Китайские банки стали ужесточать условия оказания услуг российским клиентам после того, как Минфин США пригрозил применять вторичные санкции к банкам — нарушителям антироссийских санкций, выяснил Bloomberg. Издание-иноагент The Bell с готовностью пересказало основные тезисы статьи.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
- Как минимум два крупных китайских банка в последние недели начали проверки своего российского бизнеса, уделяя особенное внимание трансграничным сделкам, сказали источники Bloomberg. В рамках пересмотра банки разорвут отношения с клиентами, находящимися в санкционных списках, и прекратят оказывать финансовые услуги компаниям российского ВПК — все это независимо от валюты, в которой осуществлялись сделки.
- Одновременно китайские банки станут тщательно проверять потенциальных клиентов на предмет связей с Россией, в том числе с точки зрения конечных бенефициаров бизнеса. Теперь такие проверки будут проводиться и для компаний из третьих стран, которые ведут бизнес в России или поставляют туда потенциально санкционные товары.
- Само по себе внимательное отношение китайских банков к санкциям США против России — не новость. Официально Китай не присоединялся к санкциям, но де-факто с первого дня действия санкций банки ограничили работу с российскими санкционными клиентами. Платежная система Unionpay запретила подсанкционным банкам (в том числе «Сберу») выпускать свои карты, а потом ограничила прием в России своих карт, выпущенных за рубежом.
- Но по мере развития каналов обхода санкций и юанизации российской экономики бизнес китайских банков в России неуклонно рос. Осенью 2023 года FT подсчитала, что за год войны четыре крупнейших китайских банка увеличили объем активов в российских банках почти впятеро — с $2,2 до $9,7 млрд. Объем российско-китайской торговли за два года войны вырос на 65% — со $146 млрд в 2021 году до $240 млрд в 2023-м.
- Тем не менее до сих пор американские санкционные ведомства не применяли по отношению к китайским банкам свое главное оружие — вторичные санкции, которые они могут наложить за нарушение первичных. Но в конце декабря 2023 года ситуация изменилась: Джо Байден подписал указ, прямо предписывающий вводить санкции против банков из третьих стран, помогающих финансировать российский ВПК и связанные с ним отрасли. Предыдущие действия США позволяют предположить, что эти угрозы могут оказаться не пустыми: с осени 2023 года американский Минфин начал регулярно вводить вторичные санкции против азиатских и ближневосточных компаний, помогающих России обходить потолок цен на нефть.
Что мне с этого?
Китай в поддержке России в условиях войны зашел дальше, чем от него ожидали западные оптимисты, а в экономическом отношении Россия после вторжения попала в полную зависимость от Китая. Но это не означает, что китайские компании готовы рисковать собой ради российского бизнеса — обход санкций будет усложняться, и бизнесу придется изобретать новые схемы, неизбежно повышая свои издержки.
На снимке: Пекинский Сохо.