angry sun

Жестокое солнце: как жара делает нас мрачнее и агрессивнее

Фото
Elena Shirikova.

Когда становится теплее, мы не только начинаем больше думать о мороженом и пляжах, но и становимся более раздраженными или подавленными. Ученые пытаются понять, почему.

В июле 1988 года в Соединенных Штатах наступила доселе невиданная жара. Горожане бросились на пляжи, электропотребление било рекорды, потому что люди выкручивали кондиционеры на полную мощность, а трассы заполонили перегретые, неисправные машины. Мороженое таяло быстрее, чем его успевали съесть.

Но происходило и кое-что еще.

В 1988 году рекорды била не только солнечная активность, но и насилие. Страна столкнулась с беспрецедентным числом убийств, изнасилований, вооруженных ограблений и избиений — 1,56 млн. Была ли связь между погодой и общей склонностью к насилию?

Люди столетиями подозревали, что теплая погода может влиять на наше поведение. Эта идея даже отражена в языке: мы говорим о «вспыхивающих» страстях, о «пламенной» ненависти, о том, что раздраженному человеку нужно «остыть». Исследовать эту возможность начали уже в конце XIX века, как раз когда появилась более-менее надежная статистика преступности. Согласно одному исследованию, насильственные преступления достигали пика в летние месяцы, а кражи и ограбления чаще происходили зимой.

С тех пор свидетельств этому становилось все больше и больше.

Каждый год, когда температура растет, с нами случается коллективная трансформация. Порой симптомы довольно незначительные: люди чаще сигналят в пробках, полиция отмечает рост хулиганских выходок, мы не так охотно помогаем незнакомцам. Но есть и менее приятные последствия.

Во время глобальной жары 2018 года повсюду наступила засуха, участились пожары в Арктике, финские олени вышли на пляжи, а в Швеции уменьшилась в размерах гора. Но имели место и некоторые тревожные человеческие последствия. В Британии служба экстренного реагирования получила рекордное число звонков, и один полицейский заметил, что публика «очень странно» реагирует на эту погоду. В некоторых регионах число жалоб выросло на 40%.

Это, конечно, лишь отдельный случай, и у таких инцидентов есть масса других объяснений. Но научные исследования по всему миру подтверждают, что между жарой и насилием есть корреляция.

В Британии с 2010 по 2018 год при температуре 20 градусов Цельсия насильственных преступлений было на 14% больше, чем при 10 градусах. В Мексике организованная преступность более активна в более жаркую погоду; некоторые ученые думают, что это создает «вкус к насилию». В ЮАР, как выяснили ученые, на каждый дополнительный градус температуры число убийств увеличивается на 1,5%. В одном из регионов Греции, по данным одного исследования, более 30% убийств пришлись на дни со средней температурой выше 25 по Цельсию.

Похожие паттерны были обнаружены в Африке, на Тайване, в Соединенных Штатах, в Финляндии и Испании. В целом этот эффект зафиксирован в сотнях исследований.

Потом есть бунты. В одном исследовании ученые отследили бунты и восстания по всему миру с 1791 по 1880 год и обнаружили, что подавляющее их большинство приходится на летние месяцы. Это происходило во всех частях света. К примеру, в Европе восстания чаще всего происходили в июле, а в Южной Америке — в январе.

Недавние исследования подтвердили связь между социальными движениями и погодой. Анализ больше 7000 публичных выступлений за 36 лет показал, что они чаще происходят в теплую и умеренную погоду, и чем выше температура, тем выше вероятность насилия. Хотя поводы для массовых выступлений случаются в любое время года, мы, похоже, гораздо чаще реагируем на них, когда на улице тепло.

«Тут важно сделать оговорку, — говорит Тревор Харли, почетный профессор психологии Университета Данди. — Связь между жарой и бунтами имеет U-образную форму: когда становится очень жарко или очень влажно, люди ничего не делают, потому что двигаться очень неприятно».

Наконец, исследование более миллиона самоубийств в 12 странах обнаружило, что более высокая температура на улице коррелирует с повышенным риском самоубийств, особенно в западных странах и ЮАР. В целом риск был выше всего при температуре в 27 по Цельсию.

Почему погода так влияет на наше поведение, загадка — но мир становится теплее, и ученые торопятся найти ответ.

Одно из вроде бы очевидных объяснений в том, что в жаркую погоду нам некомфортно, у нас коллективно портится настроение, что приводит к опасному поведению. Есть масса свидетельств в пользу первого аспекта: при высокой температуре мы более раздражены, испытываем больше стресса, менее счастливы. В жаркую погоду профессиональные футболисты из NFL чаще ведут себя агрессивно на поле, журналисты чаще используют негативные слова заметках, а люди в целом чаще устраивают забастовки или увольняются.

Один исследователь сформулировал это так: в среднем разница в самочувствии между днями с температурой 32 градуса и 21 градус выше, чем между разведенными и людьми, состоящими в браке.

Эту идею подкрепляет и открытие, что погода может влиять на наш мозг, меняя функционирование тела. В 2017 году ученые в Финляндии выяснили, что температура коррелирует с объемом серотонина, важного химического вещества в мозгу, которое регулирует уровень тревожности, счастья и настроение в целом. Также они обнаружили прочную связь между этим показателем и ежемесячным уровнем насильственных преступлений. Поэтому возможно, что жара меняет уровень серотонина, а это влияет на уровень агрессии.

Еще одно предположение — что жаркая погода увеличивает уровень тестостерона, который делает нас агрессивнее. Если так, то можно понять, почему летом растет сексуальное и домашнее насилие. В США летом такое насилие случается на 12% чаще.

Но есть и много альтернативных объяснений. Важно помнить, что большинство имеющихся исследований основаны на корреляциях между температурой и преступностью. Это не значит, что один фактор напрямую вызывает другой. Когда больше солнца, наш мир меняется в целом: толпы людей на фестивалях, более спокойное отношение к употреблению алкоголя днем, в целом более активное поведение людей.

Может быть, именно эти летние занятия, благодаря которым мы больше вступаем в контакт с другими, а наши эмоции усиливаются, и есть реальная причина нашего поведения в жаркую погоду?

«Одно трудно отделить от другого, — говорит Харли. — Возьмем уровень самоубийств: их становится больше в более теплую погоду, но тогда и средств к самоубийству больше, потому что люди оказываются на улице… Но ситуация сильно разнится по странам. В России один из самых высоких показателей самоубийств, но это скорее связано с высоким уровнем потребления алкоголя, а не с погодой».

Пандемия Covid-19 может помочь нам с ответом на эти вопросы, потому что многие наши привычные летние занятия во время эпидемии невозможны. Она уже позволила ответить на ряд вопросов — что будет, если резко сократить полеты на большие дистанции, как киты реагируют на менее оживленный морской трафик. Может быть, пандемия подскажет, связано ли насилие с летней активностью или именно с жарой.

Но каково бы ни было объяснение, будущее может принести еще более неприятные перемены. Ученые предсказали, что по мере изменения климата увеличение средней мировой температуры всего на 2 градуса Цельсия может увеличить уровень насильственной преступности на 3 с лишним процента в умеренном климате, например, в Западной Европе. Но сейчас многие эксперты считают, что даже при соблюдении нынешних обязательств по снижению выбросов температура может вырасти на 3 градуса. Будем готовиться?

Источник.

Иллюстрация: Elena Shirikova.

Перевод - Идеономика.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии