Время и Деньги
27.01.2004 Культура

Печальный баит "Айтуган"

Многовековое прошлое Старотатарской слободы Казани, стремительно пустеющей и разрушающейся под напором времени уникальной исторической территории, сегодня все чаще ощущается и познается нами через судьбы прославленных династий и отдельных ее жителей, испытавших на своем веку не только сладость признания, богатства и успеха, но и горечь страшных поражений, внезапных утрат и забвения.

Печальная история купеческой семьи Айтугановых, в одночасье лишившейся всего - десятилетиями нажитого капитала, высокого общественного положения, обеспеченного будущего, - когда-то вызвала одно из самых сильных эмоциональных потрясений в жизни мусульманской Казани, превратилась в назидательное фольклорное наследие, повествующее о призрачности земного благополучия и счастья.

Возникновение этой знаменитой предпринимательской фамилии относится к первой половине XIX столетия, когда усилиями старательного и смекалистого крестьянина деревни Большие Метески (ныне Тюлячинский район РТ) Идриса Айтуганова (1818 - 29.11.1880) была основана фирма по торговле "красным" товаром и галантереей. Постепенно дело удачливого коммерсанта переросло в серьезное предприятие, и он сумел организовать в губернском центре собственную сеть по оптовой продаже мануфактуры. В 1851 году Идрис Айтуганов был причислен во вторую гильдию казанского купечества.

Состоятельный, всеми уважаемый бай выстроил на центральной - Екатерининской улице Старотатарской слободы двухэтажный каменный особняк (ныне ул.Тукая,62) и стал, пожалуй, самым влиятельным прихожанином располагавшейся неподалеку "Голубой" мечети. Вместе с женой Магикамал Халитовой он вырастил сына Исхака (1843 - 1890) - умного и трудолюбивого помощника, достойного преемника в коммерческих делах, который, быстро освоив премудрости профессии, со временем превратил стабильную, прибыльную, но все же не самую заметную торговлю отца в одну из процветающих фирм губернии, чей оборот исчислялся сотнями тысяч рублей.

Понятно, что с ростом капитала и расширением деловых связей молодой купец начал быстро набирать общественный вес. Его авторитет среди единоверцев стал просто непререкаемым после того, как предприниматель взял на себя все заботы о нуждах своего прихода и медресе. Мусульманское училище при "Голубой" мечети с помощью Исхака Айтуганова получило новое здание и по праву стало именоваться в народе Айтугановским. Впрочем, тонко чувствующий и шагающий в ногу со временем коммерсант не замыкался в рамках своей общины. Он, как и многие другие преуспевающие городские предприниматели, с большим интересом относился к достижениям русской культуры, самостоятельно выучился русскому языку и совсем не испытывал предубеждения к европейскому костюму, образованию и искусству. Открытый, порядочный, общительный купец-мусульманин имел множество друзей и хороших знакомых среди русского купечества и чиновничества Казани. Постепенно Исхак Айтуганов стал блестящим олицетворением новой татарской "аристократии", научившейся не только зарабатывать огромные деньги, но и оказывать очень серьезное влияние на общественную жизнь города. Последние десять лет жизни купец неоднократно избирался гласным городской думы, являлся членом учетного комитета Казанского городского общественного банка.

Следует отметить, что успешной карьере предпринимателя содействовала его очень удачная свадебная партия. Исхак Айтуганов был женат на дочери известного и уважаемого купца Вафы Бигаева - Бибиасьме и имел от этого брака шестерых детей. В дальнейшем он сумел породниться с самыми именитыми торговыми фамилиями. Его старшая дочь Уммегульсум вышла замуж за торговца мануфактурой, казанского первой гильдии купца Салиха Сабитовича Губайдуллина и стала матерью известного историка и писателя Газиза Губайдуллина; другая дочь И.Айтуганова - Бибигайша вместе с мужем, купцом второй гильдии Мухаметшакиром Бикчентеевичем Абдрахимовым, вырастила еще одного талантливого литератора и ученого - Гали Рахима. Фахриджиган Исхаковна Айтуганова стала женой крупного промышленника, строителя знаменитой мечети купца первой гильдии Муртазы Мустафича Азимова.

Однако самой большой надеждой Исхака Айтуганова были его два сына - Исмагил (1872 - ?) и Ибрагим (1878 - ?). Он мечтал их видеть во главе фамильного дела и верил, что им удастся сохранить и приумножить богатство и славу ставшего знаменитым купеческого рода. Действительно, поначалу все складывалось как нельзя лучше. Исмагил Исхакович Айтуганов во всем повторял своего покойного отца. Так же неустанно трудился над увеличением торговых оборотов, много времени проводил на ярмарках, налаживал новые коммерческие связи, искал выгодные кредиты, сам охотно субсидировал нуждающихся в деньгах коллег. Еще большую активность он проявлял на общественном поприще.

В слободе Исмагила считали ярым сторонником так называемого "европеизма", смелых культурных новаций, вызывавших недовольный ропот у консервативного окружения. Вместе со своим братом и ближайшими друзьями - быть может, впервые в истории - он поставил домашний спектакль на татарском языке, вызвавший большой резонанс в городской прессе. Среди молодежи были очень популярны литературно-музыкальные вечера, проходившие в доме Айтугановых на Екатерининской улице. Кстати, его младший брат Ибрагим Айтуганов первым из татарских парней слободы женился на русской девушке, чем вызвал долгие пересуды. Габдулла Тукай, друг Ибрагима, также не остался в стороне, написав по этому поводу довольно злую эпиграмму.

На рубеже XIX - XX столетий братья заявили уже о капиталах по первой гильдии и большую часть времени продолжали посвящать решению наболевших общественных проблем. Исмагил Айтуганов стал одним из учредителей и председателем (1899 - 1902) Мусульманского благотворительного общества. Казалось, что начали сбываться радужные надежды и мечты их отца, видевшего сыновей в числе самых знатных людей губернского центра.

Красивая сказка оборвалась в начале 1902 года. Казанцы были просто оглушены невероятной новостью о полном банкротстве купца первой гильдии Исмагила Исхаковича Айтуганова, оказавшегося не в состоянии оплатить многотысячные долги и попавшего по этой причине в тюремную камеру. Причиной чудовищного краха стали непомерные амбиции честолюбивого предпринимателя, стремившегося во что бы то ни стало, вопреки реальной экономической ситуации поддерживать на плаву переставшее быть эффективным коммерческое предприятие. Чтобы сохранить имидж успешного, уверенного и щедрого купца, Исмагил Исхакович, не раздумывая, брал в долг большие суммы и так же легко ссужал деньгами заведомо несостоятельных людей. К тому же времени для руководства сложными торговыми операциями у активного общественного деятеля практически не оставалось. Сам купец с горечью писал: "Общий застой в торговле за последние годы не мог не отразиться на делах моей фирмы, и единственная моя ошибка заключается в том, что мне не хотелось ронять значения моей фирмы и ранее предлагать сделки кредиторам... Дело протянется еще некоторое время, какое - сказать трудно, но оно кончится когда же нибудь. Мне же как человеку больному тяжело видеть всю эту ликвидацию, эту несостоятельность фирмы Айтуганова, фирмы, которая никогда ничем до сего времени не роняла своего достоинства и была уважаема в торговом мире".

Так или иначе, все имущество Айтугановых было описано и выставлено на торги для оплаты счетов кредиторов. Сам банкрот после этого прожил совсем недолго и скончался в полном забвении и нужде. Закат выдающейся купеческой династии вызвал у мусульман слободы искреннее сочувствие и сопереживание, ставшее причиной появления в народе известного баита "Айтуган", в котором рассказывалось о печальной участи нерадивых сыновей, пустивших по ветру отцовское наследство.
89
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии