Валерий Залужный
01.03.2025 Политика

Сможет ли Украина выжить без помощи США?

Фото
The Times

Пока политики и госмужи с госдамами вовсю эмоционируют по поводу стычки в Овальном кабинете, словесным хором выражая поддержку Зеленскому, а бесноватые в соцсетях спорят, кто кому больше нахамил, профессор Марк Галеотти написал колонку для The Times, в которой с академической основательностью изложил перспективы самостоятельного, без США, существования Украины и возможностей Европы заменить заокеанского гегемона, а издание сопроводило текст снимком вероятного сменщика Зе в качестве партнёра по сделке с Трампом.

Ссора в Овальном кабинете приблизила к реальности кошмарные геополитические сценарии, разыгранные на Мюнхенской конференции по безопасности в прошлом месяце: уход американцев из Европы, распад НАТО, даже более тесная идеологическая близость между Вашингтоном и Москвой, чем с ее традиционными союзниками.

Вопрос о том, сможет ли Украина продолжать защищаться от российского вторжения без поддержки США, теперь вызывает непосредственную озабоченность.

Что будут делать США?

Была ли это преднамеренная засада в Белом доме или Зеленский плохо обращался с тонкокожим президентом, в данном конкретном контексте не имеет значения. Президент Трамп — не тот человек, который позволит оставить безнаказанным такое неповиновение.

Есть сообщения, что он подумывает о прекращении военной помощи; последние поставки были начаты при Байдене. На вооружение, которое может быть передано из существующих запасов США, выделено 3,85 миллиарда долларов, еще 1,5 миллиарда долларов выделено на военное финансирование Госдепартамента, которое в настоящее время заморожено вместе с большей частью остальной иностранной помощи. 

Президент не объявил о новых пакетах поддержки и может отказаться от использования оставшихся средств.

Предсказывать действия Трампа — дело неблагодарное, но, похоже, все сходятся на том, что он может сохранить существующие обязательства, но не обещать больше, фактически предоставив Украине поддержку лишь на шесть месяцев. 

Это даст ему возможность вновь поднять вопрос о доступе США к украинским полезным ископаемым — возможно, вернувшись к чему-то более близкому к его прежним, более возмутительным требованиям о возврате 500 миллиардов долларов — а также подготовить предложение о прекращении огня по принципу «бери или уходи».

Как Трамп открыто предупредил Зеленского: «Заключайте сделку или мы уходим».

Что может сделать Европа?

После катастрофической встречи европейские лидеры направили Зеленскому поток сообщений с выражением поддержки. Все это хорошо, но когда Урсула фон дер Ляйен обращается к Зеленскому в соцсетях, чтобы заверить его, что он «никогда не одинок» и что «мы будем продолжать работать с вами ради справедливого и прочного мира», что это значит?

Европа может и будет пытаться что-то спасти из этого кризиса, хотя есть ощущение, что все хорошее, что было сделано в результате визитов Макрона и Стармера в начале недели, было сметено, и воскресный саммит европейских лидеров в Лондоне становится еще более важным.

Стратегический вопрос заключается в том, что если Трампа не удастся переубедить в его очевидной решимости навязать Украине сделку, то они сосредоточатся на попытках извлечь из этого максимальную выгоду и заставить Белый дом предоставить значимые гарантии безопасности, или же вместо этого будут искать альтернативы только для Европы.

При этом не говорится о том, насколько далеко Европа может зайти, помимо поддерживающих постов в соцсетях. 

Учитывая, что, для обеспечения безопасности без поддержки США Европе потребуется как минимум 300 000 военнослужащих и более 200 миллиардов фунтов стерлингов ежегодных расходов на оборону, один из чиновников Еврокомиссии признал: «Украина важна для нас, но не всецело».

Европа как гарант?

Если приоритетом является предоставление гарантий Киеву, можно ли это сделать за пределами НАТО? 

Президент Путин явно не боится Европы, считая, что ей не хватает воли и единства, чтобы противостоять военному запугиванию. С этим трудно не согласиться, когда даже страны, продемонстрировавшие явное желание перевооружиться, такие как Польша, также дали понять, что их собственная национальная безопасность имеет приоритет.

Опустошенные армии Европы не могут выставить 100 000 —150 000 военнослужащих, которые, по мнению Зеленского, необходимы для сдерживания российского лидера. Даже 30-40-тысячные так называемые «силы обеспечения» могут оказаться слишком большой удачей без американской помощи. 

Достаточно ли денег?

В совокупности европейские страны предоставляют Украине значительно больше финансовой и военной помощи, чем США. Они могли бы потратить еще больше, но у них нет производственного потенциала, чтобы легко и быстро превратить наличные в военный потенциал. 

Собственные запасы вооружений Европы на исходе, и менее четверти оружия, которое она предоставляет Украине, фактически производится на континенте. Большая часть остального поступает из США, а также из разных стран — от Южной Кореи до Израиля. 

Сейчас Европа производит 2 миллиона артиллерийских снарядов в год, но этого недостаточно для удовлетворения военных потребностей, не говоря уже о пополнении запасов европейских армий.

Уже сейчас ей приходится рыскать по мировым рынкам оружия. В прошлом году чехи выступили с инициативой обеспечить Украину 500 000 155-мм снарядов. Эта цель была достигнута, но возникли различные проблемы — от логистики до опасений, что некачественные боеприпасы могут взорваться.

Трамп, возможно, будет очень рад видеть, как Европа покупает американские товары для поддержки Украины, но это оставит страны на милость рынка, конкурируя с другими покупателями и сталкиваясь с задержками и ростом цен.

Сможет ли Зеленский наладить свои отношения с Трампом?

Трудно представить, что отношения Зеленского с Белым домом могут быть восстановлены. Отношение Трампа к Украине явно определяется его давней личной неприязнью к украинскому лидеру, который, по его мнению, поддерживает его политических соперников.

Зеленский говорил, что уйдет в отставку, если это будет ценой за реальный мир и членство в НАТО. Он вполне может это сделать, если почувствует, что его присутствие слишком проблематично для его страны.

Хотя нынешнее военное положение в Украине исключает проведение выборов, если бы они состоялись — бывший главнокомандующий Валерий Залужный, который сейчас находится в виртуальном изгнании в качестве посла в Великобритании, был бы сильным соперником. 

Бывший генерал, пользующийся большим авторитетом на родине, Залужный мог бы стать той фигурой, которую Трамп захотел бы обхаживать.

Сможет ли Украина продолжать борьбу?

У Украины еще есть резервы, если она сделает то, чего требует Трамп, и снизит призывной возраст с 25 до 18 лет. Однако в стране растет усталость от военных действий — доля украинцев, считающих, что оборона их страны проходит успешно, снизилась с 85 % два года назад до всего 23 % сейчас. Однако это не означает готовности к капитуляции.

Тем не менее, потеря американской помощи станет серьезным ударом. Речь идет не только о нехватке новых систем и боеприпасов, таких как ракеты Patriot, которые производятся только в США, но и запчастей для танков Abrams и бронетранспортеров Bradley.

Путин, видя возможность сформировать своего рода антанту с Трампом, может решить воспользоваться возможностью заморозить конфликт, контролируя 20% территории Украины, и добиться ослабления санкций.

Возможно, он даже увидит в этом (слишком оптимистично) шанс установить своего рода совместное господство США и России над Европой. Или же он может увидеть в этом подходящий момент, чтобы надавить еще сильнее.

Трудно не считать Путина самым большим бенефициаром последних событий — но он не обязательно единственный. Внешняя политика США, которая становится все более персоналистской и транзакционной, также дает возможность другим сильным мира сего попробовать свои силы, зная, что Вашингтон вряд ли встанет на защиту международного права. 

От Турции до Израиля — страны, которые могут рассчитывать на Трампа, уже ведут себя так, будто это дает им определенную безнаказанность. 

Если он откажется от Зеленского в пользу Путина, то Трамп действительно перевернет существующий геополитический порядок. 

Перевод ТК Briefly.

На снимке: экс-главнокомандующий ВСУ посол Украины в Британии и вероятный сменщик Зеленского Валерий Залужный.

Об авторе. Марк Галео́тти (Mark Galeotti) — британский политолог, старший научный сотрудник Института международных отношений в Праге, бывший профессор Центра международных отношений Нью-Йоркского университета. Специализируется по вопросам международной преступности и проблемам безопасности, связанным с Россией.

Специалист по российским спецслужбам, эксперт Европейского совета по международным отношениям.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии