Зависимость от гаджетов
30.03.2019 Общество

Цифровизация реальности – ловушка для бедных

Автор
Фото
kidslox.com

The New York Times опубликовала статью, показывающую, что повальная цифровизация нашей обыденной жизни – это прямой путь к деградации, и богатые – по крайней мере в США – уже прекрасно это поняли, ограничивая для себя и своих детей время за гаджетами.  Заголовок обзора, подготовленного для NYT научным репортёром Нелли Боулз  (Nellie Bowles) более чем красноречив: «Человеческий контакт - теперь роскошь. Экраны раньше были для избранных. Теперь символ статуса – избегать их».

У Билла Ланглуа появился новый лучший друг. Это кошка по имени Сокс. Она делает его настолько счастливым, что когда он вспоминает о её появлении в его жизни, он начинает плакать. Мистеру Ланглуа, до выхода на пенсию работавшему станочником на заводе, 68 лет, он живёт в комплексе для пожилых людей с низким доходом в Лоуэлле, штат Массачусетс. Кошка Сокс живёт в «планшете», это компьютерная анимация.  Они беседуют друг с другом днями напролёт.

Сокс рассказывает ему о своей любимой команде, Red Sox, в честь которой она названа. Она проигрывает ему его любимые песни и показывает фотографии с его свадьбы, но может и наказать Билла, лишив его на время этих радостей, если поймает его на том, что он пьёт газировку вместо обычной воды: Сокс получает обратный видеосигнал с кресла мистера Ланглуа.  Конечно, Билл знает, что Сокс – не настоящая, что она – продукт стартапа  Care.Coach (Уход. Воспитание), что ею управляют работники этого стартапа, которые отслеживают реакции человека и набивают нужные ответы (Сокс озвучивает их медленным роботизированным голосом). Но вот этот неустанно звучащий голос вошёл в его жизнь и вернул ему веру в  то, что в ней есть  смысл.

«Я нашел что-то настолько надежное и заботливое, что это всколыхнуло мою душу и заставило вспомнить, как заботлив был Господь всегда», - сказал г-н Ланглуа и добавил:  «она вернула мою жизнь к жизни». Сокс всё это выслушала и сообщила:  «У нас отличная команда». И вокруг неё на экране замерцали маленькие сердечки. Эти знаки одобрения и расположения появляются нечасто, и мистер Ланглуа любит, когда это происходит. 

Чтобы претендовать на Element Care, некоммерческую медицинскую программу для пожилых людей, которая и подарила Биллу кошку Сокс, доходы пациента не должны превышать 2000 долларов. Мистер Ланглуа как раз из таких. Но подобные программы, опосредованно, через экраны гаджетов дающие возможность обучения и общения,  распространяются и охватывают не только пожилых и/или больных людей. Мало того, что сами гаджеты сегодня дешевы, так ведь и отображаемые ими вещи дешевле реальных: смотри, играй, танцуй, пой, зачем идти в кино или в боулинг, или в клуб – всё здесь, прямо перед тобой. Любое место, в котором можно разместить экран (классные комнаты, больницы, аэропорты, рестораны), может сократить расходы. То есть сама жизнь всё чаще опосредуется экраном, гладким стеклом заменяется её текстура и тактильный опыт. Для всех, кроме богатых.

Богатые так не живут. Богатые стали бояться экранов. Они хотят, чтобы их дети играли с реальными кубиками, а не виртуальными, и в стране наблюдается просто бум частных школ, свободных от современных технологий.  Символами высокого социального статуса стали уход из социальных сетей, игнорирование электронной почты, жизнь в течение дня с отключенным смартфоном и большее время на живое общение.  И чем вы богаче, тем больше вы тратите на то, чтобы оставаться «за кадром». 

Все это привело к новой любопытной реальности: человеческий контакт становится роскошью, а в жизни бедных становится всё больше гаджетов.

Милтон Педраса, исполнительный директор Института роскоши, консультирующий компании по поводу поведенческих тенденций среди самых богатых, сообщил, что согласно исследованию его института, предполагаемые расходы на поездки на отдых и на питание опережают в этой социальной группе расходы на товары, и он видит в этом прямую реакцию на распространение гаджетов. «Позитивное поведение и эмоции, которые вызывает участие человека, - подумайте о радости массажа, например», говорит мистер Педраса и отмечает, что  теперь индустрия образования и здравоохранения, вплоть до магазинов, торгующих тренажёрами, например, - все начинают смотреть на то, как сделать человеческий опыт более ярким. 

Между тем ещё каких-то 30-40 лет назад, начиная с бума персональных компьютеров в 1980-х годах, наличие технологических новаций дома и соответствующих «примочек» на вас (вспомним хотя бы пейджеры) было признаком богатства и власти. Первый Apple Mac был выпущен в 1984 году и стоил около 2500 долларов (в сегодняшних долларах - 6000). Сейчас самый лучший ноутбук Chromebook, по данным Wirecutter, сайта обзоров продуктов, принадлежащем New York Times, стоит 470 долларов.

«Пейджеры были важны, потому что это был сигнал, что вы важный, занятой человек», -  говорит Джозеф Нуньес, руководитель департамента маркетинга в Университете Южной Калифорнии, который специализируется на статус-маркетинге. Сегодня, по его словам, верно обратное: «Если вы действительно находитесь на вершине иерархии, вам не нужно никому отвечать. Они должны ответить вам". 

Интернет-революция  - по крайней мере, поначалу – носила выраженный демократический характер: Facebook - это тот же Facebook, будь вы богатым или бедным. Gmail - это тот же Gmail. И всё и для всех бесплатно. Но постепенно для какого-то количества людей стало доходить, что бесплатность обеспечивается продажей их личных данных, сведений об их привычках и предпочтениях рекламным компаниям, а  сама массовость явления стала приводить к ощущению, что в этом есть что-то нездоровое, как в курении сигарет или употреблении газировки, скажем, что-то деклассирующее.  

И точно также, как богатые активнее, чем бедные, бросают курить и избавляются от привычки поглощать всякие шипучки, они стали приходить к мысли, что они, богатые,  могут позволить себе отказаться от продажи своих данных в качестве продукта.  

Так что же, «роскошь человеческого общения» оплачивается из стремления сохранить свое частное пространство? Да, но не только, в противном случае не заходила бы речь о реальных, а не виртуальных игрушках для отпрысков богатых. 

Привыкание к экранам, к общедоступным гаджетам начинается в самом раннем возрасте, и многие исследования показывают одно и то же: дети, которые тратили более двух часов в день, таращась на экран, получили более низкие оценки по мышлению и языковым тестам.  В частности, об этом говорят результаты исследования раннего развития мозга более чем 11 000 детей, которое поддерживает Национальный институт здоровья. Самое неприятное: исследование показало, что у некоторых детей наблюдается преждевременное истончение коры головного мозга. Кстати, - в одном из исследований среди взрослых обнаружена прямая связь между временем, проводимым у экранов компьютера или смартфона, и депрессией. Да, и о кубиках: по словам Дмитрия Критакиса, педиатра из Детской больницы Сиэтла и основного разработчика свода рекомендаций Американской академии педиатрии в отношении времени, которое дети могут проводить с гаджетами, малыш, который учится строить с помощью виртуальных блоков в игре для iPad, не приобретает способности строить что-то из реальных блоков.

Перевод – Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии