Вчера провел двухчасовую дискуссию на ТВ КФУ по поводу строительства мусоросжигающего завода в Казани и проблеме бытовых отходов. Предварительный вывод: экоактивистам пора избавляться от конфронтационного настроя к властям; властям пора признать, что некоторые соображения противников МСЗ заслуживают быть учтёнными в нормативных документах, нацеленных на реализацию программы «Чистая страна».
Конечно, когда экоактивисты (буду так называть, для краткости, противников МСЗ) заявляют, что мы в Татарстане способны наладить 100-процентную переработку и утилизацию отходов, а следовательно, МСЗ не нужен в принципе, тут в неясных долях соседствуют идеализм и лукавство. Идеализм, потому что России крайне далеко до заоблачных технологий, которые имеются в одной-двух странах (эти технологии мало купить, надо уметь ими пользоваться; со сжиганием проще), и почти также далеко до гармоничного кодекса законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы обращения с отходами. (Желающим углубиться в тему могу порекомендовать вот это: http://www.solidwaste.ru/i/publ/1166/05-02.pdf- детальнейший анализ расстыковки в решениях и деятельности властей на примере макулатуры.) Лукавство, потому что – сложилось такое впечатление – некоторые из экоактивистов в глубине души понимают, что МСЗ в Казани с 95-процентной вероятностью будет построен и, нажимая на то, что надобно прежде организовать раздельный сбор, переработку, рециклинг и утилизацию отходов, надеются, что удастся хотя бы отсрочить начало строительства, а там, как известно, либо ишак, либо падишах.
Хотя, чем бы ни объяснялось поведение оппонентов строительства МСЗ, невозможно не признать, что они правы, указывая, что телега опять ставится впереди лошади: известна предварительная смета МСЗ (28 млрд. рублей), определены площадка строительства и собственно производитель завода (Hitachi Zosen INOVA, японо-швейцарский консорциум, один из мировых лидеров в области мусоросжигания), ясен график проведения процедур (включая общественные слушания и государственную экологическую экспертизу), позволяющий к осени текущего года выйти наглавгосэкспертизу и при благоприятном заключение начинать стройку, однако нет никаких расчётов (по крайней мере в публичном пространстве), которые указывали бы, что параллельно со строительством МСЗ будут строиться современные мусоросортировочные и утилизационные станции, а главное, может быть, - не видно, чтобы власти Татарстана и столицы республики начинали кампанию по принуждению и воспитанию населения в части грамотного, природо- и ресурсосберегающего отношения к бытовым отходам.
Самый простой, казалось бы, вопрос: кто и сколько вложит в создание инфраструктуры мусоропереработки (упрощенно, понятно, что имеются в виду все перечисленные выше процедуры и процессы)? В прессе промелькнуло сообщение, что заказчик и эксплуатант всех пяти планируемых к вводу в ближайшие 3-5 лет МСЗ в России, компания «РТ-Инвест», согласилась профинансировать на сумму около 10 млрд. рублей создание такой инфраструктуры в Подмосковье (на 4 завода); по простейшей логике выходит, что на то же понадобится около 2 млрд. для Казани. Но ясности нет, в том числе потому, что на сей день не определён региональный оператор по обращению с отходами (постановлением Кабмина РТ от 14.11.2017 конкурс на его определение должен провести Минархстройжилкомхоз РТ); говорят, что скорее всего конкурс выиграет «РТ-инвест», и эта информация тоже вызывает двоякие чувства. Равно, кстати, как и территориальная схема обращения с отходами в РТ, в первоначальной версии которой шла речь о строительстве 14 мусоросортировочных станций, а в последней по времени редакции говорится уже о строительстве некоего экопарка (где и должна быть налажена сортировка/переработка отходов), непосредственно примыкающего к площадке МСЗ в Осиново, которое в этом случае уместно будет называть многострадальным. Хотя с точки зрения логистики – норм, как сейчас говорят молодые и продвинутые.
Разумеется, всё это зона ответственности республиканских и городских властей, и на этой поляне общественность может оппонировать (если какие-то решения не продуманы и наносят вред людям и бюджетам), но может и должна, по-моему, и сотрудничать, не полагаясь на то, что всё будет принесено на блюдечке. А есть сферы, где власть (как бы нам ни казалось, что она всепроникающа) просто мало что или вообще ничего не может сделать. Между тем, высказывания с нотками… даже не то, чтобы потребительского отношения, скорее, отношения в власти как к некоему обобщённому слуге («мы тут власть», - помним же) нет-нет, да и проскальзывали во время вчерашней дискуссии. Самый простой пример: активист говорит, обращаясь к заместителю руководителя Казгорисполкома Искандеру Гиниятуллину, - вы должны установить нам во всех дворах контейнеры для раздельного сбора мусора! Чиновник отвечает: городу принадлежит меньше 3 процентов жилья, остальное – это собственность самих казанцев, физических и юридических лиц, договаривайтесь с эко-компаниями через ваши ТСЖ и УК, будут контейнеры. Второй аргумент: вы обещали предоставить список мусороперерабатывающих компаний, его до сих пор нет. Ответ Гиниятуллина, адресный, по имени (Искандер Анварович на многочисленных встречах с экоактивистами со всеми почти перезнакомился и пуд соли съел): я же вам дал список из четырёх самых крупных таких компаний. Возражение: этого мало, нужен полный список. Я не выдерживаю и вмешиваюсь: выбор из 4-х компаний – уже не выбор? Да, отвечает оппонент, мне нужно всё сравнить, где лучше и выгоднее. Ну, что возразишь? – дотошный человек, имеет право. Но что мешает забить в поисковик строчку «мусороперерабатывающие компании Казани» (я забил и получил 59 адресов/телефонов)? «Вы нам должны».
Конечно, нельзя сказать, что экоактивисты только митингуют, протестуют и требуют: по ходу дискуссии прозвучали примеры, как кто-то на личном авто вывозит бытовой мусор на сортировочную станцию, кто-то занимается организацией уроков правильного обращения с отходами, было высказано предложение расширить этот проект, организовав обучение раздельному сбору отходов в детских садах и школах (совместно с Минархстройжилкомхозом и Минэкологии РТ, где такие планы уже формируются, или отдельно - осталось неясным, возможно о ведомственной инициативе общественники просто не знали).
Всё это хорошо и правильно, но есть два фактора, которые ставят под большой вопрос все усилия, хоть совместные, хоть раздельные экоактивистов и республиканских властей: фактор времени и фактор денег. Горькая (как дым со свалки, если кому хочется метафор) правда заключается в том, что на сей день затраты на рециклинг или изготовление полупродуктов из бытовых отходов в разы больше, чем производство из исходного сырья, и покуда государство не додумается субсидировать предприятия, делающие бумагу, бутылки и так далее из отходов, спрос на сепарированный мусор будет невелик и он априори будет отставать от роста объёмов отходов. А раз так – на грани убыточности будет балансировать и бизнес на сборе и сортировке отходов. Показательно: в Татарстане зарегистрированы 425 компаний, которые работают с отходами, но 70% из них берут на себя только сбор и перевозку мусора. 43 компании занимаются утилизацией и только одна - обезвреживанием.
Иными словами, объём вывоза ТКО (коммунальных отходов, это правильнее, чем «бытовых») на свалки в ближайшие годы как минимум не уменьшится, и надо понимать – учитывая, что ежегодно в республике образуется полтора миллиона тонн ТКО - на сколько хватит этих законных свалок. По оценке глава Росприроднадзора по РТ Фарита Хайрутдинова, сделанной на январской коллегии Минэкологии РТ, - на 3 (три) года.
Другая сторона этой почти неразрешимой в обозримом будущем двухфакторной проблемы – это уровень массовой экологической культуры. Некоторую надежду тут вселяет сам факт появления экоактивистов, рост их числа среди молодёжи, но рассчитывать, что рачительное отношение к природе в целом и к отходам в частности станет доминирующим в ближайшие 3-5 лет – это маниловщина, по-моему. И тут одним надзором и штрафами мало чего можно добиться, культура вырастает из многолетних привычек и держится на примерах окружающих, - осуждающих, поощряющих твоё поведение или равнодушных.
Подводя своего рода академический итог вчерашней дискуссии, известный в России учёный-эколог директор Института экологии и природопользования КФУ Светлана Селивановская заметила, что в вопросах природопользования, в том числе обращения с отходами, мы, Россия, отстаем от развитого мира примерно на четверть века – и по технологиям, и по уровню общественного сознания, и нам надо очень постараться, чтобы сократить этот разрыв; людей надо учить [этому] с детского сада. Мне кажется, далеко не все собравшиеся на дискуссию услышали профессора Селивановскую. А она по сути сказала, что очень трудно взять и перепрыгнуть какую-то цивилизационную ступень.
Из чего, впрочем, не следует, что не надо пытаться.
Юрий Алаев.
На снимке: так, по замыслам проектировщиков, будет выглядеть МСЗ в Казани.