Путин с волонтёрами в предвыборном штабе
18.03.2024 Политика

Начинаем заполнять карт-бланш

Фото
скрин эфира Первого канала

Россия отдалась! Сплотившаяся, мускулистая, сдавшая нормы ГТО, - володей мной, Володимир, вот те крест и карт-бланш! Какой восторг!  Такими словами мог бы встретить триумфальную победу Путина на выборах президента России великий и суровый Александр Проханов. Но он уже не тот, кажется, года клонят. А может, помнит, богобоязненный, что понедельник,  Великий пост начинается.  Но карт-бланш – это непреложный факт, и дальнейшее зависит от того, чем он будет заполнен, есть смысл подумать над этим без пафоса.

На грядущую шестилетку перед Владимиром Владимировичем стоят большие и разноплановые задачи, - срочные, среднесрочные и относительно отдалённые, пересекающиеся и взаимодополняющие. Первая по времени – формирование нового правительства, затем - увенчание СВО, затем (и параллельно) прорыв в новую экономическую реальность с головокружительным ростом благосостояния дорогих россиян и выходом экономики на четвёртое (а поднатужимся, так и на третье) место в мире. Справится ли? Неправильная постановка! Справимся ли? – вот как стоит вопрос, потому что тужится, стискивать зубы и затягивать пояса ради достижения предстоит всем нам, проголосовавшим и вручившим. 

Но на федеральном, как принято говорить, уровне, на общегосударственном в первую голову отдуваться придётся правительству, конечно, и очень многое будет зависеть от того, какая там соберётся команда и кто её возглавит. 

Имя премьера мы узнаем не позже 21 мая, - по закону глава государства должен предложить на рассмотрение Госдумы кандидатуру главы правительства в течение двух недель после инаугурации, назначенной, как известно, на 7 мая, аккурат через 2 дня после пасхального разговения. Затем в течение недели согласованный премьер должен представить президенту предложения о структуре правительства и кандидатах на посты вице-премьеров и федеральных министров. То есть 27-28 мая с составом всё будет ясно (если не случится какого-нибудь форс-мажора). 

Конечно, Путин не раз отмечал, что правительство (а также и Центробанк) работают удовлетворительно, что звучит как высокая оценка, и это значит, что Михаил Мишустин с высокой вероятностью сохранит свой пост, так же как и министр обороны Шойгу (СВО-то «идёт по плану»), вице-премьеры Новак (нефть качаем исправно, несмотря на санкции),  Хуснуллин (посмотрите на размах строительства), Чернышенко (специалист по играм будущего, а вообще-то многостаночник, курирующий проекты в диапазоне от научных разработок до туризма и спорта), а министр  сельского хозяйства Патрушев вполне может вырасти до вице-премьера, учитывая, что аграрный комплекс становится экспортным лидером страны.  Однако возникает одно большое «но».

В отличие от первого десятилетия правления Путина и даже от времён ковида перед правительством ставится задача принципиально иного порядка - эффективно освоить за 6 лет минимум 10 трлн рублей, предположительно выделяемых на заявленные в Послании Путина программы и проекты  (это помимо текущих расходов), и эти средства для начала надо изыскать в условиях продолжающегося с кумулятивным эффектом санкционного давления при параллельным росте затрат на СВО в Украине.  Другими словами, премьер должен быть не просто техничным специалистом, умеющим организовать работу, а человеком, способным на моделирование и проведение экстраординарных решений. И в таком контексте фигура Мишустина уже не выглядит безоговорочной, равно как и членов его команды, где на выход в первую очередь могут попросить главу Минфина Силуанова, министра экономического развития Решетникова, вице-премьера Голикову, курирующую, среди прочего, социалку и здравоохранение, и ряд менее «засвеченных» чиновников.

Незыблемой тут выглядит, пожалуй, только фигура первого вице-премьера Белоусова, стратега нового курса (а заявленное в Послании главы государства вполне можно назвать так по аналогии с рузвельтовским «новым курсом»), но при дальнейшем усилении Белоусова вырастает до критического уровня вопрос нахождения на посту главы Центробанка Набиуллиной. 

Про Силуанова, Набиуллину и Белоусова надо пояснить, наверное. По моему сугубо субъективному, личному ощущению Владимир Владимирович – по мере нарастания санкций и масштаба СВО – вдруг с приятным удивлением обнаружил, насколько был прав Пушкин, говоря о «простом продукте»:  выяснилось что мощнейшее вливание средств в экономику (своих, не заёмного «золота») даёт незамедлительный положительный эффект, и ничего не рушится, и даже запредельную ключевую ставку ЦБ можно обойти для нужных отраслей, и инфляция… высоковата, конечно, но терпима. И раз так, что же молиться на морганистов-фридманистов? То есть критерий истины показала, что рост благотворней удержания инфляции! Конечно, в такой ситуации позиции нынешних глав Минфина и ЦБ становятся шаткими.

Тем более – и тут мы возвращаемся к фигуре премьера – есть просто кричащий пример Москвы, тратящий за время 14-летнего мэрства Собянина немерено, как кажется, и получающий из года в год двузначные темпы роста экономики и сытых-довольных-лояльных москвичей. (Маленький штришок – обычно считающаяся более оппозиционной, чем другие регионы, белокаменная дала Путину на прошедших выборах без малого 88% голосов; Даванков, кстати, занял второе место, в отличие от других регионов,  с 5,22% голосов.)

А? Чем не новый глава правительства? И по возрасту подходит: Собянину 65, к окончанию путинской шестилетки будет 72, подходяще для преемника по нынешним временам. 

…Это всё гадания, конечно, хотя я бы не сказал, что на кофейной гуще, посмотрим, как карты лягут. Главное, как мне представляется, в том, что Путин объективно вынужден делать ставку на элиту с отличным от действующей менталитетом, и речь не просто о вливании свежей крови. Подробнее об этом – в следующей публикации.

P.S. Чуть не забыл про Лаврова, нашего заслуженного мининдел. Сергей Викторович давно просится в отставку и, кажется, она назрела, при том, что он очень опытный и умный, конечно. Беда в том, что мы со всеми, кроме Глобального Юга, расплевались, да и там всё не однозначно, так что роль МИД объективно потеряла былое значение. Но если есть будущее, то будет и дипломатия.  А вот кто её может возглавить после Лаврова – ума не приложу.  Может, Сергей Владиленович – чем чёрт не шутит?

Ю.А.

На снимке: В.Путин с волонтёрами в своём предвыборном штабе в ночь на 18 марта 2024 года.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии