Время и Деньги
20.04.2007 Бизнес

Россия полюбила “ЮКОС”

Самый очевидный ответ: бизнесом. На известие о решении министерства моментально отреагировал фондовый рынок - котировки акций “ЮКОСа” и “Сибнефти” резко подскочили. Основные акционеры “ЮКОСа” расценивают решение МАП как первое свидетельство того, что государство готово пойти на некое мировое соглашение. Во всяком случае, именно в таком контексте решение МАП было представлено в российской прессе. Между тем вывод журналистского сообщества о выигрыше Михаила Ходорковского и основных акционеров “ЮКОСа” от слияния с “Сибнефтью” не очевиден. И не очевиден он именно в свете последних событий, которые развиваются в околоправовой и околокриминальной сфере. То, что с точки зрения бизнеса слияние с “Сибнефтью” (фактическое поглощение) “ЮКОСу” безусловно выгодно, сомнений не вызывает.

А вот с политической стороной объединения возникают серьезные вопросы. С одной стороны, государство “наезжает” на “ЮКОС” по всем позициям, а с другой - одобряет сделку, которая превратит объединенный “ЮкосСибнефть” в четвертую по объемам добычи нефтекомпанию мира. Как ни крути, а логика в этих двух событиях напрочь отсутствует. Казалось бы, если целью “наезда” на “ЮКОС” является желание получить “откат” на выборы (эта версия является доминирующей в журналистских и экспертных кругах), то проще всего добиться этого, заблокировав сделку по слиянию. Попытка представить решение МАП как первое свидетельство начала примирения “ЮКОСа” с Кремлем также не выдерживает критики. Таким свидетельством могло бы стать освобождение Платона Лебедева из-под стражи под залог, или хотя бы заявление Генеральной прокуратуры о возможном освобождении Лебедева. Ничего подобного пока еще не произошло.

Между тем логика в последних событиях все-таки присутствует, и вполне осознанная. Стоит только назвать события своими именами, и все становится на свои места. На самом деле Кремль “наезжает” не на “ЮКОС”, а на его владельцев. Право собственности реализуется не в форме владения акциями, а в области управления активами. Вопрос решается очень просто: достаточно с помощью прокуратуры “отжать” основных собственников куда-нибудь на берега Темзы, и сразу же возникает вопрос внешнего управляющего оставшимися в России активами.

Внешний управляющий - это всегда компромиссная фигура, которая устраивает обе стороны конфликта. Если говорить о ситуации вокруг слияния “ЮКОСа” и “Сибнефти”, то такой идеальной фигурой может стать только Роман Абрамович, который всем своим видом демонстрирует абсолютную незаинтересованность в происходящих событиях. Почему Абрамович? Потому что, во-первых, Роман Аркадьевич в результате слияния становится владельцем блокирующего пакета (заметьте, по условиям сделки блокирующий пакет практически приравнен к контрольному) объединенной компании. А во-вторых, Абрамович в качестве внешнего управляющего устраивает Кремль. На первый взгляд, данный сценарий кажется фантастическим. Однако скептикам можно посоветовать вспомнить историю с “Сибнефтью” и Борисом Березовским.

3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии