Время и Деньги
27.06.2010 Общество

Энтузиаст звездоплавания

Мало кто знает, что в Казани закончил жизненный путь один из основоположников российской космонавтики, первый в стране профессор воздушных сообщений Николай Алексеевич Рынин.

Николай Алексеевич (родился в 1877 году) был одним из организаторов Всероссийского аэроклуба, в котором 8 июля 1911 года окончил военно-воздухоплавательную школу (диплом № 24). Годом ранее он получил диплом № 3 пилота-аэронавта, а еще у него был диплом № 1 на право управления дирижаблем. Кстати, Рынин был рекордсменом России - поднялся на аэростате на высоту 6400 метров. Имея такие "корочки", Николай Рынин получил в Международной воздухоплавательной федерации свидетельство летчика-универсала, которое давало ему право летать на всем, что могло летать в то время.

В 1918 году Николай Алексеевич участвовал в организации Петроградской школы летчиков-наблюдателей. В 1920-м был избран деканом факультета воздушных сообщений Института инженеров путей сообщения. В 1922 году его включили в состав Совета по гражданской авиации при Главвоздухофлоте. В 1930-1940 годах он преподавал в Институте Гражданского воздушного флота, а в 1931-м стал одним из организаторов Ленинградской группы изучения реактивного движения. С 1937-го - профессор кафедры эксплуатации дирижаблей в Московском дирижаблестроительном учебном комбинате, с марта 1941 года - заведующий кафедрой (основная дисциплина - созданный Рыниным курс начертательной геометрии) ленинградской Военно-воздушной академии РККА. Кстати, Николай Алексеевич был единственным в мире профессором, имевшим дипломы летчика, воздухоплавателя и пилота дирижабля.

Доктор технических наук, профессор, бригинженер (генерал-майор) Николай Алексеевич Рынин был знатоком аэродинамики, начертательной геометрии, строительной механики, светотехники, теории авиации, ракет. Его девизом было "Все успеть!". Он издал 250 научных трудов по теории авиации, реактивной технике, звездоплаванию и завоеванию стратосферы. А девятитомные "Межпланетные сообщения" стали первым энциклопедическим трудом по истории и теории реактивного движения и космических полетов. Тираж "Межпланетных сообщений" был невелик - издатели считали тему легкомысленной (седьмой том Рынин выпустил за свой счет). Энциклопедию оценили по достоинству только годы спустя.

Кроме того, Николай Алексеевич упражнялся и в художественной литературе, хотя в этой области его творчество ограничено научно-фантастической повестью "В воздушном океане" (1924) и оставшейся неизданной фантазией "Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем" (1929). Кстати, второй и третий тома "Межпланетных сообщений" почти полностью посвящены обзору НФ-литературы. По сути, это один из первых примеров отечественного фантастоведения (хотя такую литературу Рынин рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники). А некоторые отечественные уфологи считают Рынина родоначальником изучения НЛО в нашей стране.

Прах ученого покоится в казанской земле. Перенесшего блокадную ленинградскую зиму, весной 1942 года его эвакуировали в Йошкар-Олу, а оттуда в тяжелом состоянии здоровья отправили в Казанский военный госпиталь. Но спасти Николая Алексеевича не удалось. 8 июля 1942 года его похоронили на Арском кладбище. Сегодня могила ученого находится в неприглядном состоянии, и было бы здорово привести ее в порядок.
11
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии