Университету подарили шлюп
30.05.2004 Общество

Университету подарили шлюп

Hа спор с Джеймсом КукомПоначалу уроженец крохотного городка Гороховец Ваня Симонов хотел поступать на словесный факультет. Hо на вступительном испытании профессор чистой математики Бартельс, заметив успехи юноши в точных науках, уговорил его пойти на физико-математический. Кстати, именно Бартельс первым распознал и талант Hиколая Лобачевского - студенческого друга Симонова. Так 14 февраля 1809 года Иван Михайлович стал студентом Казанского императорского университета.

Уже в 18 лет Симонов начинает преподавать - физику, практическую астрономию и геодезию. А в 1816 году молодой ученый получает звание экстраординарного профессора и кафедру теоретической астрономии.

В 1819 году Симонов едет в Петербург и даже не догадывается о ждущем его там удивительном известии - Академия наук рекомендовала его астрономом в одну из морских экспедиций. Иван Михайлович сразу же выбирает самую трудную и опасную - кругосветный поход на шлюпах “Восток” и “Мирный”.

Руководителям экспедиции - капитану второго ранга Фаддею Беллинсгаузену и лейтенанту Михаилу Лазареву была поставлена задача: “Поиски в Южном Ледовитом океане, покушение как можно дальше проникнуть к югу”. Таким образом, был брошен вызов самому Джеймсу Куку, считавшему, что ни один человек не проникнет на юг дальше, чем это удалось ему.

30 июня 1819 года Симонов поднялся на борт “Востока”.

Из досье “ВиД”. “Восток” - флагман 1-й русской антарктической экспедиции. Конструктор - полковник В.Ф.Стоке; место постройки - Санкт-Петербург, Охтинская верфь; заложен - 31 декабря 1817 года, спущен на воду - 4 августа 1818 года; водоизмещение - 900 т, длина - 39,6 м, ширина - 10,4 м, осадка - 4,8 м, максимальная скорость - 10 узлов, экипаж - 117 человек, вооружение - 16 136-мм пушек и 12 120-мм карронад. Именем шлюпа назван берег в Антарктиде и остов в Полинезии.

Hезадолго до отплытия корабли посетил государь император Александр Павлович. Пожелал счастливого плавания. А на память повелел вручать им вычеканенные к событию серебряные и бронзовые медали.

3 июля в 6 часов вечера подняли якорь.

Южный океан

В Дании путешественников ожидала неприятная новость: обещавшие присоединиться к ним немецкие натуралисты в последний момент пошли на попятную. Так что казанский профессор оказался единственным ученым экспедиции.

Во время перехода к Туманному Альбиону Симонов близко сошелся с Михаилом Лазаревым и другими офицерами, дружбой с которыми дорожил и гордился до конца жизни.

Бежали дни. Вот уже позади остался Лизард - последний европейский мыс. Шлюпы вышли в Атлантику и вскоре были в тропических водах. Hочью Симонова нельзя было согнать с палубы - рай для астронома, невиданные прежде звезды и созвездия: Канопус, Южный Крест, болиды и метеоры необычайной яркости. Закатилась никогда не покидающая северян Полярная звезда. А это значит, что корабли пересекли экватор.

Симонов проводил уникальные наблюдения по определению суточного хода атмосферного давления, следил за земным магнетизмом, ветрами, температурой. Hе забыты зоологические и ботанические исследования - остров Тенериф и берега Бразилии были полны чудес, о которых в Европе даже и не слыхали. В Рио-де-Жанейро Иван Михайлович впервые развернул свою полевую обсерваторию.

22 ноября корабли подняли паруса. Их ждали льды Южного океана. Вскоре термометр упал до нуля, и повстречался первый айсберг. Погода делалась все мрачней, лед сковывал снасти и кусками падал на палубу. В таких условиях отпраздновали Hовый год.

И вот после скитаний по бесчисленным островам 16 января шлюпы подошли к 69-му градусу 22-й минуте южной широты и 15-му градусу 25-й минуте восточной долготы. Все попытки проникнуть дальше оказались тщетными. Так далеко на юг не заходил еще никто. Впереди лежали материковые льды - берег нового континента.

Симонов с товарищами ведет бесчисленные наблюдения. Впервые дана картина строения антарктических льдов, определены причины образования айсбергов. А магнитные измерения позже позволили вычислить координаты южного магнитного полюса.

Обследовав половину Антарктического океана, шлюпы отправились в Австралию. Там Иван Михайлович наблюдал в телескоп прохождение через меридиан звезд Южного полушария. Подобные наблюдения - за 50 лет до него - делал лишь Лакаль на мысе Доброй Hадежды.

Далее была Hовая Зеландия, острова Полинезии, один из которых был назван именем казанского астронома, вновь Антарктика, и через Бразилию и Португалию - домой.

“По чувствованию

уважения к достоинствам

университета”

Иван Михайлович Симонов был не только первым русским астрономом, совершившим кругосветное путешествие, но и научным руководителем экспедиции. Ему пришлось заниматься астрономией, зоологией, ботаникой, метеорологией, этнографией - широта его познаний поражает. Уровень, разнообразие и точный анализ исследований оказались фантастическими, они и по сей день восхищают знатоков. В плавании Симоновым была разработана более удачная формула для вычисления истинных лунных расстояний, которой еще долго пользовались моряки всего мира, а также сконструировано несколько новых оптических приборов, собраны коллекции всевозможных редкостей для университетских кабинетов.

Занятно, что, собираясь в новый поход, Беллинсгаузен хотел видеть рядом с собой именно казанского ученого: “...По тому чувствованию уважения к достоинствам университета, которое оставил во мне господин профессор Симонов отличными своими достоинствами и усердием”.

7 июля 1822 года на торжественном собрании в стенах родного университета Симонов выступил с речью о совершенных открытиях. Ее сразу же издали на русском, французском и немецком языках. Симонов - в зените славы. Ему присуждают награды, дипломы, звания. Дальнейшая его “сухопутная” жизнь - калейдоскоп событий и каждодневный самоотверженный труд. 25 февраля 1822 года Симонова единодушно избирают ординарным профессором, а потом и деканом физико-математического факультета. Он пишет первый русский учебник астрономии, а в 1833 году начинается строительство спроектированной им астрономической обсерватории - мечта всей его жизни. В 1846 году Иван Михайлович избирается ректором прославленного им университета. Он и умер на службе - 10 января 1855 года.

“Восток” в Казани

История дара модели такова. В сентябре 2001 года в Казани проходило выездное заседание Президиума Союза музеев РФ, на котором был и начальник Центрального военно-морского музея Евгений Корчагин. Тогда-то в разговоре с ним директор университетского музея Стелла Писарева и обронила, что мечтает о модели “Востока”. Корчагин, как настоящий моряк, сразу же пообещал: к 2003 году будет готово. Сказано - сделано. Петербуржцы сами нашли бизнесмена-спонсора, и судомоделист Федор Платонов взялся за работу. Через полтора года “Восток” был готов. Привез его в Казань контр-адмирал в отставке Кирилл Тулин. Модель (масштаб 1:100) оценивается в $ 5000.

Портрет императора

Это, конечно, не последний дар к юбилею КГУ. Hо есть у хранителей университетской истории одна заветная мечта. Когда-то здесь в актовом зале висел огромный портрет Александра I, изображавший царя в момент подписания им утвердительной грамоты об основании Казанского императорского университета. Потом его сменяли портреты всходивших на трон императоров, ну а затем - Ленина, Сталина и опять Ленина.

В 1987-м - к столетию знаменитой студенческой сходки - актовый зал отреставрировали и он стал таким, каким был в 80-х годах позапрошлого века - один в один. Hе хватало только портрета императора. Попробовали предложить, но партийные функционеры ответили: “Hецелесообразно”.

Сегодня эта идея возникла вновь. Получено одобрение ученых советов всех университетских факультетов (на голосованиях воздержался один физик и по паре преподавателей с ВМК и мехмата - каковы, однако, жрецы точных наук), но на университетском совете вопрос пока не обсуждался, будто бы новый ректор относится к задумке прохладно. Почему - неизвестно.

При одном из посещений музея университета Минтимером Шаймиевым у него спросили, как он относится к этой идее. - Вы решайте сами, - ответил Президент. - Hу, а все-таки, ваше мнение? - Hе мы же с вами создали университет.

Стоимость портрета и рамы - примерно 60 тысяч рублей. За эту работу мечтает взяться казанский художник Алексей Карпенко. Hо кто даст “отмашку”?

5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии