Предложение президента Франции Эммануэля Макрона расширить помощь Украине за счёт привлечения вооружённых сил государств Европы шокировало европейских лидеров и спровоцировало поток заявлений об отказе участвовать в подобных авантюрах. Однако первая реакция заинтересованных лиц не имеет решающего значения. Важно другое: теперь эта тема появилась в публичном пространстве. По логике Запада, который сначала делает, а потом говорит, это должно означать, что работа по развязыванию большой войны в Европе уже ведётся, утверждает обозреватель «Октагона» Вера Зелендинова.
Иными словами, теперь можно с уверенностью утверждать, что речь идёт не о начальном витке более серьёзной конфронтации, а об официальном признании присутствия европейских военных на Украине и наличии планов нарастить их численность. То, что они там есть, давно не новость. Об этом пишет англоязычная пресса и говорят европейские чиновники: «Все знают, что на Украине присутствует западный спецназ, об этом просто не заявляли официально».
Drang nach Osten
Встреча европейских лидеров, на которой была озвучена скандальная инициатива Макрона, стала естественным продолжением серии совещаний в Рамштайне, саммитов НАТО и прошедшей 16–18 февраля Мюнхенской конференции. Повестка всех этих мероприятий одна и та же: как помочь Украине и не дать победить России. То есть все они работают на эскалацию конфликта.
Европейские страны всё ещё надеются обойтись малой кровью. Но на деле они уже давно воюют с Россией. Британские подводные дроны атакуют российские военные корабли. Французские ракеты SCALP бьют по Крыму и Севастополю. Стратегические БПЛА английского производства проводят разведку перед ударами по Донецку.
В обстрелах Белгородской и других областей задействовано американское и европейское оружие. А собранное по всей Европе вооружение применяется ВСУ на линии фронта.
Сегодня на фоне отступления ВСУ на многих участках фронта тема помощи Украине обрела дополнительную актуальность. А стремление Соединённых Штатов повесить проблемы киевского режима на Европу повышает вероятность втягивания её в прямое столкновение с Россией. В этом смысле заявление Макрона служит всего лишь подготовкой к следующему шагу в давно идущей конфронтации с РФ.
Логика здесь проста и неумолима. Из двух посылов – «нельзя допустить победы России» и «предпринятых усилий недостаточно» – следует однозначный вывод: «нужно придумать что-то ещё». Что-то, способное если не обеспечить победу, то хотя бы нанести наибольший ущерб. Как это работает, хорошо видно по развитию процесса поставок вооружений.
Оружейная лихорадка в Европе
Два года назад на Украину везли главным образом советское оружие, хранившееся на складах государств Восточной Европы. Потом начались поставки западного вооружения и снарядов, что привело к опустошению текущих резервов. Затем начали потрошить стратегические запасы. Через полгода после начала спецоперации в Европе всерьёз задумались о наращивании мощностей военно-промышленного комплекса, но это дело долгое, а Украина требует немедленной помощи.
В результате украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, отбросив дипломатические приёмы, прямо призвал Евросоюз запретить экспорт боеприпасов из европейских государств в любые страны, кроме Украины. То есть фактически потребовал закрыть для Европы выход на мировой оружейный рынок. И это притом что Киев не в состоянии платить за поставки, а его финансовые возможности напрямую зависят от денежных вливаний из США и ЕС.
Одновременно с этим руководители военных ведомств европейских стран вынуждены констатировать, что поддержка Украины истощила их запасы вооружений и в случае прямой военной угрозы они не продержатся и недели. На днях с аналогичным высказыванием выступил начальник штаба обороны Великобритании адмирал Тони Радакин, заявивший, что, прежде чем наращивать помощь Украине, Лондону нужно задуматься о существенном увеличении количества боеприпасов в своих собственных арсеналах.
На фоне разговоров о планах Штатов выйти из украинской игры в Европе началась настоящая истерия.
Дания приняла решение передать всю свою артиллерию Киеву и призвала государства Евросоюза последовать её примеру. А датский премьер-министр Метте Фредериксен предложила европейским странам урезать социальные расходы и направить сэкономленные средства на военную поддержку Украины.
Столь же жёсткую инициативу озвучил министр обороны Эстонии Ханно Певкур: «Главным приоритетом для стран Европы является помощь Украине. Поэтому необходимо забрать всё что можно из запасов у всех, особенно боеприпасы, чтобы отправить Украине». Проблема, однако, состоит в том, что киевский режим испытывает дефицит не только вооружений и боеприпасов.
Украине нужны армейские кадры Европы
С началом спецоперации на Украину, где к этому времени уже находились западные военные, поехали «добровольцы» из числа бывших или находившихся в отпусках кадровых военных государств НАТО. Чем больше западной техники получали ВСУ, тем больше иностранных специалистов управляло её применением. Кроме того, западные советники взяли под контроль практически все штабы, и даже снайперами на линии фронта стали служить иностранцы.
Об их составе можно судить по редким сообщениям о погибших. Великобритания недавно призналась, что потеряла 40 офицеров, которые обслуживали системы противовоздушной обороны Patriot под Авдеевкой. Около 30 французских офицеров погибло в результате обстрела Харькова. The Washington Post написала о гибели как минимум 50 американских граждан.
А всего на начало 2023 года на стороне украинской армии сражалось около тысячи бывших американских военных.
Согласно новой концепции Киева, о которой изданию New Voice рассказал глава ГУР Украины Кирилл Буданов, классическая «фронтовая» война постепенно уходит в прошлое, и поэтому, отвечая на вызовы ХХІ века, украинская сторона будет делать ставку на уничтожение технического и производственного потенциала в российском тылу. А такие действия потребуют увеличения количества дальнобойного вооружения и обслуживающих его кадров, то есть потребность в западных специалистах вырастет в разы.
Всё это не отменяет задачи по удержанию линии фронта, а с этим на Украине тоже возникли проблемы. После взятия Авдеевки российская армия перешла в наступление на многих участках линии соприкосновения. Отсюда разговоры о необходимости ввести войска европейских стран для помощи Украине. Не под эгидой НАТО, но под общим управлением командованием силами Альянса в Европе.
Впервые такой план был озвучен осенью 2022 года бывшим директором ЦРУ Дэвидом Петреусом. Его проект «Коалиция желающих» подразумевал открытый ввод на территорию Украины армейских контингентов европейских государств, прежде всего Польши и Румынии. Процесс их подключения к боевым действиям начался в 2023 году.
По информации польских СМИ, в середине прошлого года на Украине воевало более 10 тысяч польских солдат. В этом контексте заявление Макрона является, как утверждает The Financial Times, всего лишь легализацией уже имеющегося присутствия на украинской территории спецподразделений стран Североатлантического альянса.
Нейтралов загоняют в трудный выбор
По оценкам западных источников, к середине 2025 года военно-промышленные комплексы европейских государств выйдут на производство необходимого для удовлетворения потребностей ВСУ количества вооружений и снарядов. Но до этого времени нужно как-то дожить. А поскольку европейские запасы исчерпаны, началась инвентаризация арсеналов стран глобального Юга.
На Мюнхенской конференции президент Чехии Петр Павел сообщил, что чешским экспертам удалось обнаружить в нейтральных государствах полмиллиона единиц боеприпасов калибра 155 миллиметров и 300 тыс. единиц боеприпасов калибра 122 миллиметра, которые могут быть поставлены на Украину в течение нескольких недель, если партнёры по НАТО помогут обеспечить финансирование их покупки.
Через 10 дней на встрече в Париже чешский премьер-министр Петр Фиала ещё раз изложил план закупки 800 тыс. снарядов в странах, не являющихся членами ЕС. Аналогичными изысканиями в государствах Азии и Африки занимается Германия. Она ведёт переговоры с Индией, на складах которой хранятся сотни тысяч артиллерийских снарядов, пытается договориться о покупке оружия в арабских странах и анализирует производственные мощности ВПК африканских государств, с тем чтобы загрузить их заказами для Киева.
Оружия, накопленного в мире, хватит на несколько лет войны.
Главное – договориться с его владельцами. Но здесь возникают проблемы. Далеко не все страны горят желанием поделиться своими запасами с ВСУ, понимая, что это оружие будет использовано против России. В результате эти государства оказываются под двойным давлением.
Эквадор был вынужден отменить оружейную сделку из-за угрозы лишиться бананового экспорта в РФ, санэпидемнадзор которой «срочно» обнаружил в поставках пяти крупнейших банановых предприятий страны зловредную муху-горбатку. В аналогичной ситуации оказались сотрудничающие с Россией арабские государства и Индия, о тайных переговорах с которой сообщил немецкий журнал Der Spiegel.
Битва технологий и смыслов
В Европе воронка большой войны давно превратилась в быстрый водоворот, который всё сильнее затягивает попавшие в него государства. Они уже прошли этап оружейных поставок и ввода небольших подразделений. Теперь речь идёт об открытом противостоянии с Россией их более крупных армейских контингентов.
При этом в Европе начинают понимать, что назад дороги нет и дело идёт к большой войне, что учения «Стойкий защитник – 2024» проводятся для прикрытия военных приготовлений НАТО, а заявление Макрона просто фиксирует этот тренд.
Для киевского режима игра тоже сделана. Не только в политическом плане. Передача западных вооружений и технологий превратило его в составную часть военного блока, но без права даже совещательного голоса. А территория, которая называлась Украиной, стала полем для тестирования новейших систем ведения боя с помощью спутниковой разведки, дальнобойных ракет и других новаций, интегрированных в западный управленческий контур, доступ к которому для Киева закрыт.
При этом на других континентах тот же процесс раскручивается гораздо медленнее, но с более широким радиусом охвата, вовлекая в противостояние таких подчёркнуто нейтральных игроков, как Индия и монархии Персидского залива.
Но страны глобального Юга пока ещё могут выбирать, на чью сторону встать.
Все эти процессы создают дополнительные вызовы для России, которая фактически вынуждена воевать с Альянсом, прячущимся под маской Украины, и одновременно с этим рискует лишиться необходимых её экономике партнёров среди не участвующих в этой войне государств.
Но есть и новости совсем иного порядка. Под впечатлением от происходящих в мире событий глава европейской дипломатии Жозеп Боррель признал, что «эра западного доминирования окончательно завершилась», что «у стран глобального Юга появилась своя собственная динамика, а конфликты на Украине и в секторе Газа расширили их политическое пространство».
Более того, главный дипломат Европы считает, что Запад проводит деструктивную политику конфронтации со всем остальным миром, ведущую к упадку Европы. С этими выводами трудно не согласиться. А столь здравый настрой одного из главных чиновников Брюсселя оставляет надежду на то, что Европа опомнится и остановится на краю бездны, в которую её толкает заокеанский партнёр.