Кое-что о нравах казанских страховщиков начала прошлого века
10.10.2010 Общество

Кое-что о нравах казанских страховщиков начала прошлого века

Необычайная жара стала причиной многих пожаров, в которых жилья и имущества лишились сотни семей. Власти высказывают намерения оказать пострадавшим помощь. Будет ли она эффективной? И почему ничего не говорится о роли страхования в возмещении понесенных убытков. Скорее всего, многое из того, что сгорело, не было застраховано. Это результат как недоверия населения к страхованию, основанного на опыте советского периода, так и следствие малой страховой грамотности. В связи с этим любопытно взглянуть на некоторые эпизоды из истории страхового дела в Казани. Воистину поразительно! Вот бы поучиться нынешним страховщикам.

Скорая помощь

29 апреля 1914 года в Казани сгорело около сотни домов, расположенных на Малой Мещанской, Поперечно-Екатерининской и на Евангелистов. Владельцы 46 домов и движимого имущества, застраховавшие их от огня в Казанском обществе взаимного страхования, уже через двадцать дней получили вознаграждения за понесенные убытки. Наибольшие суммы вознаграждения в размере 23 тысяч 983 рублей получил домовладелец Г. Мусин. Немалые по тем временам суммы получили владельцы домов Х.Мостюков - 8951 рубль, З.Мухаметзянов - 6970 рублей и Х.Тагиров - 6940 рублей. Общий размер страховых выплат составил 143 тысячи 396 рублей 20 копеек. При этом ни один из застраховавшихся не высказал ни одного недовольства по поводу суммы полученного вознаграждения. В других страховых организациях страхователи ждали выплат месяцами, нередко обращаясь в суд. Столь скорая, даже по меркам того времени, выплата общей суммы убытков стала результатом успешной деятельности небольшого штата сотрудников страхового общества и помощи, оказанной ему Российским союзом общества взаимного страхования от огня, который сразу же направил казанским коллегам деньги на покрытие 99% убытков от пожара. К чести казанских страховщиков, они к концу года погасили свою задолженность перед Союзом.

Ни копейки за границу

Казанское общество взаимного страхования от огня было организовано в 1884 году. Как было сказано в уставе, оно "имеет целью обеспечить членам общества вознаграждение за убытки, которые последуют в принадлежащих им недвижимых и движимых имуществах от огня, осветительного газа, молнии и мер тушения пожаров". Делами общества управляло Общее собрание членов, при этом те из них, кто застраховал свое имущество на сумму от 1 тысячи до 20 тысяч рублей, имели право одного голоса, а застраховавший на сумму, превышающую 20 тысяч рублей, - два голоса. Правом голоса также пользовались 3 из 5 членов Наблюдательного совета, назначаемых городским головой. Они получали денежное вознаграждение по смете, утверждаемой Общим собранием.

Непосредственное управление делами возлагалось на Правление из трех человек. В те годы членами Правления были Семен Матвеевич Вишневский, Михаил Николаевич Аристов и Габдулла Каримович Апанаев, входившие также в состав противопожарного комитета при городской управе. Денежные средства страхового общества предназначались на расходы по делопроизводству, на вознаграждение пожарных убытков, на пополнение запасного капитала и, что удивительно по нынешним меркам, на противопожарные меры в районе действия страховщика (!). Общество подлежало обязательному закрытию, если общая сумма застрахованного недвижимого и движимого имущества составляла менее 1 миллиона рублей. Ликвидация большого убытка полновесным рублем, без всякого недовольства со стороны страхователей, для казанского обывателя стало лучшей рекламой надежности Общества, несмотря на различного рода инсинуации со стороны конкурентов, столь характерные для страховщиков. Особой гордостью членов Общества было то, что оно не перестраховывало свои риски за границей, и поэтому ни одна копейка российских денег не ушла за границу. В то время как другие акционерные страховые общества перестраховали свои риски в Германии и Австрии и тем самым косвенно поддерживали будущих врагов России. Отметим, что в те годы из Росси за рубеж ушло около 60 миллионов рублей.

Личные качества руководителей

Ни большой пожар, ни великие потрясения военного времени не внесли расстройства в деятельность общества, не пошатнули его материального благополучия. В том же 1914 году им было произведено новых страхований на 2 миллиона 440 тысяч 90 рублей. Открылись его отделения в Чебоксарах и Козмодемьянске. Глубоко общественная по характеру, благородная по задачам и целесообразная по практическому применению деятельность общества создала ему популярность. Оно не преследовало никаких коммерческих целей и при малейшей возможности шло навстречу страхователям, применяя различного рода скидки, вплоть до выдачи золотых (бесплатных) полисов. Немалым был вклад общества в благоустройство города (мощение улиц, проведение водопровода). Так, на устройство электрической сигнализации городу был выделено 3 тысячи рублей. Общество также финансировало выпуск "Вестника взаимного страхования". На материальном обеспечении общества постоянно находилось два койко-места в городском госпитале, где проходили лечение раненые воины.

Личные качества руководителей общества с опорой на коллективное мнение членов общества позволяли справедливо разрешать конфликтные ситуации. Принципиальная позиция общего собрания общества в вопросах, касающихся расходов, проявлялась даже в мелочах. Пример здесь показывали сами члены правления. На руках у них не было наличных денег общества, за исключением тех случаев, которые были предусмотрены уставом. Из троих членов правления мне известна лишь послереволюционная судьба Габдуллы Каримовича Апанаева. Купец, известный общественный деятель и благотворитель, в 1918 году он был расстрелян большевиками.
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии