Непорочное зачатие таки возможно?!

Фото
Sasapost

В 2016 году самка зебровой акулы, содержащаяся в аквариуме в Австралии, удивила тем, что в отсутствие самца перешла к однополому размножению, пишет египетское издание Sasapost. Автор статьи Амира Хасан собрала факты о так называемом «девственном размножении», которые поставили в тупик ученых. Самое любопытное, что и люди теоретически могут размножаться также.

Без мужчины и женщины, самца и самки размножение невозможно. Даже при искусственном оплодотворении необходимо ввести сперматозоид в яйцеклетку, чтобы произошла беременность. Этот способ размножения известен человечеству с незапамятных времен. Но что, если я скажу вам, что есть некоторые организмы, которые могут размножаться бесполым путем, то есть без посторонней помощи? Это не фантастика или миф, а реальный факт, доказанный учеными. Название этого феномена — партеногенез или бесполое размножение.

Как происходит партеногенез? Как может организм размножаться без спаривания с противоположным полом? Об этом мы и расскажем вам, уважаемый читатель, в этом отчете.

Самки кондоров могут размножаться без самцов!

Партеногенез у птиц встречается довольно редко. Тем не менее находящиеся под угрозой исчезновения самки калифорнийских кондоров иногда предпочитают бесполое размножение. Исследование подтвердило, что некоторые птенцы кондоров унаследовали только материнскую ДНК. Иными словами, они вылупились из яиц, которые не были оплодотворены самцом. Об этом говорится в исследовании под названием «Факультативный партеногенез у калифорнийских кондоров», опубликованном в американском научном журнале The Journal of Heredity в октябре 2021 года.

Синтия Штайнер, соавтор исследования, рассказала CNN, что эти результаты являются неожиданностью для многих ученых. Никто не ожидал обнаружить у калифорнийских кондоров предрасположенность к партеногенезу. Этот вид размножения часто встречается в животном мире, но у птиц довольно редко. Удивительно, что самки кондоров, которые решили размножаться партеногенезом, ранее имели птенцов от самцов, способных к размножению, но по неизвестной причине решили исключить их из процесса. Какие еще организмы размножаются бесполым путем? Как это происходит?

А еще змеи и акулы… Новые виды организмов размножаются посредством партеногенеза!

Несколькими годами ранее в зоопарке Луисвилля самка сетчатого питона по кличке Тельма отложила шесть яиц, из которых вылупилось абсолютно здоровое потомство. При этом у нее много лет не было контактов с самцами. В 2006 году группа британских исследователей отметила случай бесполого размножения у самок комодских варанов.

На протяжении миллионов лет животные размножались посредством партеногенеза. Ученые считают, что для более сложных животных, таких как позвоночные, способность к бесполому размножению стала последней попыткой выжить, особенно это касается видов, находящихся в неблагоприятных условиях. Это может объяснить, почему партеногенез возможен у стольких видов пустынных и островных видов, а также у тех, кто находится под угрозой исчезновения, включая калифорнийских кондоров, о котором мы упоминали в начале статьи.

Большинство животных, размножающихся посредством партеногенеза, — это мелкие беспозвоночные, такие как пчелы, осы, муравьи и тли. Кстати говоря, они могут чередовать половое и бесполое размножение. Партеногенез наблюдается у более чем 80 видов позвоночных, около половины из которых — рыбы или ящерицы. Редко когда сложные позвоночные, такие как акулы, змеи и крупные ящерицы, полагаются на партеногенез, поэтому размножение акул, питонов, комодских варанов и птиц, ставит ученых в тупик.

Как происходит партеногенез?

Половое размножение происходит при участии двух компонентов: яйцеклетки и сперматозоида. Каждый предоставляет половину генетической информации, необходимой для создания живого организма. Но при партеногенезе организм находит уникальный способ восполнения генов, обычно обеспечиваемых сперматозоидом.

Яичники производят яйцеклетки посредством сложного процесса — мейоза. Во время него клетки реплицируются, реорганизуются и разделяются. Такие яйцеклетки содержат только половину материнских хромосом с одной копией каждой хромосомы. В процессе мейоза появляются побочные продукты: более мелкие клетки — полярные тельца. Стоит отметить, что у некоторых организмов, размножающихся посредством партеногенеза, полярные тельца соединяются с яйцеклеткой для создания потомства. Это называется аутомиксисом.

Большинство организмов, размножающихся посредством партеногенеза, производят потомство только от самок, но есть исключения. Некоторые самцы способны размножаться бесполым путем, но их потомство состоит исключительно из самок.

Партеногенез был зарегистрирован у акул, некоторых рептилий и насекомых, но он также происходит и у растений. Поскольку растения проще устроены, чем животные, они могут размножаться партеногенезом, воспроизводя репродуктивные клетки лишь посредством деления.

Возможен ли партеногенез у людей?

В 1995 году британские генетики сообщили о случае «частичного партеногенеза», обнаружив, что некоторые клетки ребенка были лишены какого-либо генетического материала его отца.

По словам специалистов, эмбрион человека может сформироваться из неоплодотворенной яйцеклетки, но он не завершит свое развитие в утробе матери и превратится в так называемую тератому яичника. Это связано с тем, что бесполое размножение не позволяет сформировать скелет. Тем не менее вышеупомянутый ребенок все же смог родиться, несмотря на некоторые отклонения и трудности, с которыми он сталкивался в дальнейшем.

Исследователи, наблюдавшие за этим ребенком, личность которого не разглашается, заявили, что его рождение доказывает, что какие бы препятствия не стояли на пути успешного партеногенеза у людей, это все же возможно. Состояние этого ребенка согласуется с исследованиями, проведенными на мышах.

Исследователям удалось создать гибриды животных, полученные путем экстракорпорального оплодотворения. Азим Сурани, генетик из Кембриджского университета, подтвердил, что проблемой является не только формирование скелета, но и кожи. Полное внутриутробного развитие становится проблематичным, а сам плод превращается в опухоль.

Как правило, размножение посредством партеногенеза происходит у насекомых или мелких ящериц, но тот факт, что оно присутствует и у сложных организмов, таких как птицы, акулы и вараны, вызывает немалый интерес ученых и открывает новую область исследований.

Перевод ИноСМИ.

На снимке: эмбрион человека может сформироваться из неоплодотворенной яйцеклетки.