Реаниматологи РКБ дарят “второе рождение”
16.10.2008 Общество

Реаниматологи РКБ дарят “второе рождение”

- К пациенту надо относиться с нежностью, как к близкому другу или к родственнику, тогда больше шансов его “вытащить” при самых неблагоприятных прогнозах, - рассказывает Сергей Алексеевич Михеев, заведующий отделением реанимации РКБ. - Реаниматологам без этого нельзя, ведь к нам в отделение попадают самые тяжелые больные, каждый день мы боремся за человеческие жизни.

И действительно, реаниматологам РКБ удается творить чудеса. Несколько человек стали жертвами пожара на битумном заводе в Бугульме. Специалисты Поволжского ожогового центра из Нижнего Новгорода забрали тех, у кого площадь ожога кожи составляла 60-70 процентов. От тех, у кого обгорело 75-80 процентов кожи, они отказались: “Все равно не спасти...” А наши реаниматологи взялись их выхаживать. Каких это стоило трудов, знают только они сами, но эти безнадежные, казалось бы, пациенты ушли, что называется, “на своих ногах”.

До сих пор здесь вспоминают и казанского инженера, который после ДТП пролежал 12 часов в коме, из которой его благополучно вытащили. Сейчас он здоров, работает с прежними нагрузками.

Реаниматологам РКБ часто приходится выезжать в районы, транспортировать пострадавших в Казань, ведь во многих районных больницах нет необходимых условий. Для этих случаев в распоряжении медиков четыре реанимобиля, оснащенных современной медицинской аппаратурой, позволяющей поддерживать жизнь больного во время перевозки и оказывать ему необходимую помощь. В экстренных случаях подключается санитарная авиация, каждому из реаниматологов приходится несколько раз в месяц вылетать в районы.

Можно восхищаться высокой квалификацией врачей, но не только в ней дело, а еще и в той дозе тепла и надежды, которую они дарят больным. Летальный исход в отделении наступает в 12-15 процентах случаев - это меньше, чем в среднем по России (15-22 процента).

Вот и сейчас всем отделением “тянут” юношу из Камского Устья. Алексей в свои восемнадцать смотрится пятнадцатилетним подростком. И немудрено: он перенес уже пятнадцать полостных операций - одна другой тяжелее. Алексей держится молодцом, и медики уверены в благополучном исходе.

- У нас работа штучная и напряженная, она неизбежно становится образом жизни, - говорит Сергей Алексеевич. - С раннего утра до позднего вечера на рабочем месте, 8-10 дежурств в месяц, вылеты в районы, а особо трудные пациенты - это еще и бессонные ночи. Словом, никакой личной жизни. Но, пожалуй, самое сложное в профессии реаниматолога - психологические нагрузки. Мы ведь постоянные участники схватки между жизнью и смертью, сражаемся что есть сил на стороне жизни, но побеждать не всегда получается. И вот к тому, что некоторые пациенты уходят, привыкнуть невозможно, сколько лет ни работай.

А работают в отделении, в основном, люди со стажем. Сам Сергей Алексеевич пришел в РКБ 31 год назад, после ординатуры. До этого успел поработать детским хирургом, служил в армии военврачом. Александр Федорович Образцов в отделении уже 28 лет. А вот молодежь выбирает эту профессию неохотно - слишком тяжелый труд. Поэтому отделение сейчас укомплектовано врачами лишь на треть - соответственно, увеличивается и нагрузка на каждого медика.

- А у вас, Сергей Алексеевич, нет искушения - найти место спокойнее?

- Должен же кто-нибудь и тяжелую работу выполнять. Да и опыт, наработанный за эти годы, должен послужить людям. У нас ведь своя специфика: здесь самые тяжелые больные из терапии, хирургии, нейрохирургии, ожоговые. Мало того, что самим надо быть “на все руки”, так еще и уметь действовать в контакте с нейрохирургами, хирургами, терапевтами, медиками других специальностей.

Отделение рассчитано на 25 коек, за год здесь лечатся до 2000 пациентов. После реконструкции, которая длилась три года, в отделении (оно состоит из двух схожих блоков) созданы все условия для врачей и пациентов. Тишина, все вокруг сверкает чистотой, палаты на двух пациентов оборудованы современным оборудованием, поставленным зарубежными производителями, специальными кроватями, которые могут принимать различные положения, при необходимости превращаясь в кресло. Между двумя палатами застекленная кабина - пост медсестры. Отсюда она наблюдает за состоянием пациентов, при помощи пульта связывается с врачами. При каждой палате санузел, санитаркам больше нет необходимости тащить судно через весь коридор в общий туалет. В каждом блоке - кондиционеры, климат-контроль. В операционных (они есть в каждом из двух блоков) и в палатах - дыхательная аппаратура четвертого поколения, с помощью которой можно осуществлять искусственную вентиляцию легких в течение двух-трех месяцев, не опасаясь пневмонии. При прежней аппаратуре она возникала уже через пять-шесть дней, соответственно, приходилось “сажать” больного на антибиотики пятого поколения. Это удовольствие не из дешевых: флакончик стоит 50 долларов, в день набегает 200 долларов. А колоть антибиотики нужно в течение 20 дней. Новый аппарат стоит 80 тысяч рублей и окупается в полгода.

Есть в отделении и три аппарата искусственной почки. Они используются при токсической почечной недостаточности, геморрагической лихорадке. В отделении проводят гемофильтрацию, гемодиализ в комплексе, очищение крови в течение трех суток. Современным оборудованием оснащены лаборатории, помещение для стерилизации инструментов, есть банк крови.

Врачи могут с комфортом отдохнуть в ординаторской, рядом с ней комната для приема пищи, душевая. Меньше стало возни с бумагами - вести документацию помогает компьютер.

Успехи медицины сегодня гарантирует именно такое сочетание: современного оборудования, комфортных условий для пациентов и самоотверженности и душевной стойкости врачей.
65
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии