Россияне, уехавшие из страны после начала спецоперации, возвращаются на родину, пишет FT. Одних не устроил уровень жизни за рубежом и ограниченный круг общения, другие прельстились более прибыльным рынком труда и относительно низкими ценами.
Через неделю после того, как Россия в прошлом году ввела на Украину войска, Егор Газаров собрал чемоданы.
Он свободно говорит по-английски, имеет диплом Парижской школы бизнеса по деловому администрированию и все первое десятилетие своей карьеры исправно поднимался по служебной лестнице в Boston Consulting Group и Procter & Gamble. Газаров уехал в Армению, чтобы переждать ситуацию и в расчете на дальнейший карьерный рост на Западе или Ближнем Востоке.
Но не прошло и полугода, как он решил вернуться в Россию: разочаровало предложение на рынке труда человеку с его опытом.
"Я пришел к выводу, что на самом деле возможности трудоустройства за границей совсем не так хороши, как могло показаться", — объяснил он по телефону из Москвы.
Сотни тысяч россиян покинули страну в прошлом году, однако некоторые, такие как Газаров, решили вернуться в Москву — это говорит о том, что Кремлю удалось сохранить в столице остатки нормальности и несколько смягчить мощнейшие экономические потрясения вследствие конфликта.
Согласно исследованию сайта Re:Russia под управлением ученых-изгнанников, с февраля 2022 года Россию покинули более 820 000 человек (эта цифра не подтверждена официальными данными. – Прим. ИноСМИ). Этот исход — одна из крупнейших волн эмиграции как минимум с начала 1990-х и распада Советского Союза.
Среди эмигрантов есть диссиденты, принципиально осуждающие боевые действия на Украине, и молодые специалисты, карабкающиеся по карьерной лестнице, вроде того же Газарова, которые уехали по экономическим причинам или бежали от призыва. Некоторые уехали в первые дни и недели спецоперации, другие — спустя полгода, когда Кремль распорядился о массовой мобилизации мужчин для боевых действий.
Хотя многие диссиденты остались в странах, куда бежали изначально, некоторые молодые специалисты предпочли вернуться в Россию — временно или на неопределенный срок —после того, как Владимир Путин заверил, что еще одной мобилизации Кремль не планирует. Ученые из Re:Russia считают "весьма вероятным", что многие из тех, кто бежал от мобилизации, уже вернулись.
Недавние потрясения в Израиле и Армении еще больше осложнили положение тысяч россиян, переехавших в эти страны.
По данным Еврейского агентства для Израиля, крупнейшей еврейской некоммерческой организации, в прошлом году в Израиль уехали более 35 000 россиян. Многие остались, а тем, кто планирует вернуться, московские законодатели пообещали прохладный прием в сибирских тюрьмах (Это неправда. В Кремле заявляли, что уехавшие россияне могут свободно вернуться, "несмотря ни на что", и что родина "всегда их ждет". — Прим. ИноСМИ).
Небольшая закавказская республика Армения традиционно поддерживает Москву. Больше россиян, чем она, приняли лишь Казахстан и Сербия. Но после того, как в прошлом месяце Азербайджан вернул себе армянский анклав Нагорный Карабах, несмотря на присутствие там российских миротворцев, в стране разгорелись антироссийские настроения.
Эмиль Камалов и Иветта Сергеева из Европейского университетского института во Флоренции изучают отток русских эмигрантов по опросам с начала спецоперации.
Они отметили, что большинство респондентов лучше образованы, политически более активны и моложе среднего россиянина. Однако более 15% опрошенных все же вернулись в Россию — кто-то, чтобы уладить свои дела, кто-то — навсегда.
"Это определенно не экономическая миграция в ее классическом понимании, — сказала Сергеева. — Это люди, которые были классными специалистами в России, а сейчас потеряли деньги, статус… У многих качество жизни за рубежом упало".
Кремль ухватился за эту тенденцию. В июне Путин заявил, что половина россиян, уехавших после начала боевых действий, уже вернулась. "Я не вижу в этом ничего плохого", — сказал он.
Другие официальные лица утверждают, что многие решили вернуться из-за враждебности и подозрительного отношения к русским эмигрантам. Они приводят в пример президента Чехии Петра Павла, который призвал службы безопасности "следить" за всеми русскими в западных странах, и проводят параллели с нашумевшим обращением США с японцами в годы Второй мировой, которых интернировали почти до конца войны.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин впоследствии заявил, что Павел захотел отправить русских эмигрантов в "концлагеря".
"Официальная пропаганда изо всех сил внушает нам, что эмигранты, особенно айтишники, массово вернулись в Россию", — заявила российский антрополог Александра Архипова*.
Однако в действительности, по ее словам, картина отнюдь не такая черно-белая. "Работа плохая, с визами трудности, поэтому одни возвращаются, а другие — нет", — говорит она.
31-летний москвич Григорий, по профессии промышленный дизайнер, рассказал, что в сентябре прошлого года пересек границу с Казахстаном пешком, чтобы не попасть на фронт на Украине. Раньше, по его словам, его отправили проходить обязательную воинскую службу в Сирию. Называть фамилию Григорий отказался, опасаясь возмездия, но сказал, что его пребывание в Казахстане закончилось всего через несколько недель: их с женой не устроил уровень жизни.
Проведя еще несколько месяцев в Индии, пара вернулась в Москву — чтобы найти место получше и накопить достаточно сбережений для переезда. "Мы решили, что не будем просто прыгать с места на место", — сказал Григорий.
Он признал, что дома удобнее, но чего-то важного все же не хватает. "Когда не можешь честно высказать свою точку зрения, потому что есть вероятность… Когда знаешь, что тебя подслушивают, это небезопасно", — говорит он.
Однако другие "возвращенцы" удивлены кажущейся нормальностью в Москве: в ресторанах и барах по-прежнему людно, западные компании вроде McDonald’s, Starbucks и Domino’s Pizza вновь открылись под российским руководством с едва измененными названиями и логотипами после того, как западные владельцы покинули страну. Продюсеры ушли из России, и официальных показов нет, однако на большом экране как ни в чем ни бывало крутят пиратские версии "Барби".
29-летний специалист по финансовым технологиям Никита Киктенко уехал из Москвы в Киргизию в 2022 году. Весной этого года он решил вернуться в столицу — навестить друзей и семью. Он рассчитывал, что пробудет там месяц. Но в итоге остался.
"За границей у тебя очень ограниченный круг общения… Складывается ощущение, что ситуация очень тяжелая, что все, кого ты знаешь, уехал, — сказал Киктенко. — Но когда возвращаешься, понимаешь, что это неправда. Жизнь продолжается, бизнес развивается".
Некоторые молодые специалисты заявили, что вернулись ради более прибыльного рынка труда с вакансиями для руководителей — крупнейшие технологические компании страны ищут замену уехавшим кадрам и предлагают высокие зарплаты.
Один бывший консультант глобальной группы BCG, который переехал в офис компании в Азербайджане, когда та закрыла свои московские подразделения, сказал, что в итоге решил вернуться на руководящую должность в "Яндекс" (крупнейшую поисковую систему России) — там предложили оклад вдвое больше предыдущего.
Другой бывший партнер BCG, переехавший вместе с фирмой в Латинскую Америку, решил вернуться в Москву и открыть собственное дело, соблазнившись относительной дешевизной жизни. Он сказал, что аренда первоклассной квартиры в центре города обходится ему всего в 2 000 долларов в месяц, а изысканные блюда и напитки стоят гораздо дешевле, чем в Западной Европе.
Старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Мария Снеговая, сказала, что часть ее знакомых осталась в России, хотя на словах и выступают против режима.
По ее словам, оправдания они приводят самые разные: от заботы о больных родственниках до намерения повлиять на геополитическую траекторию страны изнутри и морального долга остаться и сопротивляться.
"Увы, похоже, что сначала был шок, а сейчас мы, по сути, видим некоторую корректировку. Люди делают долгосрочный выбор насчет того, где они хотят жить — и действительно ли они ненавидят Путина настолько яростно, что готовы ради этого пойти на личные жертвы, — или нет", — заключила она.
______________________________________
* Внесена Минюстом РФ в список иностранных агентов.
Перевод ИноСМИ.