Майкл Макфол в КФУ
12.12.2024 Политика

Убедить Киев обменять землю на членство в НАТО

Фото
Пресс-служба КФУ

Foreign Affairs опубликовал статью бывшего посла США в РФ  Майкла Макфола, ныне старшего научного сотрудника Гуверовского института и директора Института международных исследований Фримена Спогли при Стэнфордском университете, которую можно назвать программной применительно к  конфликту на Украине. Автор, являющийся одним из видных сторонников демов в интеллектуальной среде (и фанат персонально Барака Обамы) предлагает схему, которую он видит как win-win. С одним изъяном: схема построена на допущении, что Путин согласится на членство Украины в НАТО. Впрочем, м-р Макфол уверен, что его никто и спрашивать не будет. Яйцеголовые демы – они такие, бывает, что впадают в романтизм. 

В мае 2023 года в интервью CNN Дональд Трамп пообещал, что в случае переизбрания он закончит конфликт на Украине за один день. Это обещание стало уже привычным рефреном — избранный президент настаивает, что у него есть уникальные способности, чтобы усадить Россию и Украину за стол переговоров и добиться перемирия.

Его скорое возвращение в Белый дом вызвало множество спекуляций по обе стороны Атлантики относительно перспектив мирного соглашения. С тех пор как Россия начала полномасштабный конфликт в 2022 году, Киев и его сторонники опасались сигнализировать о своей заинтересованности в переговорах, боясь, что это будет расценено как слабость.

Переизбрание Трампа теперь дает президенту Украины Владимиру Зеленскому большую свободу действий — он может утверждать, что у него нет выбора. В конце ноября в интервью Sky News он намекнул, что действительно готов к переговорам.

Однако условия на местах не способствуют заключению сделки. Войны обычно заканчиваются двумя способами — одна из сторон побеждает, либо возникает патовая ситуация. На Украине, похоже, ни одна из сторон не близка к победе, но конфликт еще не зашел в тупик.

Президент России Владимир Путин считает, что он побеждает. Если Трамп пригрозит сократить помощь Украине, Путин еще больше укрепится в своем намерении продолжать борьбу — наступающие армии редко останавливаются, когда их противник становится слабее. Если Путин почувствует, что Трамп и его новая команда пытаются умиротворить Кремль, он станет более агрессивным, а не менее.

Уроки переговоров США с «Талибаном» во время первого срока Трампа должны стать основой для размышлений избранного президента о взаимоотношениях с Путиным. «Талибан» и администрация Трампа заключили сделку, которая была крайне выгодна боевой группировке, но которую администрация Байдена все же выполнила.

Условия соглашения включали прекращение огня, сроки вывода американских войск и обещание будущего политического урегулирования между афганским правительством и «Талибаном». Талибы, однако, не стали выполнять соглашение; вместо этого они использовали мирный план как промежуточную станцию на пути к полной победе.

Уступки талибам не привели к миру. Умиротворение Путина тоже не приведет. 

Вместо того чтобы просто дать Путину все, что он хочет — вряд ли это можно назвать примером хваленого мастерства избранного президента в заключении сделок — Трамп должен разработать более сложный план, побуждающий Украину номинально отказаться от части территории в пользу России в обмен на безопасность, которая придет со вступлением в НАТО. Только такой компромисс приведет к постоянному миру. 

В своей риторике Трамп и многие его союзники уже давно выражают скептицизм в отношении поддержки Украины со стороны США. Они утверждают, что поддержка Киева истощает американские финансы и мало что делает для прекращения конфликта. Но резкое прекращение финансирования Украины сейчас не приведет к миру, а лишь подстегнет дальнейшую российскую агрессию.

Для достижения мирного соглашения Трамп должен сначала ускорить доставку военной помощи Украине, которая уже была одобрена, а затем заявить о намерении предоставить больше оружия, чтобы остановить нынешнее наступление России в Донбассе, где идет ожесточенная борьба, и тем самым создать тупиковую ситуацию на поле боя.

Путин начнет серьезные переговоры только тогда, когда у российских вооруженных сил больше не будет возможности захватывать новые украинские территории, или, что еще лучше, хотя и менее вероятно, когда российские солдаты начнут терять позиции.

Чтобы начались серьезные переговоры, Путин должен сначала поверить, что США не оставят Украину.

Убедив Путина в необходимости переговоров, Трамп также должен убедить Зеленского прекратить воевать. Это будет серьезной проблемой, поскольку для этого украинскому президенту придется отказаться от стремления освободить все украинские территории, занятыми российскими войсками.

Отдавая землю, Зеленскому также придется отказаться от своих граждан в этих занятых регионах или найти способ гарантировать им возможность эмигрировать на запад Украины.

Ни один демократически избранный лидер не пойдет на такую уступку легко. Опрос, проведенный этой осенью, показал, что 88% украинцев все еще верят, что Украина победит. (Жаль, что нет ссылки на источник данных – по некоторым опросам такую веру испытывают значительно меньшее количество украинцев – прим. ВиД,) Украинским солдатам, многие из которых сейчас сражаются, чтобы отомстить за погибших товарищей, будет очень трудно сложить оружие.

Зеленский и украинский народ не пойдут на такую жертву, не получив взамен чего-то ценного — членства в НАТО. Немедленное вступление в НАТО помогло бы компенсировать горькую уступку — позволить огромному куску своей страны остаться под контролем России. Это единственная карта, которую Трамп может разыграть, чтобы убедить украинцев прекратить воевать. 

Членство Украины в НАТО — это также единственный способ сохранить постоянный мир на границе между Россией и Украиной, где бы она ни проходила.

Меньшие гарантии безопасности Украине, такие как никчемный Будапештский меморандум 1994 года, в котором Россия, Великобритания и США предложили Украине гарантии безопасности в обмен на передачу Киевом Москве своего ядерного арсенала, или более поздние предложения поддержки от отдельных стран не заслуживают доверия.

Украинцы знают, что Путин никогда не нападал на членов НАТО, но атаковал Грузию в 2008 году, пришел на Украину в 2014 и 2022 годах и держит солдат в Молдове. Они были свидетелями того, как Россия подписывала, а затем нарушала многочисленные международные договоры и соглашения, запрещающие применение силы против Украины. Бумажки ничего не дают для сдерживания российской агрессии.

Украинцы справедливо опасаются, что прекращение огня в отсутствие членства в НАТО лишь даст российской армии и военно-промышленному комплексу время набраться сил и подготовиться к будущему вторжению. Именно это и произошло в период с 2014 по 2022 год. Если украинцы собираются смириться с тем, что обещает быть долгой российской оккупацией примерно пятой части их страны, им необходимо надежное сдерживание, которое может предложить только НАТО.

В таком компромиссе время объявления НАТО о том, что она предлагает Украине членство, также будет иметь большое значение. Альянс должен направить официальное приглашение в тот день, когда Зеленский и Путин договорятся о прекращении боевых действий.

После того как НАТО предложит Украине присоединиться к альянсу, страны-члены должны быстро ратифицировать решение о вступлении. Трамп должен лично заявить о своей безоговорочной поддержке, чтобы другие лидеры НАТО не затягивали процесс ратификации.

Сейчас Трамп обладает огромным политическим капиталом, чтобы оказать влияние на некоторых из потенциальных сторонников, включая премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и премьер-министра Словакии Роберта Фицо. Он должен использовать этот рычаг в начале своего президентства, чтобы добиться скорейшего заключения соглашения и положить конец ужасному конфликту на Украине. 

Скептики утверждают, что Путин никогда не согласится на вступление Украины в НАТО. Но Украине и членам НАТО не нужно спрашивать разрешения у Путина. Путину не место в переговорах между Украиной и альянсом. Позволить ему сорвать или отложить эти переговоры было бы признаком американской слабости не только для Москвы, но и для Пекина.

Эти скептики также сильно переоценивают обеспокоенность Путина вступлением Украины в НАТО. Путин начал конфликт на Украине в 2022 году не для того, чтобы остановить расширение НАТО. В преддверии 2022 года членство Украины в НАТО было далекой мечтой, и все в Брюсселе, Киеве, Москве и Вашингтоне знали об этом.

У Путина были другие цели — объединить украинцев и русских в одну славянскую нацию, свергнуть демократическое и ориентированное на Запад правительство в Киеве и демилитаризировать страну.

Путин едва повел бровью, когда Финляндия и Швеция вступили в НАТО в 2023 и 2024 годах, несмотря на то, что Финляндия имеет 830-мильную (1335 км) границу с Россией. 

Его действия подталкивают Украину все ближе к НАТО, а не наоборот.

Но если русские будут настаивать, что вступление Украины в альянс угрожает России — а они будут — Трамп сможет объяснить Путину, что членство в НАТО будет сдерживать Украину. Зеленский, конечно, никогда официально не признает российскую аннексию украинской территории. Однако возможность членства в НАТО может заставить его согласиться на формулу, в которой Киев признает, что будет стремиться к воссоединению Украины только мирными средствами.

Западная Германия и Южная Корея согласились на подобные условия в обмен на оборонные договоры с НАТО и США. В качестве условия вступления в альянс Зеленского и его генералов также могут обязать вывести украинских солдат из российской Курской области, где они занимают позиции с августа.

НАТО — оборонительный альянс. Он никогда не нападал на Советский Союз или Россию и никогда не нападет. (Never say never – ВиД.) Путин это знает.

Если правильно подобрать время для окончания конфликта, то день, когда Украину пригласят вступить в НАТО, станет самым славным днем в карьере Путина. Он сможет объявить российскому народу и всему миру, что его операция была успешной, что он «победил». Он проведет парад победы на Красной площади с китайскими, иранскими и северокорейскими лидерами у мавзолея Ленина.

Он займет место в учебниках истории России рядом с Петром I, Екатериной Великой и Сталиным как кремлевский лидер, расширивший границы Российской империи. В этот предполагаемый «день победы» он не захочет испортить собственный триумф, начав новую войну или угрожая ей, чтобы попытаться заблокировать вступление Украины в НАТО. 

Некоторые политики в странах НАТО, в том числе в Германии и Венгрии, выражают опасения, что прием Украины в альянс может спровоцировать Третью мировую войну. Они утверждают, что, поскольку часть территории страны находится в руках России, более масштабная война неизбежна, если Украина станет членом НАТО. Этот анализ ошибочен.

После трех лет болезненного противостояния с Украиной у Путина нет никакого желания воевать с самым мощным альянсом в мире, основу которого составляют лучшие в мире вооруженные силы США.

Российская армия понесла огромные потери, добившись лишь незначительных успехов на поле боя против слабо вооруженного и недостаточно укомплектованного противника. Путин не решится вступить в войну с могущественными вооруженными силами США и их союзников после того, как на Украине погибли около 78 000 российских солдат — по некоторым оценкам, эта цифра возрастет до 400-600 тысяч, если учесть раненых в боях российских солдат.

Кремль испытывает нехватку рабочей силы, а его военные предприятия с трудом пополняют запасы самого современного российского оружия из-за продолжающихся санкций.

Немецкие лидеры, в частности, должны понимать преимущества членства в НАТО для разделенной страны. Западная Германия вступила в НАТО в 1955 году. Этот акт не привел к Третьей мировой войне, хотя Западный Берлин был окружен территорией Восточной Германии. Как раз наоборот — членство в НАТО помогло сохранить мир. В одиночку Западная Германия могла бы и не выжить, если бы по другую сторону границы в Восточной Германии находилась советская Красная армия.

В более широком смысле стабильная и безопасная Украина принесет Европе экономическую выгоду. Союзникам по НАТО больше не придется оказывать Киеву многомиллиардную экономическую помощь или заботиться о миллионах украинских беженцев, нагружающих системы социального обеспечения в европейских странах.

Как НАТО способствовало экономическому развитию Западной Европы во время холодной войны, так и членство Украины в альянсе помогло бы экономике всех союзников по НАТО получить выгоду от торговли с бурно развивающейся послевоенной украинской экономикой и инвестиций в нее.

Выиграет и экономика США, особенно от доступа к критически важным минеральным ресурсам Украины для производства современных аккумуляторов и других жизненно важных технологий. Это поможет снизить зависимость США от менее надежных автократических поставщиков. 

Разумеется, в достоинствах этого мирного плана нужно убедить еще одного человека — Трампа. Учитывая его прошлый скептицизм в отношении помощи Украине и НАТО в целом, убедить его пойти по этому пути будет непросто.

Однако такая сделка способствует достижению нескольких целей Трампа.

Привлекая Украину в НАТО, Трамп может добиться значительной победы в одном из своих внешнеполитических приоритетов — разделении бремени. После вступления в НАТО вооруженные силы Украины в одночасье стали бы лучшей и самой опытной европейской армией в альянсе. Украинские военные могли бы быть направлены в другие прифронтовые страны, что позволило бы Вашингтону сократить свои собственные воинские контингенты.

Украина также могла бы поставлять другим союзникам по НАТО, особенно тем, которые имеют общую границу с Россией, воздушные, морские и наземные беспилотники, которые украинские военные освоили для защиты своей страны.

Трамп мог бы объяснить американскому народу, что членство Украины в НАТО позволит США меньше тратить на европейскую оборону и высвободит ресурсы для сдерживания растущего влияния Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такой шаг должен получить поддержку многих «ястребов» в отношении Китая в новой администрации Трампа.

Этот план позволит предотвратить крах и завоевания, которые последовали за выводом американских войск из Афганистана в 2021 году. Он также обеспечит прочный мир в Европе, а не временное перемирие, которое Россия легко нарушит в будущем. Если бы Трампу удалось добиться такого урегулирования, президент США мог бы стать кандидатом на Нобелевскую премию мира, которой он так жаждет.

Возможно, обстоятельства складываются против такого плана. И Путина, И Зеленского будет нелегко усадить за стол переговоров, а Трампа может возмутить необходимость поддерживать и даже расширять поддержку Украины в качестве средства принуждения к переговорам. Но бесконечная война или капитуляция перед Путиным были бы гораздо хуже. 

Перевод ТК Briefly.

На снимке: Майкл Макфол (слева) даёт интервью ТВ КФУ, июль 2013 года.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии