Расширить круг. "Когда вокруг все плохо, расширь круг - и увидишь, что все хорошо", - рекомендует коллегам-предпринимателям председатель совета директоров группы компаний "Магнолия" Сергей Майоров
19.05.2011 Общество

Расширить круг. "Когда вокруг все плохо, расширь круг - и увидишь, что все хорошо", - рекомендует коллегам-предпринимателям председатель совета директоров группы компаний "Магнолия" Сергей Майоров

В предпринимательских кругах Набережных Челнов у Сергея Майорова репутация человека, обладающего пробивной… гибкостью. В определении нет осуждения, хотя есть, может быть, толика зависти, - сочетание качеств не частое, мягко говоря.

Получив после окончания Уральского политеха специальность строителя, он поработал некоторое время в тресте "Татсельхозводстрой", а на закате перестройки, в неполные 26 лет, основал с друзьями кооператив "Престиж", который занялся тем же, чем и трест, но уже на частнособственнической основе. Вскоре выяснилось, однако, что строить в условиях гарантированного госфинансирования и фондирования - это одно, а на вольных хлебах - совсем другое, где-то надо было искать оборотные средства. Тут как раз - это был 1991 год - как грибы стали появляться товарные биржи, в одних Челнах четыре штуки открылись. Майоров походил по ним, присмотрелся, посоветовался с компаньонами, и - сказано-сделано - купили брокерские места и принялись за крупнооптовые сделки. На удивление - удачно, но биржевая лихорадка сошла так же быстро, как и возникла; надо было искать другой вариант диверсификации бизнеса. Выход маячил перед глазами, он был один почти для всех предпринимателей в СССР конца 80-х - начала 90-х: "Купи - продай" было начертано на нем. Так возникла "Магнолия" - сначала один, а потом целая сеть первых в Челнах частных магазинов.

О тех временах Майоров вспоминает с веселым восхищением, как будто сам на себя со стороны смотрит: "Успех был - ошеломляющий, товары расходились влет, возили самолетами из Германии, Италии, Израиля и еле успевали; представительства открыли - в Москве, Питере, Тель-Авиве, даже в Нью-Йорке, кстати, в знаменитых башнях-близнецах, взорванных 11 сентября…"

Такому размаху могут позавидовать многие, но прошло четыре с небольшим года, и Майоров… свернул розничную торговлю; на первый план вновь вышла строительная тематика. Почему? В одном из интервью Майоров объяснил это предельно откровенно, заявив, что ему "никогда не хотелось заниматься бизнесом в тех сферах, где высока конкуренция, потому что результат в любом случае не будет соответствовать прилагаемым усилиям". Ну да, все по классике: затраты - результат. Упала эффективность, ищи новый продукт, новый рынок сбыта или новую нишу. Майоров выбрал последнее, и "Магнолия" так же быстро, как и на этапе торговой доминанты, заняла в Набережных Челнах по существу монопольное положение на рынке инженерных систем - продаже и монтаже отопительного оборудования, кондиционирования, вентиляции…

Дело шло по накатанной, но в 2002 году Майоров - вдруг для окружающих - оставил должность руководителя фирмы и перешел в ранг наемного работника, возглавив блок продаж и сервиса КАМАЗа.

Тут, по-моему, сошлись два обстоятельства. Во-первых, в 2002 году КАМАЗ, лежавший на боку в любом смысле слова, возглавил Сергей Когогин, работавший до этого министром экономпрома Татарстана и перенесший на завод все свои амбиции и масштабы оценки ситуации; он вывел в ряд приоритетных задачу не только производства, но и агрессивного сбыта продукции и принялся формировать соответствующую команду. Во-вторых, Сергей Майоров, когда ему стукнуло 37, решил еще кое-чему подучиться и аккурат к 2002 году умудрился в прямом смысле слова без отрыва от производства пройти двухлетний курс в Экономической академии AFW в Германии (символично: по специальности "Делегирование полномочий") и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, получил диплом MBA, а "до кучи" - такой же, после курса в швейцарской Swiss Business School и, уже с отрывом от родной "Магнолии", прошел стажировки по евроменеджменту на заводах "Volkswagen", "Prelle" и "Wolf". Как не приметить такого; как не попробовать силы на новой стезе?

Тем не менее это был довольно рискованный шаг, хоть с точки зрения передачи рычагов оперативного управления "Магнолией", хоть с позиций морального климата в коллективе, и нельзя сказать, что детище Майорова, да и сам Сергей Васильевич, перенесли новую ситуацию безболезненно. Что касается КАМАЗа, то Майоров за год выполнил поставленную перед ним генеральным директором задачу - выйти на прямые отношения с "Газпромом", "Лукойлом", другими нефтяными компаниями и закрепиться на новых рынках сбыта: объем продаж вырос почти на четверть. А год спустя Майорова перекупили, можно сказать, и с должности заместителя гендиректора КАМАЗа по продажам - генерального директора Торгово-финансовой компании "КАМАЗ" он перешел на рядовую должность в отделе реализации ОАО "ТАИФ-НК" .

Здесь в биографии успешного менеджера проступает некий шов, рубец даже, можно сказать: отдел реализации и поставленная перед Майоровым задача, по его собственным словам, "достроить завод каталитического крекинга" стыкуются не очень, а в подробности Сергей Васильевич предпочитает не вдаваться. Возможно, он не учел особенности ведения дел в могущественной, очень близкой к тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву корпорации "ТАИФ", нефтехимический дивизион которой и представляет собой "ТАИФ-НК", возможно, переменились планы у нанимателей; как бы то ни было, а через год он вернулся в "Магнолию". На должность председателя Совета директоров.

Чем занимается эта группа компаний сегодня? Проще сказать, чем не занимается, но главных направления два. Точнее - было два, и первейшее, после возвращения в "Магнолию" ее основателя, - это было жилищное строительство. Ничего удивительного: в 2005 году, по выражению Майорова, дома продавались лучше горячих пирожков, уже на стадии нулевого цикла, и Майоров со товарищи рьяно принялись распахивать эту целину уже не только в Челнах, но и в Альметьевске. Под проект застройки многоэтажными домами микрорайона в автограде (в роскошном, к слову, месте - у излучины трех рек) привлекли почти двухмиллиардный рублевый кредит в "Связь-банке"… То есть "Магнолия" вновь оседлала еще только набегавшую волну. В 2008-м она разбилась о мировой кризис, как и почти все волны набиравших силу бизнесов. "Связь-банк" из стратегического инвестора превратился в ответчика по иску "Магнолии" в арбитражном суде; с жилищного рынка пришлось уйти. Так, вследствие кризиса и благодаря ему, возникло второе и главенствующее на сей день в "Магнолии" направление: литейное производство.

Алгоритм решения был все тот же, органичный для предпринимателя Майорова: определить нишу нового спроса. Анализ показал, что это - рынок автокомпонентов. (У эксплуатантов нет возможностей приобретать новые автомобили - будет выше потребность в поддержании на ходу действующего парка.) Закупили оборудование, запустились, клиентура не заставила себя ждать. Попутно обнаружилась возможность поставок алюминиевых литых заготовок для итальянской De'Longhi (вот где аукнулись компетенции в сфере инженерных сетей, тех же обогревателей), а следом - и для английской Kenwood ("их мясорубки - это, вообще-то, уже наполовину наши, можно сказать", - с улыбкой отмечает Майоров).

- Так что, Сергей Васильевич, кризис преодолен, а ваша сила - в плавках? - спрашиваю.

- Наша сила - в голове, - отвечает Майоров подчеркнуто серьезно, - литьем мы будем заниматься и дальше, но для "Магнолии" прорисовывается сегодня новая доминанта деятельности - девелопмент.

- ?! Жилая недвижимость?

- Нет, пока портфель составляют агрокомплекс и два небольших промпредприятия.

- По вашей оценке, это высокорентабельный бизнес?

- Он был таким когда-то, и есть основания утверждать, что дельта здесь вновь будет расти. Как следствие того, что кризис, в основном, в прошлом, а нацеливание президентом Медведевым страны на модернизацию - не только слова. Если конкретнее, то проблема многих отечественных предприятий не в моральном и физическом износе основных фондов, их обновление - это задача номер два, которую мы ставим перед клиентами на санируемых предприятиях. Главная проблема - в качестве менеджмента. Его аудит и отладка - это то, с чего мы начинаем реализацию своих девелоперских проектов, и то, где мы рассчитываем получить максимальный эффект при относительно небольших финансовых и организационно-технических затратах. Повторю: наша сила - в голове, но там же и наша, российского бизнеса, слабость.

- Если не секрет, каков портфель заказов на 2011 год?

- По стоимости проектов - примерно 700 миллионов рублей, это около 80% нашего планового портфеля.

- Вы заметили, что кризис позади, в основном. Однако ваши коллеги по среднему и, особенно, малому бизнесу криком кричат по поводу роста нагрузки на фонд оплаты труда…

- Да, неприятная история, все-таки 34 процента отчислений - это много. Но, как известно, для промпредприятий малого бизнеса нагрузка останется на уровне 26 процентов, есть поручение Владимира Владимировича Путина соответствующим министерствам - рассмотреть варианты снижения нагрузки для других отраслей… Посмотрим, никому ведь не выгодно, чтобы около трети структур малого бизнеса ушла в тень или вообще с рынка.

С другой стороны… Ну сложились вот такие условия жесткие. Что, караул надо кричать? Я некоторым своим коллегам говорю: мужики, ну что толку, если мы соберемся и в сотый раз заявим, что "во всем виноват Чубайс"? Выкиньте это из головы, давайте продумаем, как вырулить!

- И как же, по-вашему?

- Искать надо, как бы банально это ни звучало. Ниши, продукты востребованные, партнеров, новых заказчиков. Мы когда начинали бизнес с DeLonghi, итальянцы по два раза в неделю приезжали, чтобы проводить аудит производства, бесплатно, заметьте! Ищите таких заказчиков, они вас поднимут во всех отношениях!

- А государство?

- А что государство? Оно в одночасье не изменится. Государство, перефразирую известное выражение, - это мы. Хотя кое-какие возможности оно предоставляет, надо уметь их использовать. "Магнолия", например, дважды выигрывала конкурсы Комитета по развитию малого и среднего бизнеса РТ, в 2009-м и в 2010-м годах. Для нас это хорошее подспорье. В то же время, насколько я знаю, большинство соискателей не смогли элементарно грамотно составить конкурсную документацию. Это что - проблема государства? Нет, наша, предпринимателей.

…Я не стал спрашивать Майорова, на что хватило бы грантов, если бы заявки научились грамотно составлять все; в конце концов, он прав в главном, и правота эта подтверждается всей довольно долгой уже историей его группы компаний.

Кстати, насчет того, что государство - это мы. Помимо прочих достоинств, у Сергея Майорова четверо детей, а несколько лет назад он издал книгу, которая называется "Слово о роде Майоровых". Укорененный человек.
27
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии