Метшин, мэр Казани
10.10.2019 Общество

Какой видит Казань её мэр

Мэр  Казани Ильсур Метшин дал большое интервью главреду «Эха Москвы» Алексею Венедиктову, специально для этого приезжавшему в Татарстан. Стенограмма выложена на сайте ЭМ, неряшливая, как всегда, с грамматическими ошибками, но дающая хорошее представление о том, как видит градоначальник вверенную ему столицу республики и себя в политико-экономическом пространстве. Краткое изложение стенограммы – ниже.

Самое трудное решение

Отвечая на вопрос, каким было самое трудное за почти 15 лет мэрства решение «по городу», Метшин сообщил, что это решение убрать с улиц Казани «Пазики» и «Газельки» и перевести общественный транспорт на европейский путь, а точнее даже, подчеркнул мэр, «вернуться к советской системе — она была очень отлажена, когда по расписанию приходили автобусы».

Ильсур Метшин привёл при этом драматические детали операции февраля – не уточнено, какого года, вероятно, 2006-го – года: мэру донесли, что водители малогабаритных автобусов намерены заблокировать ими 16 ключевых перекрёстков Казани; чтобы ликвидировать угрозу, администрация мобилизовала грейдеры ряда стройорганизаций и даже заручилась поддержкой руководства танкового училища (по-видимому, на случай, если придётся танками растаскивать автобусы).

В итоге обошлось, и в 2007 году «мы впервые в России закупили евро-3 в те времена еще 1200 автобусов повышенной комфортности, низкопольные — туда инвалиды могут заезжать», - сообщил Метшин, и «сделали прозрачные торги, где каждый получил возможность участвовать равнодоступно». «И уже через год тогда из рук Игоря Евгеньевича Левитина, министра транспорта, - добавил Ильсур Метшин, -  получили «золотую колесницу» за лучшую работу общественного транспорта в России. И с тех пор мы стали Меккой потому как сегодня у нас самый современный новый подвижной состав и электрический — троллейбусы, трамваи, — у нас единая система ГЛОНАСС. Со своего айфона можете зайти и посмотреть, через сколько сюда приедет трамвай на остановку, автобус и масса других вещей, которые мы сделали».

О разделении ответственности и лавров

Ильсур Метшин охарактеризовал себя, как человека, не привыкшего, по его выражению, «включать заднюю», но по ходу интервью несколько раз подчеркнул, что самые важные свои решения согласовывал с президентом РТ Минтимером Шаймиевым, а теперь – с Рустамом Миннихановым и неоднократно выразил им благодарность за понимание и поддержку. В то же время Метшин отметил, что «заднюю» всё же иногда приходилось включать, поскольку невозможно быть профессионалом во всём и нужно опираться на команду профессионалов, а также – обязательно – подчеркнул Метшин, в диалоге с населением. Хотя, отметил, мэр, он понимает, куда идти, «по наитию».  Тут прозвучала довольно загадочная фраза, загадочная в контексте утверждения, что надо советоваться с населением. «Но если мы приняли решение, то мы уже идем вместе и объясняем это населению», - сказал Метшин.

О проблемах благоустройства городов

Отвечая на вопрос Венедиктова о том, что выбрать в качестве приоритета – развитие транспортной инфраструктуры в видах роста числа личных авто или общественного транспорта,  Метшин заявил, что «абсолютно поддерживает» мэра Москвы Собянина в его ставке на последнее. Поясняя, казанский мэр рассказал о своей встрече с мэром Боготы, когда тот проиллюстрировал свое отношение к проблеме такими словами: «Когда человек покупает холодильник, он же не приходит ко мне в кабинет и не говорит: «Я купил холодильник. Дай-ка мне квартиру, мэр». В общем, это вызывает аллитерацию с известным «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», что Метшин отчасти и подтвердил позже, заявив, что растущее благополучие казанцев, выразившееся в том числе в трехкратном за 14 лет увеличение количества личных автомобилей, «не позволяет нам бежать и расширять дороги и другие вопросы, связанные с ними». Но, добавил, мы этим занимаемся. По словам мэра, 10 лет назад вопросы транспорта и дорожного хозяйства были в первой тройке проблем Казани, а «сегодня они не в десятке даже».

Венедиктов заострил, как говорится, сообщив, что в Москве опросы о том, что важнее – чтобы городской бюджет вкладывался в первую очередь в дороги и парковки или в зеленое благоустройство – разделил опрошенных примерно пополам; мол, и как тут поступать мэру?

Метшин с удовольствием принял пас, заявив, что «мы служим людям, мы ради них работаем, ради благополучия, чтобы жили в комфортном, экологически чистом, комфортном городе» и рассказал в связи с этим о программе реновации дворов, объявленной президентом Миннихановым, согласно которой «за 3 года мы отремонтируем все дворы в республике».  «Это беспрецедентная программа, - подчеркнул Ильсур Метшин, - и тут же скромно (или наоборот – нескромно) добавил, что «мы ее начали в Казани 8 лет назад и отремонтировали почти 50% дворов».

Затем собеседники немного поговорили о велосипедистах (по оценке Метшина, их в Казани уже больше, чем автомобилистов – данные о продажах свидетельствуют, так что новые объекты в Казани без велодорожек уже и не строятся) и вернулись к самым насущным на сегодня проблемам города.

О тарифах и коммунальных платежах

По мнению Метшина,  в тройке самых острых проблем – коммунальные услуги, и дело даже не в росте тарифов («в самые плохие года 96% оплачивается, 98%, то есть не критично», заметил мэр), а в самом принципе организации жилищно-коммунального хозяйства. По убеждению Ильсура Метшина, идея передачи в частные руки всего и вся, тотальной приватизации – порочная идея, которая не работает и не будет работать в России.  В связи с этим он заметил, что возврат к госкорпорациям – это, в определенном смысле, возврат к советскому прошлому, но это далеко не всегда плохо, потому что многие вещи – в  оборонке и в ЖКХ, например, должны быть в руках государства. Потому что, сообщил Метшин, наше население не готово быть собственником такого сложного и разветвленного хозяйства и эффективно управлять им – даже через бизнес-структуры. Поясняя мысль, мэр Казани сообщил, что лишь примерно 15–17%  частных управляющих компаний, как правило, в новых домах, в домах с дорогими квартирами, работают «в плюс», а в остальном в ЖКХ не до прибылей, им бы хоть как-то процесс управления наладить. Поэтому жилфонд надо возвращать в муниципальное управление. «Мы должны четко планировать расходы на капитальный, текущий ремонт, вывоз мусора, очистку, освещение, замену лампочек и так далее. А любой предприниматель в этой области, он сначала на радостях шубу жене купил, дальше дочь машину попросила, дальше сын женится…» - деликатно признал проблему воровства мэр Казани и заключил: «Не всё хорошо, что хорошо в Америке, хорошо в России. У нас зимы, у нас свой менталитет, культура своя. Поэтому пора уже некоторые вещи возвращать на круги своя и делать работу над ошибками».

О молодежи, которая хочет всего и сразу и Казани, как «городе знаний»

Одной из главных проблем города мэр Казани назвал трудоустройство молодежи. Метшин оговорился, что речь не о безработице, как таковой её нет, на одного безработного 5 предложений на рынке, а о том, что  молодежь не готова на любую работу, не готова ждать и терпеть. «Возможностей выше крыши в той же Казани, но ментальность поменялась, им нужно сегодня и сейчас, вот нужно сегодня и сейчас быть признанным, я хочу сегодня и сейчас иметь высокооплачиваемую работу. Я хочу, машину, я хочу квартиру, я хочу… хочу…хочу. И это хочу — продолжается», с грустью констатировал мэр. Ответа на вопрос Венедиктова «что делать?» не последовало, его никто не знает, кажется, зато Метшин подробно рассказал, как Казань развивается, как «город знаний».

У нас положительная миграция, сообщил мэр, - благодаря притоку студентов, «за счет молодых сил». 14 лет назад, после 1000-летия Казани, для меня был вызов, что дальше, - рассказал Ильсур Метшин, - казалось, что это пик Казани, ничего больше не может. Но «мы пригласили международный банк реконструкции и развития. И они мне тогда показали простую статистику, что мы были и должны быть образовательным центром». Тут мэр привёл любопытную статистику: до принятия программы «города знаний» только 3% студентов в вузах Татарстана были из других регионов, остальные – местные, сегодня «неместных» уже 27%, в том числе и иностранных, из 92 государств.

В связи с этой тенденцией, Метшин обратил внимание на «побочный» эффект привлечения «иносторонних» студентов: «за ними приезжают родители, начинают покупать жилье на всяких случай. Заворачивается механизм, маховик потребления». Отсюда разговор плавно перетёк к туризму.

Казань, как туристическая Мекка

Ильсур Метшин вспомнил, как он выступал в 2007 году на выставке по недвижимости  MIPIM в Каннах и заявил, что Казань будет магнитом, который стянет всё лучшее в Поволжье, что нас будет самый крутой город, большой туризм и самое дороге жилье, растущее в цене. Бывший при этом Минтимер Шаймиев посмотрел тогда на молодого мэра скептически, по словам самого Метшина, и предупредил, что за слова придётся отвечать. Ну вот, сообщил Метшин Венедиктову, «тогда было 500 тысяч туристов. Сегодня — 3 миллиона 300 тысяч. Мы один из самых больших растущих туристических центров в России. Мы первые по росту вторички. То есть любой, кто вкладывается в Казань, имеет доход 14–15%. И то же самое по новому жилью. Мы строим миллион квадратных метров. И порядка 15% у нас покупатели не жители Татарстана. То есть мы ставили себе системные задачи, мы работали над ними. Это не пальцем в небо мы попадали и не вдруг это нам с неба свалилось. Вот да, Универсиада. Спасибо федеральному центру, нашему президенту России, правительству. Коллеги, великолепная команда, когда мы работали на всех чемпионатах: и Универсиада, и водных видов спорта, и чемпионат мира по футболу. Это как big wave raises all boats — большая волна поднимает все лодки. И вот они нам помогали поднимать».

Коснувшись формирования бюджета города, Метшин напомнил, что Казань – город крупного бизнеса, нефтехимия, авиа— машиностроение, вертолетостроение, IT, торговля. То есть основные статьи доходов - НДФЛ, налог на землю и аренда имущества и если смотреть по бюджетной обеспеченности в расчёте на одного жителя, то столица Татарстана в России на 10-м месте, «мы не жируем», но это прямой бюджет, а «благодаря системной поддержке президента республики - субвенции, дотации, программы капитального ремонта, капитального строительства — то, конечно, у меня бюджет такой, что называется, слава богу». Туризм здесь – пока что вспомогательная отрасль, но «это

занятость. Это узнаваемость. Это работа всей нашей сферы услуг и обслуживания». Конечно, продолжал Ильсур Метшин, промбизнес никуда не денется, но мы видим

себя постиндустриальным городом и будем прирастать сферой услуг. В связи с этим Метшин сообщил, что «мы сейчас занимаемся с нашим президентом тем, чтобы привезти в Казань супер-кубок УЕФА на 23-й год». Напомнив, что в этом году финал кубка проходил в Стамбуле (играли «Челси» и «Ливерпуль»), мэр Казани сравнил это мероприятие, по уровню гостей, с Генассамблеей ООН и помечтал о том, как в случае успеха заявки Казани в Татарстан съедутся на матч топы крупных компаний и спонсоры с миллиардными бюджетами, и они все могут стать друзьями, партнерами, открыть возможность для развития их бизнеса  в Казани.

Далее Метшин рассказал Венедиктову, какой Казань красивый город, как он нравится приезжающим и какая здесь высокая культура и насыщенная разного рода событиями жизнь.

О личных амбициях

Ильсур Метшин сообщил, что за 14 лет мэрства он совсем не устал и готов бороться за продление своего мандата, а «возраст, физические возможности и опыт позволяют еще долгое время приносить стране пользу. На каком рубеже это будет — воля Всевышнего. И в данному случае всевышнего я имею в виду не главнокомандующего, - подчеркнул Метшин, - а действительно Всевышнего. Я верующий человек. Где моя дорога — я подчинюсь и со словами «С Богом!» пойдем дальше».

Отвечая на совсем уж элегический вопрос интервьюера, какой бы он хотел видеть памятник себе, Ильсур Метшин сказал, что для него важнее всего его доброе имя и чтобы «через годы дети, внуки ходили по улицам моей Казани любимой, родной, и им не было стыдно».

Излагал стенограмму интервью

Юрий Алаев.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии