Если завтра война… А если нет – то что?
14.04.2021 Политика

Если завтра война… А если нет – то что?

Фото
ТАСС

Запрет на выезд в Турцию россиян многие восприняли как очередную месть Путина президенту Эрдогану – на сей раз  за то, что он, во-первых, подтвердил незаконность «аннексии Крыма», а во-вторых, снабжает украинскую армию боевыми беспилотниками  Bayraktar TB2, отлично показавшими себя во время недавнего конфликта в Нагорном Карабахе. Однако не исключено, что этот запрет, официально объяснённый скачком в Турции заболеваний COVID-19, имеет и более серьёзную подоплёку: в воздухе отчётливо попахивает войной, и лучше бы гражданам РФ посидеть дома, пока гарь не развеется, даст бог.

Дипломатия гнилых помидоров

Конечно, мотив мести – или, в рамках концепции гибридных войн – нанесения чувствительного урона неприятелю в видах возбуждения оппозиции правящему в стране режиму, это первое, что приходит на ум наблюдателям, и нельзя сказать, что вывод не имеет ничего общего с реальностью: применительно к Турции мы видели уже и внезапно обнаруживавшуюся гнилостность тамошних помидоров (с обещаниями, что «помидорами не отделаетесь»), и тот же карантин на выезд наших туристов, тут ничего нового, мы и молдавские вина браковали, и грузинские, вместе с минералкой, вопрос в том, чего добились.

А добились, как показывает опыт, ничего.  Если не считать ущерба собственным гражданам.

Перефразируя известную поговорку советских времен – «критикуя – предлагай» - на «запрещая – предлагай», посмотрим, что Россия может предложить своим гражданам взамен турецких курортов. Кроме Сочи и Крыма – ноль. Но Сочи уже забит под завязку, но инфраструктура туризма в Крыму пока не выдерживает никакого сравнения с турецкой, а других теплых морей у нас для вас нет, дорогие россияне. Мало того, как сообщил сегодня «Крыминформ» со ссылкой на слова руководителя регионального управления Роспотребнадзора Натальи Пеньковской, за последние две недели уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией в Крыму вырос практически вдвое, и хотя в абсолютных числах заболевших там не сказать, чтобы много, - важна тенденция, так что впору перекрывать транспортное сообщение с полуостровом. Посмотрим, перекроют ли – это такая маленькая лакмусовая бумажка проверки на подлинные причины туристической блокады Турции.

Как бы то ни было, объективно решение властей РФ закрыть туристам выезд в Турцию бьёт по миллионам россиян из нижнего сегмента так называемого среднего класса, не по его верхушке и тем более не по-настоящему богатым, а по тем, кто не может позволить себе ничего, кроме Турции, Египта и, может быть, Туниса с Иорданией, даже курорты Краснодарского и Ставропольского краёв, где отдых обходится значительно дороже, чем на условной «туретчине». На сей день в статистике пострадавших фигурируют более полумиллиона граждан РФ (почти половина – семьи с детьми) и 32 млрд рублей затрат (включая турфирмы), но ещё не вечер, и нет никакой гарантии, что после 1 июня авиасообщение с Турцией будет восстановлено. 

Правда, сегодня глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу сообщил, что турецкая сторона работает с российской по этому вопросу, и что делегация из РФ прибудет в Турцию, "чтобы на месте увидеть все меры, принимаемые" страной в рамках борьбы с распространением коронавируса, но думается, что пока Bayraktar’ы будут летать над Донбассом, ничего хорошего ни одна российская делегация в Турции не увидит.

США в свое время обогатили дипломатический лексикон термином «дипломатия канонерок» (вар. – «дипломатия большой дубинки»), сегодня, с лёгкой руки экс главсанврача России Онищенко и примкнувшего к нему главы мининдела Лаврова, можно вводить понятие «дипломатия гнилых помидоров». (Не в том смысле, что мы ими кого-то закидаем.)

В контексте сказанного верхом глупости или цинизма выглядит пост в FB заместителя председателя Совета Федерации Константина Косачева, заявившего, что приостановка полетов в Турцию это «проверка на патриотизм» россиян и помечтавшего о том, чтобы «хотя бы какая-то часть, если не все отпускники, посчитали бы для себя морально невозможным отдыхать в стране, посягающей на права и свободы миллионов их сограждан» (речь о крымчанах, которых Эрдоган упорно не хочет признавать россиянами). Обратите внимание, г-н Косачёв взывает к патриотизму бедных, по сути предлагая в очередной раз умерить аппетиты, или затянуть пояса, но отнюдь не к патриотизму российских нуворишей, строящих для себя виллы и супер-яхты где угодно, но не спешащих потратиться на развитие отечественной туристической отрасли, и не к патриотизму официальных властей, не спешащих обеспечить налоговые и прочие преференции для инвесторов во внутренний туризм.

Волки, волки!

Великовозрастные мальчики между тем со всех сторон кричат «волки, волки!»  Украина публикует видео колонн российских войск, стягивающихся к границам незалежной, руководство ЛНР и ДНР говорит, что то же самое делают ВСУ, концентрируя живую силу, танки и артиллерию вблизи линии соприкосновения, российские военные  указывают на то, что к границам РФ стягиваются войска НАТО, наши дипломаты, сенаторы и депутаты строят самые мрачные предположения насчёт планов администрации Байдена руками киевского режима вовлечь Россию в военную авантюру, в которой любая победа будет для нас пирровой, а часть заокеанских законодателей и экспертов уверены, что это Путин готов пуститься во все тяжкие…

Все боятся, короче говоря, - друг друга и того, что что-то может выйти из-под контроля, предостерегают, но при этом нагнетают реальный потенциал для взрыва. Не знаю, как кому, а мне от этого всего становится не по себе: мы же знаем из притчи, что волки в итоге съели овец.

Показательно, какие данные привёл министр обороны РФ Сергей Шойгу на совещании 13 апреля в Североморске с неопределённым составом участников. Американские войска перебрасываются из континентальных частей Северной Америки через Атлантику в Европу. Идет перемещение войск в Европе к российским границам, основной боевой потенциал зарубежных военных сил в настоящий момент развернут в Причерноморье и на Балтике, рядом с территорией России может быть сосредоточено 40 тыс. военных и 15 тыс. единиц техники, в том числе и стратегической авиации.

Это угроза с той стороны. Чем ответили мы? Россия в ходе контрольной проверки успешно перебросила на свои западные границы две армии и три соединения ВДВ (у них 40 тыс. у нас – «две армии», численность Сергей Кужегетович засекретил, полагая, по-видимому, что вероятный противник об этом ни сном, ни духом), ещё 6 апреля ВС РФ начали контрольную проверку за зимний период обучения, тогда же в Минобороны РФ уточнили, что российские военные в апреле проведут более 4 тысяч (!) учений. Разумеется, войска показали "полную готовность и способность выполнить задачи по обеспечению военной безопасности страны", уточнил Шойгу.

Извините, если это – по факту - не подготовка к войне, то что?

Напугали мы их?  Кажется, да: президент Байден того же 13 апреля внезапно позвонил президенту Путину и, высказав всё приличествующее моменту (озабоченность внезапным наращиванием российской военной мощи в «оккупированном Крыму» и на границах Украины,  призыв к  России снизить напряженность), предложил провести в ближайшие месяцы «встречу на высшем уровне в третьей стране для обсуждения всего спектра вопросов, стоящих перед Соединенными Штатами и Россией».

Могут ли российские власти рассматривать этот звонок как победу нашей тактики повышения ставок? Не факт. Пока что отчетливо просматривается только одно: американская администрация заинтересована в том, чтобы заморозить ситуацию вокруг Донбасса на упомянутые несколько месяцев. Причин тому может быть множество, начиная с неготовности ВСУ Украины противостоять хотя бы двум российским армиям и заканчивая убеждённостью Байдена, его советников и союзников, что Путин – того и надо его хоть как-то умиротворить, на то время, которое – по расчётам заокеанских мозговых центров – понадобится для возгонки до критической точки негативных отношений в российском обществе к российской власти, Путиным олицетворяемой.  Ну да, до сентябрьских выборов в Госдуму.

Добьёмся мы,  своею собственной рукой

Поразительно, но Владимир Владимирович Путин лично, по собственной инициативе, так сказать, а также люди каких-то его кругов (ближнего, второго, дальнего) немало стараются как раз в этом направлении – возгонки негативных к себе отношений. Он-то невольно, конечно, - в силу своеобразного понимания экономических реалий и в силу ощущения себя мессией, а вот ближние и дальние…

Очередное «закрытие Турции» - это, ведь, лишь один штрих картины. Другие – это попытки отрегулировать цены на молочку и сахар (уже, говорят, приведшие к дефициту последнего в некоторых городах), вставшее в повестку дня госплановское регулирования масложировой продукции, удар под дых зернопроизводителям новой экспортной пошлиной и новыми условиями заключения контрактов с иностранными потребителями… Тут даже к гадалкам из ВШЭ ходить не надо, чтобы предположить, что бизнес в упомянутых сферах скукожится, и станут возникать перебои с насущными продуктами.  Конечно, есть импорт, но он нынче дорог, - рубль-то потерял за прошлый год более 20% к доллару и евро и не видно, чтобы решил окрепнуть, несмотря на рост мировых цен на нефть и газ. И что должен почувствовать пресловутый глубинный народ? Пустой холодильник пострашнее навальновской гоп-компании будет.

А вчера пресс-секретарь Путина Песков ни с того ни с сего «допустил», что россиян могут отключить от платежных систем Visa и Mastercard. Зачем он понёс, по выражению его шефа, эту пургу? В общем, понятно, зачем: ребята, храните деньги в сберкассе, дал понять Песков, - всё равно вы скоро никуда ездить не будете, так что не суетитесь, а готовьтесь.  Но минуточку, одних только Mastercard на руках у российского населения более 100 млн. штук (данные главы компании в России Алексея Малиновского) – у кого-то есть иллюзия, что хоть какая-то часть держателей воспримет такие сигналы с ликованием и облегчением?

…Конечно, мечты, витающие в горних высях власти, - это «осаждённая крепость», «сплочение в трудную минуту», «все как один» - и «за ценой не постоим» тоже, как же без этого заговора, - да только не прошло ли то время, когда все были готовы платить и жертвовать собой, платить и жертвовать? Груз может оказаться неподъёмным в любой момент, спину верблюда сломало, как известно, последнее пёрышко. А какой ветер принесёт его – с украинской ли стороны или с какой другой, будет уже не важно. Мы достукаемся, добьёмся, так сказать, - своею собственной рукой.

Юрий Алаев.

На снимке: российские ВС на больших учениях.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии