Казахстан уходит. Кто на очереди – Кыргызстан, Белоруссия?
07.07.2022 Политика

Казахстан уходит. Кто на очереди – Кыргызстан, Белоруссия?

Фото
Shutterstock

Кажется, наш Владимир Владимирович может отпраздновать очередной внешнеполитический успех: ряды союзников России без особого шума, но сноровисто покидает Казахстан.

Там потрескивало давно, конечно, ещё во времена елбасы (статус русского языка, поощрение штатовских и западноевропейских инвестиций вместо российских и т.п), но фасад был радужным. Серьёзно настораживающе мелькнуло в январе, когда войска ОДКБ (читай, российские), призванные спасти режим новоявленного президента Токаева, были так же стремительно выведены с территории республики, как и введены – за сутки.  Потом, в конце марта, вдруг случился 5-балльный шторм в Новороссийске, в результате которого вышли из строя два из трёх выносных причальных устройств, с которых нефть, поступающая по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума, грузилась в танкеры для отправки на экспорт (а на этот маршрут приходится, на минуточку, более 80% экспорта казахской нефти на западные рынки) – совпадение, конечно.

Однако после того, как президент Токаев заявил на ПМЭФ, 17 июня, что Казахстан не будет признавать квазигосударства ЛНР и ДНР, как не признаёт Тайвань, Косово, Абхазию и так далее, уже 19 июня пошли сообщения, что в акватории Новороссийского порта обнаружились не обезвреженные мины времён Второй мировой войны, числом аж под 50, причём на территории вкруг Каспийского трубопроводного консорциума. Результат: отгрузка казахской нефти вновь приостановлена. Тоже совпадение, разумеется, но два совпадения – это, говорят, уже закономерность.

Но мин показалось мало, и последовало третье совпадение: на производственных объектах КТК были выявлены экологические нарушения, и 5 июля  Приморский районный суд Новороссийска постановил на 30 суток приостановить деятельность КТК. Правда, консорциум попросил суд приостановить исполнение этого решения, а в пресс-службе казахстанского Минэнерго сообщили, что экспорт через КТК осуществляется в штатном режиме, но ситуация накалилась, и сегодня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил «КазМунайГазу» проработать использование Транскаспийского маршрута для экспорта нефти, в том числе с привлечением инвесторов Тенгизского проекта.

Транскаспийский транспортный маршрут — это международный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.  Мимо России, вне России.

Конечно, можно сказать, что Токаев вертится как уж на сковородке: с одной стороны он принял приглашение лично участвовать в ПМЭФ, а с другой позволил себе на форуме не согласиться с внешнеполитической позицией президента Путина и отказался от высокой чести получить орден Александра Невского (в кремле сообщили,  что и не собирались награждать), он заявил, что Казахстан будет следовать западным ограничительным мерам, чтобы не попасть под вторичные санкции и, одновременно, подчеркнул, что страна «ни в коем случае не отказывается от своих союзнических обязательств» - велик соблазн слегка наказать младшего брата и подтолкнуть его к более определённой, недвусмысленной позиции. Да только кто решил, что она будет пророссийской?

В начале июня Минфин Казахстана опубликовал для общественного обсуждения проект приказа, регламентирующего реализацию санкций на поставки отдельных товаров в Россию («Об утверждении правил реализации пилотного проекта по учету перемещения отдельных видов товаров при их вывозе с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации и Республики Беларусь»). Пресс-секретаря Путина Пескова спросили, следят ли в Кремле за ходом обсуждения этой инициативы. Он заверил, что «пока никаких решений не принималось. Пока, напротив, декларируется абсолютное намерение и дальше развивать наше взаимодействие». Вот именно что «пока» и именно что «декларируется».  На практике, говорят российские предприниматели, казахские банки уже сегодня отказываются обслуживать сделки по так называемому параллельному импорту, и таможня не даёт добро.

Это русофобия? Да нет, суровая реальность: экономика Казахстана, в первую очередь нефтегазовая отрасль и горно-металлургические предприятия, живы и развиваются благодаря инвестициям из США, Западной Европы (тут в лидерах с какого-то перепугу оказались Нидерланды), а также – в растущих объёмах – из Китая. Не из России.

По данным Национального Банка РК в 2020 приток иностранных инвестиций в Казахстан составил 17,1 млрд. долл. США, а за последние 10 лет в среднем Казахстан привлекал 22-24 млрд. долл. ежегодно. Это вторая в СРГ и первая в Центральной Азии страна по объемам иноинвестиций.

Ну, то есть за последние 10-15 лет мы профукали этот рынок, отдали ключевые позиции в нём дяде (Сэму), а сами пошли к …, а теперь пытаемся щипками и тычками завоевать если не дружбу, то хотя бы лояльность?

…После киевского «майдана» в России много и правильно писали, что мы 20 лет спали на украинском направлении и без борьбы проиграли битву за умы и сердца братского (а ВВП говорит, что вообще одного, только отделённого госграницей) народа, уповая на газовый вентиль. Промежуточный результат – вот он. А на каком направлении мы не спали, хотелось бы понять? И кто в данном случае эти «мы» - у людей, определявших внешнюю политику, в том числе и в первую очередь, возможно, экономическую политику, есть ФИО и должности? Или Путин во всём виноват, как ранее Чубайс?

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии