Время и Деньги
01.08.2004 Культура

Две жизни Гафура Кулахметова

Татарская литература начала ХХ века была полем битвы талантливой, часто бескомпромиссной молодежи, мечтавшей своими руками сломать “хребет старой жизни”, открыть перед своим народом новые дороги в счастливое будущее. По идеологическим правилам советского времени все они автоматически причислялись к разряду революционно-демократических писателей, разделявших программу большевистской партии. Так у татар появился свой “буревестник революции” и основоположник пролетарской литературы - скромный учитель русского языка, начинающий драматург Гафур Юнусович Кулахметов.

Гафур Кулахметов родился 4 мая 1881 года в Пензе в семье предпринимателя, совладельца мыловаренного и свечного завода. Правда, дела промышленника шли настолько плохо, что он вынужден был закрыть свое убыточное предприятие и перейти на наемную работу к более удачливым купцам и землевладельцам. Поэтому несколько лет семья Кулахметовых провела в Саратовской губернии, где ее глава трудился управляющим в имениях местных фабрикантов и помещиков.

Несмотря на материальные трудности, сыновья бывшего мыловара Гафур и Каюм получили хорошее духовное образование в родных крах, в медресе деревни Ятмис Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии. Им была уготована участь обыкновенных сельских имамов или же торговцев средней руки, но Юнус Кулахметов решился на переезд в Казань, чтобы занять вакансию старшего мастера на крупном мыловаренном заводе Утямышевых.

Оказавшись в большом городе, признанном центре мусульманского образования и культуры, повзрослевший Гафур наотрез отказался продолжить обучение в приходском религиозном училище, намереваясь поступить в Татарскую учительскую школу, славившуюся прекрасным преподаванием русского языка и светских наук. Можно сказать, что пытливому юноше очень повезло. В период обучения в школе (1898-1902) он попал под особую опеку преподавателя, а затем и инспектора этого учебного заведения известного ученого, педагога и общественного деятеля Михаила Николаевича Пинегина, который благоволил к живому, усердному, стремящемуся к знаниям ученику. Впрочем, в эти же годы Гафур оказался под не менее сильным влиянием местных социал-демократов, успешно агитировавших в стенах учительской школы. Поэтому будущий педагог рано научился вести двойную жизнь: с одной стороны, являясь учеником-”хорошистом” с отличным поведением, с другой - тайным бунтарем, страстным поклонником Маркса, сторонником немедленных революционных действий.

Именно в этот период Гафур Кулахметов сдружился с Хусаином Ямашевым, стал его ближайшим сподвижником и соратником. Не случайно и то, что он с большой радостью встретил сообщение о назначении учителем в русско-татарскую школу при Первой соборной мечети в Пороховой слободе. Так помимо любимой работы у выпускника Татарской учительской школы появилась возможность вести пропаганду среди рабочих-мусульман, проживавших в заводских районах казанского Заречья. Днем он обучал мусульманских детей грамоте, составлял учебные пособия, а ночью посещал подпольные собрания, переводил революционную литературу на татарский язык, печатал и распространял прокламации.

Постепенно Гафур Кулахметов становится одним из самых известных социалистов мусульманской Казани. Хорошо образованный, интеллигентный, решительный учитель с романтическим имиджем опытного подпольщика, к тому же обладавший несомненным публицистическим и литературным талантом, не мог не быть в числе неформальных лидеров городской молодежи, рвавшейся в бескомпромиссный бой с бесправием и отсталостью своего народа.

Наверное, в татарской части города никто не удивился дерзкому поступку Гафура в октябре 1905 года, когда он в составе большой группы радикальной молодежи вместе с С.Н.Гассаром, Н.И.Дамперовым, И.А.Саммером и другими принял участие в захвате здания Городской думы. Вероятно, бунтаря неминуемо ожидала бы тюрьма, если бы его давний покровитель и заступник М.Н.Пинегин не предпринял все меры для скорейшего освобождения своего “заблудшего” питомца.

После выхода из-под ареста и возвращения к учительской работе в жизни, да и в сознании революционера происходит коренной перелом. Гафур по-прежнему увлечен марксистской литературой, публикует острые статьи на страницах первых татарских газет, слывет бесстрашным борцом с самодержавием. Однако в его душе постепенно появляется разочарование, усталость от разрушительного пафоса этой борьбы, растет неприятие открытого цинизма, бездушия некоторых социал-демократических лидеров, осознанного игнорирования ими национальных и религиозных прав татарского народа.

С особой силой эти противоречия проявились в небольшом, но очень самобытном литературном наследии Г.Кулахметова. Когда-то советское литературоведение безоговорочно объявило его основой нового пролетарского творчества в татарской культуре, свидетельствовавшей об идейной твердости и принципиальности автора. На самом деле именно драматургические опыты Г.Кулахметова - символистская пьеса “Две мысли” (1905) и драма “Молодая жизнь” (1908), принесшие ему общенациональную славу, стали плодом мучительных душевных поисков, отражением глубокой рефлексии молодого интеллигента, пытавшегося найти свое место в неумолимо меняющемся мире.

Интересно, что одновременно с указанными произведениями Гафур Кулахметов пишет драму “Абуджахель” (1907-1908), в которой описывает борьбу пророка Мухаммеда за распространение ислама, уничтожение язычества как великую просветительскую деятельность, ведущую к новой, светлой жизни. Со временем Гафур Кулахметов все более и более отходит от своих юношеских увлечений, становясь внимательнее к национальным и духовным нуждам своих единоверцев. К 1910 году он из ярко выраженного политического деятеля превратился в видного представителя татарской культуры, отдававшего все свои силы реформе мусульманского образования, становлению периодической печати, книгоиздательской деятельности. Он с успехом преподавал в русском классе при Апанаевском медресе - престижном мусульманском учебном заведении и был кумиром учеников, обожавших “дядю Гафура” за интересные уроки, теплоту и демократичность. В предреволюционные годы жандармские агенты характеризовали Кулахметова как одного из влиятельных лидеров националистической молодежи.

К сожалению, из-за прогрессирующей болезни Гафур Юнусович в 1916 году был вынужден навсегда оставить Казань и переехать в деревню Татарские Юнки (ныне Торбеевский район Мордовской Республики). Чистый воздух, покой, деревенские продукты помогли ему прожить еще два года. Татарский педагог и драматург Г.Кулахметов скончался в 1918 году вдалеке от друзей и любимого города. По воспоминаниям современников, в последние дни жизни он сидел на крыльце дома и читал вслух стихи татарских поэтов. Так в гармонии с самим собой завершил свой земной путь человек, когда-то предпочитавший классовым сражениям трудную, но благородную миссию народного учителя.
646
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии