Вчера, когда русское интернет-сообщество устроило товарищеский суд принцу Гарри и его супруге, решившим отказаться от участия в делах Двора Её Величества, выяснилось, что очень многие, даже русские, давно живущие в Англии, полагают, что королевская семья живёт за счёт британских налогоплательщиков. Заблуждение поспешил развеять журнал Zima, и это хорошее воскресное чтение.
Парадокс, но это так: многие считают, что королевская семья – это такое красивое и дорогое украшение на теле страны. И что мы, труженики-налогоплательцы, его кормим. И что оно – украшение – должно быть нам за это благодарно. И разумеется, обязано соответствовать нашим ожиданиям о… (дальше в квадратных скобках должен следовать весь массив разнообразных вводных данных о том, чем нам должна королева. Сколько налогоплательцев, столько и ожиданий).
Так вот. Надо, наверное, объяснить на пальцах, почему это неправильно. Итак,
Королева и ее семья НЕ живут за счет государственного бюджета Великобритании
А живут они главным образом на доходы от земель (и других активов), которые принадлежат короне издавна (не Елизавете II лично, а именно всей монархии). Это очень хорошие земли и активы. К ним, например, относится лондонская улица Риджент-стрит с главными магазинами страны.
Тонкость в том, что с недавнего времени имущество короны (которое называется Crown Estate) управляется британским правительством. Правительство выступает то в роли управляющего, то ли в роли инвестиционного консультанта. Оно получает весь доход и выплачивает королевской семье всего от 15% до 25%, а остальное оставляет себе.
Эти 15-25%, которые выплачиваются королеве, называются Sovereign Grant. В прошлом году эта цифра составила £82 млн. Это ни в коем случае не зарплата королевы, а доходы короны от принадлежащих ей владений, которыми она более чем щедро делится со страной.
Более того, за Sovereign Grant королевская семья отчитывается. В финансовых отчетах указывается, что эти деньги тратятся на поездки семьи, обслуживание Букингемского дворца, коммунальные услуги, зарплату персонала.
Кроме Crown Estate, доходы которого поддерживают всю семью, есть и другие активы, доходами от которых располагают лично королева и лично наследник престола. Активами королевы управляет Duchy of Lancaster – «герцогство Ланкастер». «Герцогство»в этом случае означает не территориальную единицу (не путать с графством Ланкашир, пожалуйста). За этим экзотическим словом скрывается еще одна группа компаний, управляющих недвижимостью в Англии и Уэльсе.
Королева имеет право распоряжаться только доходами этого герцогства, но не активами (она не может их, например, продать). После смерти Елизаветы II герцогство будет «работать» на нового монарха.
Ежегодно Duchy of Lancaster приносит Ее Величеству около £20 млн.
Такое же герцогство есть и у наследника престола. Называется оно Duchy of Cornwall. Это тоже историческое название, которое отнюдь не означает, что весь полуостров Корнуолл состоит в кабале у Чарльза и выращивает для него хлеб, лук и говядину.
Доходами от Duchy of Cornwall (которые с 2004 по 2020 выросли с £9 до £19 млн) Чарльз делится со своими детьми (в том числе и Гарри) и внуками.
Так есть ли что-то личное, что принадлежит непосредственно Елизавете II?
Да, у ее величества есть личное состояние. Оно в прошлом году оценивалось примерно в £340 млн. Она лично владеет замками Балморал и Сандрингем, которые она унаследовала от своего отца, а также имеет ценную коллекцию произведений искусства. По информации Sunday Times, у нее есть портфель инвестиций, который в основном состоит из акций и голубых фишек британских компаний. Его стоимость в прошлом году оценивалась в £110 млн.
Свои собственные средства есть и у других членов семьи. Как правило, они тоже получили их в личное пользование по наследству. У многострадального Гарри, например, есть собственный капитал — порядка £30 млн, унаследованный им от прабабушки (Королевы-матери) и принцессы Дианы, его матери.
И что все это значит?
Все деньги, активы и доходы, о которых речь идет выше никакому умозрительному «народу-налогоплательщику» не принадлежат.
Если совсем на пальцах, то это будет выглядеть так: живет на свете обеспеченная пенсионерка Виндзорская Елизавета Георгиевна. У нее есть «хрущевка» в Черемушках, дача в Подушкино, а еще ее семья коллективно владеет тремя квартирами в высотке на Котельнической набережной, с условием, что продавать их нельзя и чтобы они вечно оставались в семье.
Все это бережно и аккуратно сдается в аренду, и на эти деньги и живут сама Е.Г., ее дети, зятья, невестки, внуки и правнуки.
Вопрос: кормит ли ее семью население Черемушек? Или, может быть, они чем-то обязаны сельсовету деревни Подушкино? Или они сидят на шее у жителей других квартир на Котельнической набережной?
Ответ: очевидно, нет.
И поэтому, если королевская семья вдруг перестала соответствовать вашим ожиданиям, не стоит становиться в позу обиженного клиента и требовать жалобную книгу. Вы тут не клиент.
Илья Гончаров.