Вчера во всех кинотеатрах Российской Федерации начался показ фильма «Любовь Советского Союза». Я не посмотрел, но осуждаю. Осуждаю вне художественных достоинств, а если они там имеются, то тем паче, потому что это уж чересчур, господа, - в очередной раз выворачивать наизнанку историю страны, делая ослепительно белым то, что ещё вчера преподносилось как беспросветно чёрное.
Создатели фильма вдохновились историей любви между знаменитой в 30-е актрисой Валентиной Серовой, её мужем, комбригом и лётчиком-асом, и не менее знаменитым писателем и поэтом Константином Симоновым, а также маршалом Советского Союза Константином Рокоссовским, чьей любовницей Серова была по совместительству, а через такую историю показать «поколение смелых и красивых» во «времена смены исторических эпох» в 1930-е, как говорится на сайте фильма.
Нетривиальная идея – пропеть гимн «стране мечтателей, стране героев» через полиаморию, но это ещё куда ни шло (что только не торкает творцов), а вот то, что в фильме нет даже намёка, как говорят люди, успевшие его посмотреть, на то, что воспетые тридцатые были ещё и временем разворачивающихся политических репрессий и временем, когда большинство советских граждан буквально надрывались, чтобы обеспечить могущество страны и как-то подготовить её к неизбежной войне – это, по-моему, предательство. И памяти тех людей, и исторической правды. Кстати, о неизбежности войны с немцами все, практически, в 30-е знали в нашей стране, что бы ни говорила сталинская пропаганда о «внезапности» и коварстве Гитлера, я по воспоминаниям своих родителей могу судить.
Разумеется, нельзя объять необъятное, разумеется, и локальные сюжеты из жизни привилегированной касты могут служить предметом художественного исследования, но тут решающую роль играет контекст, конкретнее – политическая злоба дня. А злоба такова, что возникает сверхзадача: показать, что в принципе 30-е были таким же прекрасным временем, как и теперешние 20-е: «строятся новые заводы и фабрики, активно осваивается Арктика… годы голода и разрухи позади, во всяком случае в Москве — здесь принят новый градостроительный план, одна за другой запускаются станции метро… мужчины ходят в парикмахерские, чтобы побриться с горячим компрессом и одеколоном» (цитата с упомянутого сайта) – и никаких репрессий, инакомыслия и фрустраций.
Гендиректор «Первого канала» и продюсер фильма Константин Эрнст назвал кино «вольной интерпретацией реальной истории». Что же, Эрнст верен себе (себе ли?), - «старые песни о главном» продолжаются и звучат с новой силой.
Из той же оперы, извините за смешение жанров, вышедший 6 ноября указ президента Путина о «праздновании 80-летия со дня рождения В.В. Жириновского». По поводу этого указа сломано уже немало публицистических копий, я отмечу главное с моей точки зрения: все эти мероприятия будут, по сути, медийной кампанией, нацеленной на то, чтобы лишний раз показать, как стопроцентно был прав Владимир Вольфович, прорицая и войну с Украиной, и санкции, и угрозу расползания НАТО и т.д, и т.п., и как прав, соответственно, Владимир Владимирович, проводящий вот именно такую, а не другую, свою политику.
Будем реалистами: мифотворчество во все времена было неотъемлемой частью госполитики, а зародилось задолго до появления собственно института государства. В благополучные времена оно отходило на второй план, в тяжёлые… Ну, вот мы их и переживаем.
Стилистика только подводит: могли бы избежать в указе слова «празднование», всё-таки об усопшем речь.
На снимке: выставка костюмов из фильма «Любовь Советского Союза», развёрнутая в мосметро накануне премьеры.