрелов Белгородской области и ввести военное положение на её территории – в качестве первого, в каком-то смысле предуведомительного шага.
Выбор, на самом деле, не велик: между худшим и плохим.
Иллюстрация: плакат Д.Моора «Враг у ворот». 1919 г.
UPD.
Депутаты народных советов ЛНР и ДНР единогласно приняли закон о проведении референдумов о вхождении в состав России. Они продлятся в течение пяти дней — с 23 по 27 сентября. В эти же даты проведут референдум в Херсонской области.