Будет небольно
01.03.2018 Общество

Будет небольно

Фото
caricatura3.livejournal.com

Олимпиада в Пхенчхане отшумела,  Россия ожидаемо показала на ней худший за всю историю своего участия в Играх результат по «золоту» и третий с конца, после Ванкувера в 2010-м и Солт-Лейк-Сити в 2002-м,  по общему количеству наград, но телевидение ликует, болельщики рады: мы бились как могли, мы всем доказали, какие мы. Какие? 

Я могу, конечно, заблуждаться, но не оставляет ощущение, что триггером допингового скандала в российском спорте стали итоги Олимпиады в канадском Ванкувере, которые были расценены руководством страны как провальные.  (В Солт-Лейк-Сити были ещё более провальные, но то был 2002 год, - всё отнесли на наследие «лихих 90-х», а тут – после 10 лет вставания с колен…)  Грубо: Виталия Леонтьевича Мутко, бывшего в 2008-2012 года министром спорта, туризма и молодёжной политики РФ, вызвали на ковёр и спросили. А он ответил, вероятно, - так они ж все на «химии», а мы…  А что мы? – последовал следующий вопрос и тут же был ретранслирован ниже – на уровень спортивных федераций и тренерского корпуса.  Какой нашли ответ, можно представить, учитывая оргспособности и интеллектуальный уровень руководителей и чиновников российского спорта.

Тем не менее, сочинская олимпиада, завершившаяся триумфом России, была признана  одной из лучшей в истории зимних Игр, глава МОК Томас Бах был нашим лучшим другом, ничто, как говорится, не предвещало. А  потом случился «Крымнаш», и пошли санкции, в том числе по допинговому направлению.  Говорю «санкции» применительно к допингу потому, что реально именно «химия» правит в мировом спорте, примеров тьма, и то, что Россия оказалась «средоточием зла» - это куда больше политика, чем забота об олимпийских принципах.

Сегодня это уже как-то и подзабылось, но, ведь, на нас «потренировались» уже в преддверии летней Олимпиады в Рио, когда исполком МОК принял беспрецедентное решение не применять к российским спортсменам принцип  презумпции невиновности. В результате от соревнований отстранили российских легкоатлетов и штангистов,  было приостановлено членство  ВФЛА в МФЛА. Проглотили «доклад Макларена», не сумели аргументированно опровергнуть подозрения и обвинения – получайте отстранение от очередной Олимпиады страны как таковой – государства Россия. Нет у страны права голоса: кто поедет, по каким критериям будет отобран – решит МОК. 

Но как недопуск сборной России к Олимпиаде, так и допуск под нейтральным, олимпийским флагом, с запретом использования государственной атрибутики, есть «унижение страны».  Именно так выразился президент РФ В. Путин, выступая в ноябре прошлого года перед участниками клуба «Валдай». Почему же буквально два месяца спустя позиция главы государства радикально изменилась, и мы пошли на унижение? Три простых причины: во-первых, до нас довели, что в случае бойкота Россия будет однозначно отстранена от двух следующих Олимпиад, во-вторых, бойкот  Пхенчхана  резко повышал риски организованного бойкота ЧМ по футболу в России (и то, и другое – суть катастрофические репутационные потери), а в-третьих…  В-третьих, мы не готовы (пока, во всяком случае) в судебных инстанциях опрокидывать утверждения о наличии в стране госсистемы допинговой стимуляции спортсменов и доказывать абсурдность отстранения от соревнований тех или иных атлетов.

Ладно, утерлись, поехали. Забронзовели (9 третьих мест, в тройке лучших по этому показателю). Бурно отпраздновали успех фигуристок Загитовой и Медведевой (красавицы, слов нет), порадовались за лыжников, которые и внесли основной вклад в медальную копилку (поклон вчерашним юниорам и Елене Вяльбе)… Что ещё?   Победа сборной по хоккею?  Не отнимешь, но давайте начистоту: мы  выиграли у немцев в русскую рулетку.  Не забей Гусев  две фантастических шайбы, одну на супермастерстве, вторую, позволившую перевести игру в овертайм,  – на чистом везении, посмотрел бы я на ленту комментариев.   В целом же, закономерный итог для «олимпийских атлетов из России», в число которых не допустили многих сильнейших наших спортсменов, можно и порадоваться.

«Ну а флаг... А что флаг? – пишет в «Ведомостях» коллега с говорящей фамилией Разумный. - Что будут потом вспоминать сами спортсмены и их болельщики – двух юных фигуристок, превративших Олимпиаду в феерический чемпионат России, или флаг, который над ними поднимался? О чем будут говорить через 10 или 20 лет после хоккейного финала-2018 – о том, какой гимн звучал под сводами ледового дворца или о двух безумных голах Никиты Гусева и решающем броске Кирилла Капризова, сотворивших российскую версию «чуда на льду» в, казалось бы, уже позорно проигранном матче?

Нет, кто-то наверняка вспомнит и о флаге. Но таких, как мне почему-то кажется, будет явное меньшинство».

Отлично сказано!  К этому нас потихоньку, не мытьём, так катаньем, и подводят: тут мы прогнулись, там выиграли тактически и загордились (а то!), ещё где-то подсуетились;  раком, но встраиваемся в мировой порядок. Правда, он определяется не нами. Зато, когда дойдёт  до решающего передела, никому не будет больно. И обидно. И стыдно. Потому что какой-такой флаг, за что бороться, кроме индивидуальных наград и премий?

Нет, ну серьезно, вы подумайте: радуемся же мы, что, например, изобретатели вертолета Сикорский и  видео Понятов – из России (последний, к слову, ещё и из Казани), гордимся ими? И таких, ведь, множество – выходцев из нашей страны, составивших славу мировой науки, техники, искусства и культуры. И сколько ещё будет, если дела будут делаться так, как сейчас.  Ну, а  мы, оставшиеся, будем тут, у телевизоров, - сидеть и радоваться.

… И совсем уже в лоб: те, кто проводят утешительные параллели с 1992 годом, когда наша сборная тоже выступала на Олимпиаде под нейтральным флагом, не видят, кажется, насколько печально двусмысленна, на самом деле, такая параллель: тогда это было следствием распада государства – Советского Союза. 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии