Время и Деньги
09.01.2012 ТВ и кино

А что все-таки позволено Юпитеру?

Однажды один знакомый художник-авангардист из компании Рабина и Шемякина сказал мне: “Наши главные промоутеры - коммунисты. Не было бы их желания нас закрывать, не обратил бы на нас внимание Запад”. Запретный плод, как известно, сладок.

Такая же история произошла с фильмом Татьяны Архипцовой “Мой муж - гений”, поставленным по книге воспоминаний Коры Ландау и посвященным ее семейной жизни с великим физиком. Не будь кампании против фильма, которую развернули ныне живущие коллеги Льва Ландау, не будь провоцирующих анонсов на Первом канале, большинство зрителей вряд ли бы стало смотреть этот фильм, а уж тем более дожидаться поздним вечером “Закрытого показа”. Но пиар, пусть и невольный отчасти, был сделан.

На обсуждение в студию к Александру Гордону пришли и “физики”, и “лирики”. А также сын Коры и Льва Ландау Игорь. Вот уж на чьем месте я бы не хотела оказаться, и как только Игорь Львович выдержал те потоки грязи, которые выливались на его родителей во время обсуждения ленты!

“Фильм этот не об отце, о каком-то другом человеке”, - только и смог сказать Ландау-младший.

“В книге Коры много лжи!” - заявил академик Борис Иоффе, который категорически не советовал зрителям смотреть фильм. Дмитрий Дибров сказал решительное “да” просмотру.

Мнение группы сторонников фильма прозвучало так: “Для Дау главным делом в жизни была наука, но гений не должен держать себя в узде, он может позволить себе маленькие шалости, зачем же его ревновать?”

Возможно, мое мнение прозвучит очень уж бытово, но я бы не пожелала ни одной семье таких маленьких шалостей, что позволял себе Лев Давыдович.

Для меня неясно другое: почему Кора все это терпела так покорно, почему не разорвала отношения? Наверное, то, что она в результате написала столь откровенную книгу, и была ее небольшая компенсация за годы мазохизма. Такой сеанс психоанализа обманутой жены, воплощенный в литературном труде. Хотя выбор у нее был: принять или уйти. Она сознательно выбрала первое. Но при этом к ней в течение ее замужества за Львом Ландау можно было часто применять противно шелестящее слово “брошена”, замораживающее душу слово, хотя Анна Ахматова и считала его “придуманным”.

Что касается самого фильма “Мой муж - гений”, то нам предложили довольно-таки крепко сделанную мелодраму с хорошей работой Даниила Спиваковского в главной роли. Есть в ленте и роковые страсти, есть роковые соперницы, интригующие против главной героини, есть сентиментальный финал - есть все, что требуется по законам жанра. Даже порок отчасти наказан - Ландау попадает в аварию, после которой он так и не оправился. И кто с ним, больным, занимается? Конечно, самоотверженная Кора.

Сказать, что фильм любопытен с точки зрения его художественности, - значит погрешить против истины. Он довольно-таки банален и не лучше и не хуже мелодрам, заполонивших в последние годы телеэкран. Но вот представьте, если бы вместо Ландау герой назывался Иваном Ивановичем или Иваном Петровичем - стали бы вы смотреть и обсуждать фильм? Вряд ли.

А спор о том, что позволено Юпитеру, а что быку, - неоднозначен, каждый отвечает на него в соответствии с собственными моральными принципами. Гений муж или нет, дело не в этом. Его гениальность имеет отношение к работе, а дома он муж, и супружескую верность еще никто не отменял. Даже если муж - Нобелевский лауреат.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии