протесты в Китае
29.11.2022 Общество

Насколько протесты в Китае угрожают власти Си и Компартии

Фото
Kevin Frayer / Getty Images

В Китае прошли акции протеста против политики «нулевой терпимости» к коронавирусу, однако многие наблюдатели отметили, что протестующие выдвигали и политические лозунги, вплоть до требований отставки председателя КНР Си Цзиньпиня. Обзор ситуации – в публикациях РБК и The Bell.  Опрошенные РБК эксперты убеждены, что они могут побудить власти пересмотреть концепцию тотального локдауна к весне следующего года.

РБК: Насколько массовыми были протесты в Китае

28 ноября в Китае был зафиксирован очередной максимум по числу новых заражений коронавирусом — положительный результат диагностирован более чем у 40 тыс. человек. Этот показатель растет уже пятый день подряд. При этом в воскресенье тысячи китайцев вышли на улицы крупных городов, чтобы выразить свое несогласие с проводимой Пекином политикой «нулевой терпимости» к COVID-19, согласно которой целые города в случае обострения ситуации могут оказаться в жесткой изоляции. Так, когда в апреле 2022 года в Шанхае заболеваемость составила около 30 тыс. новых случаев в сутки, в 25-миллионном городе на два месяца был введен локдаун. В настоящий момент в крупных городах Китая, включая Пекин, Чэнду и Шанхай, действуют частичные локдауны (в частности, в китайской столице школы переведены на удаленный режим работы), усилены требования к тестированию на коронавирус.

Непосредственным поводом для протестов стала гибель десяти человек в результате случившегося в ночь на пятницу пожара в жилом секторе города Урумчи, около 4 млн жителей которого находятся в одном из самых затяжных локдаунов в Китае — им запрещено покидать свои дома в течение ста дней. Предположительно, причиной трагедии могло стать то обстоятельство, что выход из охваченного огнем жилого дома был заблокирован, что подтверждается распространяемыми в соцсетях видеороликами. При этом местные власти отрицают связь мер по борьбе с коронавирусом с гибелью людей.

Как бы то ни было, на следующий день в Урумчи начались уличные акции против локдауна. На распространенных видеороликах можно видеть, как сотни людей скандируют «Свобода!» и «Конец локдауну!». Уже к выходным протесты охватили и другие мегаполисы, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Ухань. Телеканал CNN сообщал о подтвержденных случаях протестов в 16 городах, агентство Assosiated Press — как минимум о восьми. При этом в Шанхае, по информации агентства, полиция несколько раз при помощи спецсредств разгоняла демонстрантов, а также проводила задержания. В операции были задействованы порядка 300 сотрудников правоохранительных органов. Среди протестующих были те, кто призывал не только к ослаблению антиковидных мер и отмене ПЦР-тестирования, но и к отставке председателя КНР Си Цзиньпина. В Пекине порядка двухсот человек вышли на улицы с чистыми белыми листами бумаги формата А4, намекая на цензуру в стране. Также сообщалось о протестных акциях более чем в 50 университетах. К утру понедельника в городах, где прошли протесты, были возведены защитные ограждения.

По оценке зарубежных СМИ, имеющих собственных корреспондентов в Китае, эти протесты стали самыми масштабными за десятилетний срок правления Си Цзиньпина. При этом государственные китайские СМИ не сообщали о протестах, а видеозаписи с демонстраций блокировались в китайском сегменте интернета, что затрудняло верификацию информации. Агентство Bloomberg посчитало прошедшие в Китае протесты «самой большой угрозой» Коммунистической партии Китая за 30 лет, прошедших после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Эксперты сходятся во мнении, что политика «нулевой терпимости» в начале пандемии была эффективной и помогла остановить разрастание локальных вспышек заболевания и существенно снизить вызываемую им смертность, но крайне строгие меры, которые до сих пор действуют в стране, оказывают негативное влияние на национальную экономику. За счет низкого уровня инфицирования население страны не выработало коллективного иммунитета к коронавирусу, при том что используемые в стране вакцины местного производства менее эффективны, чем зарубежные препараты, что повышает риск новых вспышек заболевания при отказе от ограничительных мер.

Изменит ли Пекин стратегию борьбы с коронавирусом

Директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов в разговоре с РБК выделил несколько моментов, отличающих нынешние протесты, которые «уже сейчас имеют политические последствия». «Впервые за многие годы китайские граждане вышли именно с политическими лозунгами, в том числе против Си Цзиньпина. Это необычное явление, как и то, что протесты прошли практически по всему Китаю, хотя и были локализованы в двух-трех провинциях. Мы видим, что социальные сети вспыхнули. Третий момент — власти крайне резко одернули всех, кто этим занимается, и сказали, что речь идет о нарушении партийного единства. То есть речь идет о том, что партийные организации недосмотрели в плане воспитания населения», — пояснил Маслов.

Антиковидные протесты могут привести к корректировке планов по борьбе с пандемией, так как властям придется учитывать нежелание общества дальше терпеть действующие ограничения, но они не ослабят и не дестабилизируют власть Компартии Китая, уверен директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. «Они не имеют достаточно широкой базы и, судя по той информации, которая у нас есть, не имеют единого центра координации и единой программы», — сказал он РБК.

Сам факт протестов для Китая не является чем-то новым, подчеркивает Кашин. В стране то и дело вспыхивают протестные акции, главным образом экономического характера либо связанные с конкретными случаями злоупотреблений властей или компаний, продолжил Кашин. Эти акции не являются проблемой до тех пор, пока они остаются разрозненными и не координируются из одного центра. Большинство текущих протестов направлены на одно — снятие коронавирусных ограничений, которые воспринимаются китайским обществом как абсурдные. «В некоторых случаях участники акций действительно что-то выкрикивают в адрес Си Цзиньпина и Коммунистической партии, но это скорее исключение, чем правило. Иногда люди, чтобы подчеркнуть свою лояльность существующей системе, могут, протестуя, петь «Интернационал» или размахивать красным флагом. То, что в одном или двух местах были антикоммунистические транспаранты, еще не делает весь массовый протест политическим», — сказал Кашин.

Он добавил, что перспектива смягчения политики «нулевой терпимости» вырисовывалась по итогам октябрьского съезда КПК. «Были ожидания и были заявления, свидетельствующие о намерении властей поэтапно смягчать ограничения. Но потом началась новая волна заболеваемости, которая создала дилемму: продолжать ориентироваться на медицинскую ситуацию или ориентироваться на политическую и экономическую ситуацию. Я думаю, что произошедшие протесты — это аргумент в пользу того, чтобы больше принимать во внимание политику. Стала ясна степень усталости общества», — говорит Кашин.

По его прогнозу, Пекин начнет поэтапно снимать коронавирусные ограничения, но это произойдет не в ближайшее время, и процесс будет очень постепенным по причинам как медицинского, так и политического характера. «Слишком резкое снятие ограничений может быть воспринято как демонстрация слабости. Я думаю, начнется поэтапный процесс, который, скорее всего, растянется на несколько месяцев и приведет к серьезному смягчению ограничений к очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте следующего года», — заключил эксперт.

Вероника Вишнякова, Маргарита Овсянникова.

 

The Bell: «Революция чистого листа»

В выходные по крупнейшим городам Китая прокатились протесты против «нулевой толерантности» к коронавирусу. Перед руководством страны встал выбор из двух зол, перед мировой экономикой — перспектива дальнейшего замедления.

Что случилось? 

События минувших выходных в Китае на Западе уже окрестили «революцией чистого листа» или «протестами А4». Участники протестов держали чистые листы бумаги формата А4, а сочувствующие публиковали в соцсетях чистые страницы.

  • Поводом для протестов послужили обстоятельства пожара 24 ноября в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа. В нем погибли не менее 10 человек, причем действиям пожарных и эвакуации мешали перекрытые из-за многомесячного локдауна подъезды.
  • Массовые ненасильственные выступления против изматывающих локдаунов прошли в Шанхае (видео), Нанкине, Сиане, Ухане и других городах. Цензура вплоть до блокировки поисковых запросов по слову «Шанхай» затрудняет оценку числа протестующих, но речь предположительно о десятках тысяч, пишет Bloomberg (ведет онлайн происходящего).
  • Кроме прямой цензуры, протестные хэштеги в Twitter маскировались валом спама с фото эротического содержания, в том числе с многочисленных спящих аккаунтов. Сокращенная Илоном Маском команда модераторов едва справилась с атакой к полудню воскресенья, пишет The Washington Post.
  • Локальные протесты с призывом разобраться к центральным властям достаточно обычны в Китае, но нынешние принципиально другие, отмечает газета. Участники требовали не только «Открыть Урумчи, открыть весь Китай», но и кричали «долой партию» и «долой Си Цзиньпина». Она проводит прямую аналогию с началом протестов, вылившихся в события на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
  • Единичные физические протесты продолжились в понедельник, недовольство пока что переместилось в интернет. Со стороны провластных блогеров уже звучат призывы расследовать «вмешательство извне» и наказать зачинщиков.

Как реагировали рынки

После открытия в понедельник основные китайские индексы заметно просели, а на закрытии не вышли из красной зоны. Индекс The CSI 300 падал на 1,9%, гонконгский Hang Seng — более чем на 2%, а оншорный юань, упавший к доллару на открытии на 1% (максимум с мая), слабел на 0,6%. К закрытию CSI 300 и Hang Seng упали на 1%.

За сессию иностранные инвесторы сбросили больше $800 млн в оншорных акциях. Впрочем, китайский рынок неоднороден. Распродажа не затронула бумаги секторов типа ресторанного бизнеса и авиакомпаний, максимально выигрывающих от снятия ограничений.

На мировых рынках доллар рос к основным валютам, а сырьевые активы падали. Котировки нефти Brent опустились к $81 за баррель впервые с самого начала 2022 года. Фьючерсы на американские индексы указывают на открытие рынков умеренным падением.

Что дальше

Протесты показали, что политика нулевой толерантности Китая к коронавирусу, выразившаяся в многонедельных локдаунах городов-миллионников из-за единичных вспышек болезни, исчерпала себя окончательно.

Перед властями Китая — и лично Си Цзиньпином — встал выбор из двух плохих вариантов: ослабить ограничения (и столкнуться с высоким пиком коронавируса при ограниченных мощностях больниц) либо оставить их, еще сильнее задушить экономику страны (и мира) и создать почву для новых бунтов.

  • Обе угрозы реальны. Понедельник дал пятый подряд рекорд заболеваемости в Китае (чуть больше 40 тысяч случаев), поэтому любое ослабление ограничений грозит взрывным ростом. «Почти три года локдаунов означают слабый естественный иммунитет. Западных вакцин на базе мРНК Китай не ввозил из-за близорукого национализма руководства, а отечественная Sinovac слабее защищает от мутантных вариантов», — пишет WSJ в редакционной колонке.
  • Жесткие, но все менее эффективные локдауны привели к тому, что прогноз роста для экономики Китая в 2022 году уже ниже 3% на фоне кризиса внутреннего рынка недвижимости. Goldman Sachs теперь не исключает вынужденного хаотического выхода из «нулевого ковида», хотя оставил прежней (30%) вероятность того, что Китай снимет коронавирусные ограничения до второго квартала 2023 года.
  • Сейчас политологи советуют пристально присматриваться к любым признакам разногласий в компартии Китая, контроль в которой Си Цзиньпина может оказаться не таким незыблемым, как казалось после недавнего XX съезда. Пока же вероятнее всего сочетание жесткого наказания лидеров протестующих и постепенного ослабления ограничений, на которое уже закладываются инвесторы.
  • Государственное агентство «Синьхуа» в понедельник не упомянуло протесты, но призвало чиновников приложить все усилия, чтобы уменьшить коронавирусные лишения. Политику нулевой толерантности оно назвало «научной и эффективной»

Сергей Смирнов.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии