В России такие операции делают только в МКДЦ
04.10.2011 Общество

В России такие операции делают только в МКДЦ

Фото
Илья Шалман
МКДЦ - единственное лечебное учреждение России, где поставлены на поток операции по стентированию глубоких вен.

На Западе пионерские публикации в этой области появились в 1998 году, а всерьез на эту тему заговорили в 2002 году, когда группа хирургов из США опубликовала первые данные о результатах венозного стентирования.

Между тем заболевания вен - одна из серьезнейших проблем сосудистой хирургии. Впрочем, проблемой хирургии это можно считать во вторую очередь, в первую же - это проблема пациентов, которых в одной только Казани до 40 тысяч. В Татарстане же намного больше - до четырех процентов населения республики.

О хирургах обычно говорят "золотые руки", но в нашем случае непременно следует уточнить - и "золотые головы" тоже, ведь сосудистая хирургия требует эрудиции, точного расчета и неординарных решений. Роман Бредихин, кандидат медицинских наук, врач высшей категории - из узкого круга кудесников, которые делают этот редкий для России вид операций - стентирование глубоких вен. Кстати, Бредихин пришел в МКДЦ в 1999 году в период его основания. Он первым из здешних медиков получил трудовую книжку и по праву считается здешним аксакалом.

- Если лечение болезней поверхностной венозной системы достаточно отработано и особых проблем не вызывает, - рассказывает Роман Александрович, - то хирургия заболеваний глубоких вен более сложная проблема. Такие операции весьма деликатны, сложны, а в ряде случаев просто не выполнимы. К сожалению, заменить пораженную глубокую вену на искусственный сосуд, как это делается, например, с артериями, пока невозможно, такие протезы еще не созданы.

Для лечения пациентов с посттромботической болезнью существует лишь одна операция перекрестного аутовенозного шунтирования, во время которой пораженные вены заменяют с помощью своих же "родных" вен. Это эффективная, хорошо себя зарекомендовавшая операция, но, к сожалению, весьма сложная, да и подходит она не всем, ведь двух одинаковых пациентов не бывает. Всегда нужна качественная диагностика, чтобы понять, можно сделать операцию или нельзя. При определенных поражениях вен операция не выполнима, очень часто нет подходящего донорского материала. Так что практика заставляла искать иные варианты лечения…

- Роман Александрович, каковы симптомы посттромботической болезни?

- Эта болезнь всегда возникает после перенесенного тромбоза глубоких вен, у пациента нарушается отток крови по глубоким венам из ноги, которая начинает отекать, возникают чувство повышенной тяжести, утомляемости, иногда ночные судороги, начинает темнеть кожа на голени, могут появиться трофические язвы. Иногда пациентов беспокоит венозная перемежающаяся хромота - состояние, когда во время ходьбы у человека возникают распирающие боли в ноге, заставляющие его останавливаться. Есть еще одна схожая болезнь глубоких вен - экстравазальная компрессия, а попросту - сдавление глубоких вен рубцами после операций, облучения. Картину они дают схожую, хотя по сути своей различны. При экстравазальной компрессии стентирование не менее эффективно, чем при посттромботической болезни

- Последние 20-25 лет начали развиваться эндоваскулярные методы в хирургии, которые открыли для сосудистых хирургов новые возможности…

- Знакомясь с публикациями в зарубежных медицинских журналах, участвуя в международных конференциях, мы с интересом узнали о новой методике стентирования глубоких вен. Суть ее в том, что в просвет суженной или полностью тромбированной вены вводится специальный катетер, на конце которого находится надувающийся баллон. Он раздувается до нужного размера и диаметра, восстанавливая просвет вены до нормальных размеров, а затем в этот участок ставится стент. Весь ход операции отслеживается на экране рентгеновского аппарата. Мы решили внедрить эту методику в своей клинике. В России таких операций делается очень мало, по пальцам перечесть, так что пришлось самостоятельно осваивать эту не разработанную сферу.

Первую такую операцию мы сделали в 2005 году. С 2007 года начали потихоньку набирать опыт. Сейчас уже можно говорить о том, что совместно с нашими рентгенохирургами, а без них такие операции невозможны, мы этот метод освоили и поставили на поток, получая хорошие результаты.

- Что значит - поставили на поток?

- Это означает, что мы можем лечить всех, кому такая операция показана. Мы не выбираем удобных больных, а руководствуемся диагностикой, ведь главный принцип хирурга - не навреди. К сожалению, некоторым пациентам этот метод не подходит, но большинству мы в силах помочь. Однако пока обращений мало, многие не знают об открывшейся возможности. За три предыдущих года было сделано всего 15 операций, но в этом году сделаем их уже 20.

- Не испытываете ли вы недостатка в необходимых оборудовании и расходных материалах?

- Наш главный врач охотно поддерживает все новации. На этот год с помощью госзакупок мы получаем все, что нужно для успешной работы. Понятно, что и оборудование, и расходные материалы стоят дорого, тем не менее в МКДЦ такие операции проводятся бесплатно. Надеюсь, что такая система сохранится и дальше.

- Что нужно для того, чтобы попасть к вам?

- Во-первых, надо получить направление от лечащего врача поликлиники, во-вторых, пройти соответствующее амбулаторное обследование - УЗИ вен. Сразу хочу извиниться перед пациентами, если после УЗИ окажется, что случай не операбельный. Если операция теоретически возможна, то такого пациента мы госпитализируем и выполняем более точные обследования и операцию у нас в стационаре. Сейчас мы работаем с коллегами из районов, стараемся вооружить необходимыми знаниями, чтобы в районных поликлиниках могли ставить правильный диагноз. Пока это не всегда удается.
45
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии