25 февраля в Казани состоялось одиннадцатое заседание Государственного Совета РТ.
“Рояль в кустах” для депутатов?
“Татарстанская” часть проекта повестки сессионного дня была лаконичной. Поэтому-то и не давала покоя мысль о том, что где-то неподалеку спрятан “рояль в кустах” и еще предстоит услышать музыкальный “экспромт”. Предчувствие не обмануло: первым из депутатов к микрофону вышел Сергей Осколок и предложил изменить некоторые планы. В частности, не рассматривать вопрос о проекте Закона “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан”, а сосредоточить внимание на обращении к Президенту РФ. В этом документе, как считает депутат, следовало бы напомнить о том, что согласно российским конституционным нормам республика является государством, и предложить обсудить в рамках федерального договора такую проблему, как целесообразность назначения президентов.
Большинство парламентариев решили с обращением не спешить. Но повод для разговора использовали, что называется, на полную катушку. Говорили о необходимости обсудить инициативы федеральной власти на заседаниях парламентских комитетов, сетовали на трудности в построении гражданского общества, выражали опасение относительно ограничения самостоятельности регионов... Но кто-то очень кстати напомнил, что те же самые темы уже обсуждались в парламентском кругу: несколько месяцев назад все патетические слова были сказаны и все нужные постановления приняты. Теперь, как заметил Василий Логинов, необходимо взвешенно и осторожно отнестись к каждому изменению и дополнению в Основной Закон Республики Татарстан.
Несмотря на то, что в последние годы поправки в конституционные нормы стали почти ритуальным мероприятием, этот процесс все-таки проходит очень непросто. Что и подтвердилось на сессии, где о желании выразить свои чувства и мысли заявили не менее десяти депутатов. Среди них нашлись даже любители русской поэзии, поведавшие о печальной участи России некрасовскими строками. Обсуждение в прозе сводилось к двум пожеланиям: обстоятельному - если уж не всенародно избирать, то назначать президента парламентом без рекомендаций главы государства, саркастическому - назвать наконец-то вещи своими именами и обозначить “назначенца” как наместника Президента России по Республике Татарстан.
Как водится, нашлись и альтернативные взгляды на развитие ситуации в стране. Депутат Геннадий Мамонтов, например, уверен в том, что Владимир Путин проводит некую “санацию”, чтобы к власти в регионах не пришел криминалитет, председатель комитета по законности, регламенту и депутатской этике Александр Гусев полагает, что другого решения пока не существует и еще никому не удалось найти оптимальный вариант в обстановке распрей и раздора.
Судя по всему, руководство нашей республики придерживается такой же точки зрения. Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин сказал о том, что право выбора главы республики еще может вернуться в Татарстан и тогда будут “распечатаны” приостановленные нормы Конституции РТ. А Президент Татарстана Минтимер Шаймиев добавил, что со многими оценками, прозвучавшими на сессии, нельзя не согласиться, но если мы хотим, чтобы все было нормально, необходимо приостановить действие некоторых конституционных положений.
В том, что конфронтация с федеральной властью является тупиковым путем, вероятно, убеждены многие депутаты. А потому и результат голосования стал вполне прогнозируемым: большинство проголосовало за принятие закона о “приостановке” в первом чтении и, значит, смирилось (но только на время!) с затеей федерального центра с согласованием, назначением и одобрением кандидатур на пост главы республики.
Вырос дефицит бюджета
Сначала в первом, а затем во втором и третьем чтениях был принят Закон РТ “О внесении изменений в Закон РТ “О бюджете РТ на 2004 год”.
Аргументы министра финансов Радика Гайзатуллина просты: внести изменения в этот документ необходимо, поскольку дополнительные налоговые и неналоговые доходы, поступили, в том числе и из федерального центра, в последние дни 2004 года и выносить этот вопрос на заседание парламента было уже поздно. Между тем расходовать эти средства без внесения изменений в бюджет Кабмин РТ права не имеет.
Как сообщил Радик Гайзатуллин, дополнительные доходы направляются на выполнение ряда социальных законов (на соцподдержку реабилитированных жертв политрепрессий, доноров), на финансирование строительства и реконструкции ряда казанских объектов к 1000-летию нашей столицы. В частности, администрации Казани выделяется 100 млн рублей на возведение моста через Казанку, 600 млн рублей - на строительство метро.
В итоге доходная часть бюджета выросла на 1,5 процента, или на 873484,4 тысячи рублей, расходная - на 2,8 процента, или на 1702668,4 тысячи рублей, дефицит бюджета возрастет на 829184 тысячи рублей, размер дефицита составит 4,2 процента к объему собственных доходов бюджета РТ (первоначально он составлял 2,2 процента).
Про народ напомнил Штанин
На предыдущей сессии наши парламентарии горели желанием облегчить для татарстанцев социальные последствия реформы ЖКХ. В итоге решили, что не стоит делать это с бухты-барахты. Мол, подготовимся, и вот на следующей сессии в феврале возьмемся, засучив рукава... Но пока суд да дело, депутаты, видимо, поостыли и отказались от своих намерений. Во всяком случае, первоначально этот вопрос не был включен в повестку дня. И не вспомнили бы о нем народные избранники вовсе, если бы не Александр Штанин, предложивший вернуться к этой теме.
Вернуться-то вернулись, но ничего особо приятного своим избирателям не сказали. Председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев рассказал о решениях, совместно принятых двумя комитетами. Счетной палате депутаты предложили проверить обоснованность тарифов ЖКХ. Да вот еще в Правительство РФ надумали направить письмо с предложением - не поднимать тарифы на газ и электроэнергию. Поставили вопрос о том, как помочь пожилым людям, которым тяжело платить за излишки жилплощади. Видимо, это отчасти подвигло правительство на решения о переезде в социальное жилье. Грустная какая-то получилась помощь. Вот, пожалуй, и все, что придумали наши законотворцы. Негусто, конечно.
Министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин, в свою очередь, расказал о том, что 620 тысячам семей, подтвердившим свое право на субсидии, уже начислено 108 млн рублей. Жаловаться же на то, что плата за услуги ЖКХ выросла изрядно, а качество их по-прежнему хуже некуда, оказывается, не надо, министр утешил тем, что вскоре будут созданы претензионные механизмы, которые позволят наказывать халтурщиков рублем. Признаться, не очень-то в это верится. Пока суть реформы свелась к одному: переложить все проблемы ЖКХ на население, облегчив жизнь государства. Возможно, начни мы спрашивать с тех, кого выбрали, построже, всерьез пользоваться правом отзыва депутатов, которые голосуют за непродуманные законы и реформы, - и не придется выходить на митинги протеста. Пора бы подумать об этом.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии