Акулы бизнеса, профинансировавшие миллиардную президентскую кампанию Дональда Трампа, в самом скором времени предъявят вновь избранному президенту счета. Ближайшие соратники и спонсоры республиканца потирают руки в ожидании богатых политических процентов, а кто-то начинает пожинать плоды активного участия в выборах уже сегодня. По существу, отмечает корр. «Октагона» Анна Цыба, к власти в США пришли предприниматели.
Мировые эксперты бьют тревогу. Один из самых могущественных людей в мире оказался у власти вместе с десятком богатейших людей планеты. Однако мало кто из американцев видит в этом большую проблему. В США оказание политических услуг в обмен на финансовую поддержку вполне законная и распространённая практика. Прозрачность и интенсивную поддержку предвыборной кампании щедрые жертвователи меняют на гарантию своего активного участия в политической жизни страны на ближайшие четыре года. В 2010 году Верховный суд США отменил федеральный закон, запрещавший корпорациям и профсоюзам финансировать президентские и парламентские выборы, назвав его неконституционным. С этого момента пожертвования обильной рекой полились в официальные кошельки избирательных кампаний демократов и республиканцев.
В этом году кандидаты в президенты от Республиканской и Демократической партий традиционно отказались от выделенных бюджетом 300 млн долларов, отдав предпочтение частным подношениям, которыми они могут воспользоваться лишь при отказе от государственного финансирования. Демократы сумели собрать гораздо больше пожертвований, в том числе благодаря солидным пожертвованиям от самих членов Демпартии.
Бюджет Камалы Харрис в этой президентской гонке, по данным портала Open Secrets, составил 1,65 млрд долларов США. А Дональд Трамп довольствовался скромными 1,09 млрд долларов.
Причём официальная партийная финансовая поддержка в его случае была минимальной, а подношения крупных частных доноров составили более двух третей от всего бюджета кампании.
Основными спонсорами Трампа стали сразу несколько предпринимателей. Самими крупными «инвесторами» считаются Илон Маск, Питер Тиль и Мириам Адельсон.
Ай да Илон!
О влиянии Илона Маска в США ходят легенды. «У нас родилась новая звезда – эта звезда Илон!.. Он – персонаж, особый парень. Это супергений, и мы должны защищать наших гениев. У нас их не так уж много», – заявил Трамп во время своей победной речи. Вновь выбранный президент рассказал, что Маск возглавит Комиссию по вопросам эффективности правительства. На что предприниматель заметил, что готов сократить расходы федерального бюджета с 6,75 до 4,75 трлн долларов. Впечатляющей новостью стало участие Маска в телефонном разговоре между Дональдом Трампом и президентом Украины Владимиром Зеленским, состоявшимся сразу после объявления победы республиканца. Факт, свидетельствующий о высоком уровне доверия к новому помощнику, который Трамп не стесняется демонстрировать публично.
И если о будущих политических выгодах Маска можно только догадываться, то его финансовые дивиденды очевидны уже сейчас. Сразу после объявления победы Трампа акции Tesla всего за неделю подскочили в цене на 30 процентов, доведя рыночную стоимость компании до отметки в 1 трлн долларов. Старший аналитик по акциям в финансовой аналитической компании CFRA Research Гаррет Нельсон считает, что «Tesla и её генеральный директор Илон Маск, возможно, стали главными победителями выборов». Он полагает, что Трамп поможет Маску с ускорением выдачи регулятором долгожданного одобрения на использование технологии беспилотного вождения автомобиля.
Израильское лобби
Одна из богатейших женщин мира, врач, игорный магнат, издатель самой читаемой в Израиле газеты «Исраэль хайом» и филантроп Мириам Адельсон пожертвовала на президентскую кампанию Трампа 100 млн долларов, превзойдя по щедрости даже мультимиллионера Маска. Её условия были предельно просты, и Адельсон не раз заявляла об этом публично: дать возможность Биньямину Нетаньяху и его правительству аннексировать занятые Израилем территории Западного берега реки Иордан и предоставить право израильским поселенцам оккупировать эти земли. Ярая сторонница Республиканской партии, она является активным борцом за права Израиля и разделяет идеи усопшего мужа Шелдона Адельсона о «Великом Израиле» (расширение границ Израиля до масштабов «Земли обетованной», согласно Торе).
Семья Адельсон, с энтузиазмом жертвовавшая на республиканцев с 1996 года сотни тысяч долларов, с 2010-го (года разрешения бизнесу на безлимитные частные пожертвования на президентские кампании) развернулась по-настоящему. Цель этих вложений оставалась всегда одной и той же, и ни муж, ни жена не делали из неё секрета: защита еврейского народа, обеспечение безопасности Израиля и расширение его границ за счёт занятых мусульманами территорий «земли обетованной». Её влияние на вновь избранного президента США в палестино-израильском вопросе может стать решающим.
Ставленник из Огайо
Третьей, не менее влиятельной, фигурой в президентской кампании Трампа стал предприниматель и мультимиллиардер Питер Тиль. Именно он убедил Дональда Трампа простить сенатора-республиканца от штата Огайо Джеймса Дэвида Вэнса за неудачное сравнение в прошлом Трампа с Гитлером. Незлопамятный Трамп взял под своё крыло протеже Тиля в качестве вице-президента.
Тиль, который является одним из основателей платёжной платформы PayPal, впервые встретился с будущим вице-президентом во время своего публичного выступления на юридическом факультете Йельского университета. Тиль тогда заметил, что это был «самый знаменательный день в моей жизни». Четыре года спустя, после плотного сотрудничества с Тилем, Вэнс стал партнёром основанной миллиардером компании Mithril Capital, а после публикации своей книги «Деревенская элегия: воспоминания о семье и культуре в кризисе» начал активно участвовать в политической жизни страны, превратившись в ярого критика политики Трампа.
Только после встречи в резиденции Трампа Мар-а-Лаго в 2021 году, на которую Тиль самолично привёз своего «воспитанника», отношения между политиками наладились. Тиль продолжал поддерживать и финансировать Вэнса на протяжении многих лет, став для него фактически всем. Не являясь поклонником самого Трампа, предприниматель планирует добиваться политических результатов и лоббировать свои интересы через своего прямого ставленника Вэнса.
Маневрировать между интересами профинансировавших его президентскую кампанию предпринимателей, республиканскими и, конечно же, своими собственными (всё на благо американского народа) – вот та непростая задача, которая предстоит вновь избранному президенту Дональду Трампу в ближайшие четыре года.