Ложные сигналы
10.01.2018 Политика

Ложные сигналы

Фото
ru.depositphotos.com

Опубликована предвыборная программа кандидата в президенты РФ от блока лево-патриотических сил (выдвинут КПРФ) Павла Грудинина.  Думаю, Владимир Путин её одобрил: послан внятный сигнал США и Евросоюзу, - снимайте, на хрен, свои санкции, а то, сами видите, у нас тут появился свой харизматичный Трамп, «замучитесь с ним пыль глотать» (с).

А теперь – комментарии по всем 10 пунктам программы.


С первого же пункта становится ясно, что программа навязана Грудинину ЦК КПРФ и, таким образом, по определению нацелена на реставрацию, а не на развитие.

В п.1 «Грудинин» предлагает национализировать нефтяную и газовую отрасли (обещан эффект в 3 трлн рублей), электроэнергетику, железные дороги, системы связи, предприятия ВПК, а также ключевые банки.  По мысли авторов программы это снизит зависимость России от иностранного капитала, который – в виде доли иностранных компаний – сегодня превышает 75%  в металлургическом производстве, железнодорожном и энергетическом машиностроении.

Два возражения. Во-первых, начинать с национализации хребта национальной экономики – это самоубийство (причем едва ли не в буквальном смысле слова) и реализовать национализацию немыслимо без реальной гражданской войны. Во-вторых, ни левыми, ни правыми сегодня не оспаривается, что мы начали катастрофически отставать от развитых стран по технико-технологическому развитию, в значительной мере утратив даже те технологии, которыми располагали в 70-е годы прошлого века и точно также никем не оспаривается, что получить их Россия может только с Запада (и, отчасти, с ЮВА). Таким образом, «изгнание» внешних капиталов, зарубежных компаний будет означать полную и окончательную консервацию страны на уровне каких-нибудь Лесото и Гамбии (не в обиду им будь сказано).

Сказанное прямо относится и ко второму пункту программы,  в котором предлагается восстановить госконтроль над банковской системой и валютными операциями. Хотя тезис о необходимости вывести ЦБ РФ из-под контроля ФРС США (соблюдения условий пресловутого «вашингтонского консенсуса») вызывает симпатию, поскольку консенсус этот вышел боком десяткам стран, в том числе и России. С точки зрения переговорной позиции не лишено смысла заявление о готовности выйти из ВТО: вползла туда Россия как боксёр-третьеразрядник на ринг против профессионал супертяжа – со всеми еще не полностью вытекшими последствиями.

Согласно некоему «антикризисному плану», Грудинин обещает далее всемерную поддержку со стороны государства народным и коллективным предприятиям, которые «даже в нынешних условиях демонстрируют высокую эффективность и расширяют меры социальной защиты работников».  Тут, надо думать, он намекает на опыт своего «Совхоза им.Ленина». Если так – то это просто лукавство: никаким «народным» это выставочное ЗАО не является, -  при том, что наемные работники у Грудинина действительно имеют отличные заработки и социальные пакеты. 

Пункт 3. Индустрия. Наука. Технологии.

Долой импортозамещение, «России нужна мощная современная промышленность на основе новейших открытий и высоких технологий. Её важнейшими отраслями должны стать: микроэлектроника, робототехника, станкостроение». Да, несомненно! Но - см. замечания по пункту 1.

«Финансирование исследований отечественных учёных предстоит увеличить в разы. Удельный вес организаций, осуществлявших инновационные разработки, нужно поднять с сегодняшних 10 до 30 процентов. Это будут вложения в завтрашний день». Тоже да, но «разы» - это то же, что у Навального: никто не может объяснить, на чём основываются якобы расчёты.

Пункт 4 – о селе, о том, что «земля России способна прокормить своё население и ещё 500 миллионов человек отборными продуктами». За этим следует утверждение, что «половина продовольствия завозится сегодня из-за границы». Тут промашка составителей: вынули программу из архива, не сверившись с реалиями дня: много меньше половины завозится после 2014 года. Это следствие не только санкций-контрсанкций, а реальной господдержки агропромышленных комплексов, которые «Грудинин» предлагает «возрождать», ломясь, таким образом, в открытую дверь.

Другое дело – указание на необходимость восстановления семеноводства и племенного животноводства: тут ситуация аховая и нужна реальная госпрограмма с реальными госинвестициями.

Предложение «активно поддерживать фермеров и крестьянские подворья, делать ставку на крупные коллективные хозяйства и кооперацию» довольно противоречиво, на мой взгляд. Впрочем, какие-то ниши есть, конечно, и у мелкотоварного производства.

Пункт 5 – о кредитной политике.

Совершенно непонятно, откуда авторы программы взяли, что «золотовалютные резервы, средства Фонда национального благосостояния и Резервного фонда — это 33 триллиона рублей».  Судя по числу речь идет о совокупной денежной массе, то есть совокупности наличных денег, находящихся в обращении, и безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Призыв заменить коммерческие кредиты региональным бюджетам дотациями и субвенциями из федерального бюджета – тоже из разряда взлома открытых дверей, система работает. Другое дело, что по ряду причин, в том числе, скажем так, «непонятных» главы ряда субъектов федерации предпочитают брать дорогие кредиты в коммерческих банках. И все – в том числе В.В.Путин – делают вид, что не понимают, почему это происходит.

Пункт 6 – о том, что государство обязано контролировать цены и тарифы – несомненно будет встречен массовыми аплодисментами (если массы прочтут программу).  Правда, аплодисменты могут стихнуть, если люди начнут вдумываться в детали предложенного. Например, «Грудинин» считает, что регулированию подлежат цены на товары первой необходимости, топливо и лекарства, а  расходы на услуги ЖКХ не должны превышать 10 процентов дохода семьи.  Думаю, условный дед Щукарь вправе будет спросить, а какие товары относятся к категории «первой необходимости», кто будет устанавливать перечень и как часто его пересматривать (мы же это проходим на протяжении 20 лет)? И что значит 10 процентов от дохода семьи на оплату ЖКУ, - какой семьи, когда у нас в одном подъезде живут семьи, доходы которых различаются в разы?

Из этой же оперы – «Правительство обязано регулировать тарифы на электроэнергию, топливо и транспортные перевозки». Дык, регулирует, и что?

Пункт 7 – о налогах.

«Грудинин» предлагает «постепенно ликвидировать НДС»,  который «приводит к удорожанию отечественной продукции, лишает её конкурентоспособности и провоцирует инфляцию». Обсуждаемо (и многажды обсуждалось, так как споры «НДС или налог с продаж» сродни спорам о яйце и курице).  Второе предложение – ввести прогрессивную шкалу обложения доходов физлиц.  Я – за, 90 процентов работающих, на которых приходится 10 процентов «национального богатства», тоже, несомненно. Нувориши… Ну, резко вырастет число активов, записанных на юрлиц, чуть уменьшится прибыльность частных предприятий. Впрочем, это мелочи, главный вопрос, какого эффекта авторы программы ждут от прогрессивной шкалы, если они национализируют все самые лакомые куски экономики? Кого по повышенной ставке будут облагать  - мелких предпринимателей, лавочников, людей «свободных профессий»?

«Вишенка на торте» - идея о возврате госмонополии на производство и реализацию спиртсодержащей продукции. Тут авторы программы прогнозируют ровно тот же эффект, что и от национализации нефтяной и газовой отраслей, больше 3 трлн рублей. Ну, а что: в СССР кино и водка давали около половины доходов бюджета.

Пункт 8. Люди — главная ценность державы.

Ну, тут без лозунгов и громких деклараций авторы программы  обойтись не могли по определению. Социальную сферу возродим, системы профтехобразования и  дошкольного воспитания – тоже (а сейчас её нет что ли?), доступность и высокое качество среднего и высшего образования гарантируем, престиж техническим и педагогическим вузам вернём, «особое внимание — детям и матерям, инвалидам и старикам».  Ура!

Это не всё. Обещан специальный закон о «детях войны» («особый статус, дополнительные выплаты, бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, ежегодная диспансеризация»), государство будет «отвечать за строительство социального жилья и состояние бытовой инфраструктуры»,  «дикие поборы с населения за капитальный ремонт жилья и общедомовые нужды будут отменены».

И – снова тезис в стиле Навального: «по 7 процентов от ВВП пойдёт на науку, образование и здравоохранение».  Господи, ну почему по 7, а не по 10, скажем? Ну – всем по семь и всё тут.

По степени лозунговости с 8-м пунктом может посоперничать 10-й, о будущей России, как страны высокой культуры: «Многонациональная культура народов России — фундамент её духовного возрождения, её гордость и историческое достояние. Подлинно народная власть не позволит выжигать души людей антисоветизмом, национализмом и русофобией. Она защитит граждан от безнравственности, пошлости и цинизма». И так далее – ссылка на полный текст стоит в первом абзаце обзора, можете почитать сами.

А вот пункт 9 – о внешней политике и государственном строительстве, довольно интересен. По части обороноспособности и внешней политики авторы программы признают успехи действующей власти, укоряя её только за упущения, которые «помогли бандеровщине воцариться в Киеве». Что касается ближнего зарубежья, то «необходимо всемерно способствовать сближению братских народов СССР, расширять культурные программы и защищать наших соотечественников за рубежом».  Опять пахнуло архивом, хотя тезис о защите соотечественников можно было бы и актуализировать.

Также из давнего зюгановского – требование «включить механизм отзыва депутатов, нарушающих предвыборные обещания», ввести выборность судей, членов Совета Федерации и глав местного самоуправления.

Ну, и конечно, о коррупции и преступности как угрозе для безопасности страны и её граждан. Грудинин и Ко  — «за решительные меры по их подавлению. Виновные в крупных экономических преступлениях должны не только сидеть в тюрьме, но и отвечать своим имуществом».

Всё, господа-товарищи.

Весть о том, что Павел Грудинин выдвинут кандидатом в президенты РФ, я встретил сочувственным комментарием, предположив, что мы получили реально что-то значащего соперника Владимиру Путину, ту пешку, которая при определенных обстоятельствах (и необязательно в этом электоральном цикле) способная пройти в ферзи.  Ознакомление с предвыборной программой кандидата склоняет к выводу, что я был излишне оптимистичен. Извините.

Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии