«Идет вторая Курская битва» - так озаглавлен обзор происходящего в эти дни на части территории Курской области в авторитетном лондонском издании The Economist. Разумеется, это преувеличение, - по сравнению с крупнейшей сухопутной битвой в истории мировых войн на Курской дуге, сегодня можно говорить о «курской загогулине», не более. Но политико-психологическое воздействие случившегося – на обе стороны войны и на западного обывателя – неизмеримо больше, конечно.
Даже по туманным меркам войны Курский рейд был окутан облаком секретности, и врасплох были застигнуты не только российские военные, западные правительства, но и – что показательно странно - некоторые чины в ВСУ: источник из украинского генштаба вблизи границы признался, что не знает полной картины. «Нам сказали собирать вещи 4 августа», — рассказал он. «Начальство не сказало, куда мы направляемся, и мы до сих пор видим только часть [происходящего]»
Прошло уже три дня, а неожиданный трансграничный рейд Украины в Курскую область на северо-востоке России не подает признаков ослабления. С момента начала операции Россия потеряла полный контроль как минимум над 350 кв. км своей территории.
Десятки ее солдат были убиты или взяты в плен. Сейчас идет гонка за тем, чтобы остановить продвижение и не дать украинцам окопаться. К 8 августа украинские войска продвинулись к Судже, расположенной в 10 км от границы, и Коренево, находящемуся в 15 км на территории России. В обоих районах продолжаются ожесточенные бои.
Сообщается, что более мелкие украинские подразделения откололись и ведут бои еще глубже. На кадрах из социальных сетей видны результаты боев: разрушенные здания и мертвые солдаты, разбросанные по изрытым дорогам. На кадрах, опубликованных в первый день, видно, как большую группу российских пленных уводят под вооруженной охраной.
Многое до сих пор остается неясным, и прежде всего масштаб операции.
Высший российский генерал Валерий Герасимов заявил, что были остановлены силы примерно в 1000 украинских солдат. Однако ни один из аспектов этого заявления не кажется точным. Украина задействовала подразделения как минимум четырех элитных бригад, а это значит, что ударная сила гораздо больше, чем 1000 человек.
Украина заминировала главную дорогу, ведущую на юго-восток к Белгороду, и имеет значительную противовоздушную оборону в этом районе. Учитывая успешный старт, Украина вполне может подтянуть дополнительные резервы, несмотря на свои собственные ослабленные позиции в Донецкой области на юге.
Шок, удивление и молчание напоминают эффект, которого добилась Украина другим молниеносным наступлением, в Харьковской области, в конце 2022 года.
Источник в разведке утверждает, что Украину успокоили первые успехи операции, которые, по его мнению, повергли Россию в паралич. Военный считает, что Россия сейчас использует элитных солдат опасными способами, чтобы остановить продвижение.
Украина же наступает только там, где это имеет смысл. «Русские совершают очень глупые ошибки, и всему виной их коррумпированное руководство, которое отдает предпочтение хорошим новостям, а не правде», — заявил представитель военной разведки.
Курское наступление, последовавшее за поражениями в Киеве, Харьковской области и Херсоне, представляет собой «четвертый большой провал» российских генералов в механизированной, маневренной «войне». «Теперь у нас есть варианты, и русские это знают», — добавил украинский военный.
Предыдущие трансграничные рейды проводились в основном под руководством военной разведки Украины.
В данном случае операция более тесно связана с критикуемым новым главнокомандующим Украины Александром Сырским, и впервые к этим рейдам присоединились подразделения регулярной армии.
При таких высоких ставках карьера генерала Сырского вполне может быть поставлена на карту. Сообщения из прифронтовых украинских госпиталей говорят о том, что число жертв уже растет.
Люди все еще могут задаваться вопросом, разумно ли было направлять столько войск участвовать во вторжении, в то время как критические линии фронта поредели. Ответ будет зависеть от успеха операции.
Об этом пока рано рассуждать. Источник из Генштаба сравнивает ее с шахматной партией. Следующие шаги Украины будут зависеть от реакции России.
Перебросит ли Россия резервы с близлежащего Харьковского театра, где в последние дни наблюдается заметное наращивание сил? Или с кровопролитного наступления на Донбассе, где недостаточно сильные украинские войска с трудом удерживают важный с логистической точки зрения город Покровск?
Ослабление давления в других местах стало бы самоцелью. «Либо они реагируют и перебрасывают сюда больше сил, либо не реагируют, и мы можем двигаться дальше», — подтверждает представитель Генштаба.
Скорее всего, в ход идут и более масштабные стратегические цели. В центре внимания находится газоперекачивающая станция «Суджа» — единственная действующая точка входа российского газа в трубопровод «Прогресс», который идет в Европу.
Но не понятно, что может принести Украине контроль над этой станцией. И Украина, и Россия заинтересованы в том, чтобы она продолжала бесперебойно работать, учитывая стоимость транспортировки газа, которую выплачивают Украине, и финансовые трудности российского «Газпрома», который испытывает трудности под тяжестью санкций.
Российские провоенные социальные сети предполагают, что украинцы нацелены на захват Курской атомной станции, расположенной в 60 км от границы, в качестве ответного шага на захват Россией Запорожской атомной станции.
Источник в генштабе Украины считает, что это маловероятно, так как для этого потребуется 80-километровый марш от границы и более крупные силы.
«Без правильно организованных сил мы повторим ошибки, которые русские совершили к северу от Киева в 2022 году. Мы отрезали их [логистических] линий, и они стали легкой добычей», — указал представитель украинского Генштаба.
Тот факт, что Украина направила механизированные силы, включая танки, усугубляет проблему материально-технического обеспечения: бронетехнике нужно много топлива и технического обслуживания.
Более реальной целью может стать создание неудобной «буферной зоны» на границе, подобно попыткам России создать ее в соседнем Харькове за последние три месяца.
Новая «буферная зона» даже может стать разменной монетой в каких-то будущих переговорах. «Россия пыталась подготовить прочную позицию», — считает источник в разведке, — «но теперь они в полной заднице, потому что не могут защитить свою собственную территорию».
Любую новую украинскую линию на российской территории будет крайне сложно удержать. Но это будет очень публичная пощечина Владимиру Путину. А для нации, которая большую часть последнего года жаждала хороших новостей, это уже кое-что.
Перевод ТК Briefly.
На снимке: фрагмент Курской битвы 1943 года.