Вчера в столице Румынии Бухаресте был торжественно открыт Собор спасения нации (ССН), ставший самым высоким православным храмом в мире. До сих пор таким являлся Петропавловский собор. РПЦ и российские СМИ, за исключением ТАСС, сообщившего, что во время церемонии открытия «некоторые румынские чиновники, включая премьер-министра Илие Болоджана, были освистаны», и Московского комсомольца», проигнорировали это события, написали только зарубежные, зато «МК» не только сообщил, но сопроводил новость комментарием православного публициста Алексея Шорохова, который заподозрил, что тут не обошлось без козней Вашингтона и Брюсселя.
Что интересно, с г-ном Шороховым по существу согласилась The Times, отметив, со ссылкой на аналитиков, что эта церковь, с позолоченным куполом на высоте 127 метров, «является утверждением мягкой силы Румынии и ее наследия как православной нации в то время, когда Россия пытается оказать свое духовное влияние в регионе».
Издание отмечает, что внутри собора находится самый большой в мире иконостас, самый большой свободно качающийся церковный колокол и самая большая коллекция церковных мозаик, которые выглядят почти анимированными, меняя восприятие зрителя в зависимости от времени суток, и здесь также есть концертные залы и ядерные убежища. При этом The Times, в отличие от некоторых других медиа, не утверждает, что это самый большой православный храм, - тот же Храм Христа Спасителя в Москве при архитектурном «росте» в «скромных» 103 метра вмещает чуть ли не вдвое больше молящихся (5000 человек против почти 10 тысяч), но размах всё равно впечатляет.
Так зачем же румынам понадобилось потратить 12 лет и 270 млн евро, чтобы построить названный собор? Вот точка зрения Алексея Шорохова, которого «МК» отрекомендовала не только как священника, но также как «писателя-добровольца».
- Так естественным образом сложилось, что после падения атеистического Советского Союза и возрождения церковной жизни на территории бывшей Российской империи Русская православная церковь стала самой могущественной и многочисленной в православной ойкумене. Символом этого могущества стал воссозданный в конце 90-х Храм Христа Спасителя, крупнейший православный собор в мире - до недавнего времени.
В отличие от средневековых католических соборов (а их больше десятка высотой под двести метров), в Православии «самый большой собор» является ещё и символом священного Рима. Софийский собор в Константинополе наследовал Собору святого Петра в Риме, также, как сама Византия, Второй Рим, наследовала Первому Риму после отпадения католиков.
Храм Христа Спасителя строился в Российской империи, наследнице Византии, как символ Третьего Рима. Именно с таким пониманием его возрождали.
- То есть румыны, задумывая определенную высотность религиозного сооружения, сознательно пытались «переплюнуть» московское детище Константина Тона и Зураба Церетели?
- Создание Собора спасения нации явно носит символический характер.
Теперь просто складываем: Запад отгораживается от России новым «железным занавесом», продолжает гибридную военную кампанию на Украине, по окончании которой нас ждёт очередная редакция «холодной войны» (вообще-то не прекращавшейся ни на минуту). Чтобы сохранить влияние ЕС и НАТО в славянском мире (по преимуществу православном) им нужен новый центр Православия, подконтрольный Брюсселю и Вашингтону. Греки при всех своих амбициях на это не тянут.
И тогда начинается возвеличивание Румынии, где крупнейшая база НАТО в Европе теперь соседствует с крупнейшим собором. Также румыны активно создают православные платформы в кибервселенной, Румынская церковь проводит политику активной экспансии на канонические земли РПЦ в Молдавии и на Украине.
И не будем забывать, что слово «Румыния» тоже происходит от «Рима», конспирологи мировой закулисы к таким деталям очень внимательны. И, заметьте, противовес православной Москве создается на наших глазах.
- Что ждет в этой связи православных верующих Молдавии? Как долго у них будет сохраняться выбор, в каком храме молиться – в «русском» (а по факту – молдавском) или в румынском?
- Я думаю, что православных в Молдавии и на остатках Украины ждут усиленные попытки расколоть существующие канонические православные иерархии, чтобы объединить их потом под омофором Румынской православной церкви.
- Ну окей – были священники Православной церкви Молдовы, придут румынские – какая разница? С Румынской Церковью у нас не нарушено каноническое общение?
- Православие в Румынии ничем не «хуже» русского, если оно каноническое, не ушло в раскол и не впало в ересь. Но политически оно будет управляться из Брюсселя и Вашингтона (как сегодня управляется из Америки Константинопольский патриархат у греков).
- И все же самые грандиозные скульптуры в мире, например - «боги» буддистов, индуистов и синтаистов, самые высокие христианские храмы – католические. Может быть, с румынами как единоверцами нам не соперничать нужно, а сотрудничать?
- В Православии величина храма не имела определяющего значения, мы не лезли в своей гордыне на Небо и не пытались его «уколоть», как средневековые готические соборы.
Но всегда существовал символический главный храм.
Никаких канонических разногласий с Румынской православной церковью у нас нет и, надеюсь, не будет. Но, как показывает опыт несчастной Украины, если Церковь не защищена сильным государством (как в России), то использовать в политических целях – дело одной-двух минут. Для этого достаточно щелчка пальцев заокеанских кукловодов.
Напомним, что в марте 2024 года в Москве назвали стремление Румынской православной церкви активизировать деятельность на территории Молдавии попыткой экспансии. «Бессарабская митрополия» Румынской Церкви продолжает вмешиваться в политику страны, на территории которой она вообще не должна действовать согласно каноническому разделению территорий между Церквями.
Справка ВиД. Православие в Румынии очень молодое: Собор, объединивший епархии Румынии, Трансильвании и Буковины, состоялся чуть менее 100 лет назад, 1 февраля 1919 года, тогда же в Румынии был принят григорианский календарь. Конституция Румынии 1923 года признавала Румынскую православную церковь национальной церковью страны.



