Две примечательных статьи о реально происходящем на Украине. Войска Путина мало-помалу лишают страну жизненного пространства, и процесс ускоряется, так как людские ресурсы тают, пишет в Neue Zürcher Zeitung литератор из Харькова Сергей Герасимов и заключает, что «нам нужен разумный мирный план от следующего президента США»; «По мере того как ситуация становится мрачнее, все больше украинцев оказываются открытыми к мирному соглашению», продолжает автор статьи в The New York Times.
«Если мы будем терять по 100 квадратных километров территории каждый месяц, то путинские буряты дойдут до Киева через 100 лет, но наступление ускоряется, констатирует Герасимов и продолжает.
Второе российское наступление на востоке Украины началось в ноябре 2023 г. Оно было не таким быстрым, как первое, но более целенаправленным и последовательным. Удивительно, но это наступление не замедлилось после того, как в апреле президент Байден подписал пакет помощи Украине на 61 миллиард долларов. Цифры говорят громче слов.
В октябре 2023 года Украина потеряла 32 кв. км территории.
В ноябре 2023 года — еще 32 кв. км.
В декабре 2023 года — 33 кв. км.
В январе 2024 года, когда была потеряна Авдеевка — 138 кв. км.
В феврале 2024 года — 55 кв. км.
В марте 2024 года — снова 55.
В апреле 2024 года — 86.
В мае 2024 года — 285 кв. км, в результате второго российского наступления на Харьков.
В июне 2024 года — 78.
В июле, который еще не закончился — уже 96.
Похоже, таков был мирный план Джо Байдена: каждый день, каждую неделю и каждый месяц Украина теряет по маленькому кусочку территории и старается, чтобы этот процесс длился как можно дольше — и в какой-то момент конфликт может прекратиться сам собой.
Этот план не совсем нелогичен. В конце концов, Украина — самая большая по площади страна в Европе. Если мы будем терять, скажем, по 100 квадратных километров территории каждый месяц, русские смогут занять всю Украину к востоку от Днепра и подойдут к Киеву примерно через 100 лет. Даже если российское наступление ускорится, у русских бурятов не будет возможности разграбить нашу столицу еще лет 40-50. Но Путин до этого точно не доживет.
Время пребывания Байдена на посту президента США подходит к концу, и, похоже, скоро мы получим еще один, совсем другой мирный план для Украины. Никто не знает, как он будет выглядеть. Поэтому одной из главных тем разговоров в Харькове, да и на Украине в целом, является вопрос, кто будет следующим президентом США.
Люди встречаются, пожимают друг другу руки и тут же начинают обсуждать, кто популярнее — Трамп или Харрис. Домохозяйки вспоминают гадалку, которая с помощью спаржи предсказала, что следующим президентом станет Мишель Обама, и тому подобную чепуху.
Недавно Борис Джонсон опубликовал в Daily Mail эссе, в котором поделился представлением о мирном плане Трампа. Первый пункт этого плана звучит просто замечательно. Трамп, как это для него свойственно, прекратит бюрократические проволочки и задержки и позволит Украине использовать ATACMS для уничтожения российских аэродромов и всего остального, а затем Россия будет быстро отброшена к границам, существовавшим до 2022 года.
Этот план гениален по следующей причине: если бы победить Путина было так легко, было бы достаточно дать нам разрешение сейчас. Тогда почему нам не позволили победить Путина раньше?
«При Трампе Вашингтону придется показать, что международные границы нужно уважать», — пишет Джонсон. Но на самом деле границы 2022 года, которые он упоминает — это границы до начала конфликта, и они не идентичны международно-признанным границам Украины.
Возможно, следует найти компромисс — отдать Путину что-то, например, Крым и Донбасс, и вернуть что-то Украине. Киеву можно позволить вступить в НАТО, говорит Джонсон, а с другой стороны, для русскоязычного населения может быть введена особая защита, что позволит Путину заявить, что он денацифицировал Украину.
В то же время никто не спрашивает Украину, чего она хочет на самом деле.
США разрешат вам использовать определенное оружие, и вы будете использовать это оружие. Если США договорятся с Путиным о новых границах, то вы будете жить в этих границах. Санкции будут сняты, виновные не будут наказаны, идеология «рашизма» продолжит отравлять умы и распространяться по планете, Путин будет готовиться к новым завоеваниям соседних стран, потому что ему нужен внешний враг, чтобы отвлечь население от внутренних проблем, Тем не менее, весь мир будет снова дружить с Россией, она вернется в G7, не будет никаких компенсаций и репараций, а Украина будет лежать в руинах — но вы должны быть готовы принять горькую правду новой реальности. И если США договорились с Россией о защите русскоязычного населения, то его тоже нужно защищать.
Но с последним пунктом — защитой русскоязычного населения — наверняка возникнут проблемы. На Украине есть люди, которые рассматривают любую защиту русскоязычного населения как угрозу своей национальной идентичности. Они скорее умрут, чем допустят, чтобы их кристально чистая национальная идентичность была поставлена под сомнение. Ради этого они даже готовы начать гражданскую войну. И никакой Трамп, что бы он ни планировал и ни делал, не сможет приказать этим людям и сказать им, что делать. Они не подчинятся.
Каждое политическое убийство вызывает волны, как камень, брошенный в воду, и все вокруг начинает качаться на этих волнах. Пуля, пробившая ухо Дональда Трампа 13 июля, повысила шансы республиканцев, но, с другой стороны, заставила Байдена отказаться от планов на второй срок, что повысило шансы демократов. Несомненно, рябь будет распространяться и дальше.
Сегодня я прочитал, что Камала Харрис обладает острым умом и умеет справляться с трудностями, хотя всего несколько дней назад украинские СМИ утверждали прямо противоположное. Это было правда удивительно, ведь я помню ее слова на мирном саммите в Швейцарии.
Тогда я был согласен не только с каждым ее словом, но и с тем, как она расставила приоритеты: украинцы имеют право выбирать свою форму правления; верховенство закона должно поддерживаться; суверенитет и территориальная целостность всех государств должны уважаться; национальные границы не должны меняться силой. Действия России — это атака на международные правила и нормы. Если мир не отреагирует решительно, это приведет к новой завоевательной войне и хаосу.
Военные взлеты и падения продолжаются, и простые украинцы наблюдают за происходящим скорее с ужасом, чем с интересом. Их ужас полностью оправдан. Сегодня Харьков уже шесть раз подвергался атакам российских бомб и ракет. С каждым месяцем на Украине остается все меньше и меньше людей. На троллейбусных остановках в Харькове можно увидеть только стариков, женщин и детей.
Рано утром бездомные роются в мусоре, но даже среди них уже нет мужчин, только женщины. Базовая военная подготовка человека, никогда не державшего в руках винтовку, длится всего тридцать дней, после чего он может быть направлен в воинскую часть.
Именно по этой причине российское наступление развивается все быстрее и быстрее — потому что людей, способных защитить себя от него, становится все меньше и меньше. Если следующий президент США не предложит наконец разумный план окончания конфликта, путинские буряты разграбят Киев гораздо раньше, чем через 40 лет.
NYT: «По мере того как ситуация становится мрачнее, все больше украинцев оказываются открытыми к мирному соглашению».
Все больше украинцев, похоже, склоняются к идее мира, достигнутого путем переговоров, хотя они и дальше смутно представляют себе, что это значит.
Большинство по-прежнему выступают против передачи России какой-либо территории, даже Крымского полуострова, показывают опросы. Но эти опросы и недавние высказывания лидеров страны свидетельствуют об ощутимом сдвиге в разговоре о мирных переговорах — от «нет-нет-никогда» к «возможному компромиссу в какой-то момент».
В середине июля опрос украинского независимого СМИ ZN. UA показал, что около 44% граждан Украины выступают за начало официальных переговоров с Россией. 23 июля Киевский международный институт социологии опубликовал результаты опроса, согласно которым почти треть украинцев согласились бы уступить России часть территории, чтобы прекратить конфликт. Это более чем в три раза больше, чем годом ранее.
28-летняя Надя Иващенко из Кировоградской области говорит, что не может описать хорошее мирное урегулирование. Но ее муж служит в армии с февраля 2022 года, и у пары есть пятилетний сын, который не видел отца уже несколько лет. «Столько людей погибло, и за что?... Но я хочу, чтобы все закончилось, хоть как-то, потому что у меня есть сын, и я не хочу, чтобы он рос в такое военное время, как сейчас», — говорит она.
Международное давление на Украину и Россию с целью заставить их прийти к какому-то соглашению усиливается, хотя эксперты сходятся во мнении, что ни одна из сторон не готова к этому. Препятствия для любого урегулирования огромны — Россия занимает около 18% украинской территории.
В июне Россию не пригласили в Швейцарию на первый международный мирный саммит. С тех пор Украина публично дала понять, что Россия должна приехать на следующую встречу, а Зеленский в интервью ВВС выразил надежду на дипломатическое решение.
В этом месяце министр иностранных дел Украины посетил Пекин и выразил готовность к тому, чтобы Китай играл более важную роль в мирных переговорах. В среду Украина пригласила главного дипломата Китая посетить Киев.
Россия до сих пор не давала согласия на участие во втором мирном саммите, но в последние недели Кремль также дал понять, что может начать переговоры, даже если Киев не выполнит июньские требования Путина. Тем не менее, многие западные чиновники и аналитики сомневаются, что Путин готов вести переговоры о чем-либо, кроме мирного соглашения на своих условиях.
Один из ключевых советников Зеленского на прошлой неделе заявил, что заключать договор с Путиным сейчас — все равно что подписывать «сделку с дьяволом». И хотя опрос Киевского института показал трехкратное увеличение числа людей, готовых отдать землю ради мира, 55% украинцев выступают против любых территориальных уступок.
На юге, в одном из регионов, наиболее пострадавших от конфликта, изменение отношения к происходящему за последний год было поразительным, показал опрос Киевского института. Более половины респондентов заявили, что они либо поддерживают уступку некоторых территорий, либо не определились. Только 46% высказались против любых уступок. Год назад 86% жителей этого региона, включающего Днепр, Запорожье, Николаев, Херсон и Одессу, заявляли, что они против передачи России каких-либо территорий.
Николай, 33-летний житель Одессы, который не захотел называть свою фамилию, поскольку уклоняется от призыва в армию, сказал, что мог бы рассмотреть возможность уступки Крымского полуострова, уже находящегося под контролем России, или района возле Луганска в качестве части сделки. Но он добавил: «Как человек, который сидит дома и не сражается на поле боя, я не считаю, что у меня есть моральное право говорить, как должно выглядеть это соглашение».
Замораживание линии боевых действий приведет к тому, что регионы, где проживают родственники многих украинцев, останутся под контролем России на неопределенный срок. А территории, освобожденные Украиной, разрушены российскими ударами и выглядят мрачно.
В исследовании Киевского социологического института не было определено, насколько велики должны быть уступки, должна ли территория быть отдана официально или перейти под временный контроль России.
«Главная причина — это несбывшиеся ожидания прошлого года, потому что многие люди имели большие надежды», — сказал исполнительный директор Киевского международного института социологии Антон Грушецкий. Он добавил, что многие украинцы увидели, как эти надежды рухнули, особенно из-за задержки американской военной помощи.
Для некоторых украинцев желаемая сделка больше похожа на несбыточную мечту. «Я бы хотел, чтобы Россия ушла домой, перестала вмешиваться в дела нашей страны и занялась своими внутренними проблемами», — сказал 26-летний автомеханик из Кривого Рога Александр Мельник.
Многие переживают по поводу того, что может означать переизбрание Трампа. Украинцы опасаются, что он сократит поддержку со стороны США или будет настаивать, чтобы Россия сохранила за собой уже занятую территорию.
Другие говорят, что Трамп, по крайней мере, даст Украине ответ. «Если Трамп придет к власти, все станет ясно. Либо он предоставит Украине оружие, либо нам придется согласиться на переговоры», — говорит 47-летняя Наталья Фоменко из Ирпеня.
Некоторые украинцы, находящиеся на линии фронта, также заявили, что скептически относятся к тому, что Россия действительно будет соблюдать условия мирного соглашения.
Перевод ТК Briefly.