Давайте продолжим игру
29.09.2011 ТВ и кино

Давайте продолжим игру

В Казани стартовал грандиозный британский анимационный фестиваль “LIAF” (“London International Animation Festival”). За прошедшие 10 дней уже были показаны три оригинальные программы анимации в кинотеатре “Мир” и семь лучших мультфильмов фестиваля - на презентации в арт-клубе “Маяковский”.

Мультфильмы, как известно, у нас в стране любят практически все. Конечно, в основном с оговоркой “только наши, советские”. Иногда можно крикнуть: “Сва-бо-ду па-пу-га-ям!” или вот “А о нас кто подумает? Адмирал Иван Федорович Крузенштерн?!”. Иногда хочется спеть про опилки в голове или выдать что-нибудь вроде “Попрошу внимания! Сделайте, пожалуйста, умные лица!”.

Несмотря на всю прелесть и очарование голубоглазых американских слонов и зеленокожих американских шреков, говорить их словами отчего-то не хочется. Вся зарубежная анимация непосвященному зрителю, в общем-то, и кажется одной сплошной радужной массой “Ледниковых периодов”, “Шреков” и иже с ними. О том, что существует нечто, от всего этого разительно отличающееся, знают немногие зрители, не живущие ни в одной из двух наших столиц.

Но не все так плохо. Мультфильмы снимают, мультфильмы делают с помощью компьютерных технологий, мультфильмы даже по-прежнему рисуют. Кинотеатр “Мир” совместно с Центром российской кинематографии решил рассказать об этом казанскому зрителю, а, как говорится, лучше один раз дать увидеть - 7 программ креативной анимации, 22 страны-участника, 71 short-фильм.

Здесь можно узнать даже о том, что существует такой жанр, как документальная (!) анимация. Программу из соответствующих мультфильмов кинотеатр “Мир” представил на открытии. Чуть позже - цифровая и, наконец, буквально вчера - современная английская анимация.

Здесь нет потрясающе живописных мультфильмов Петрова или безумно веселых пластилиновых мультфильмов Татарского. Здесь все предельно обобщено или излишне детализировано. Здесь больше экспериментирования, авторского мышления и отчетливо прорисовывающейся тяги к самовыражению, свойственной скорее киношному арт-хаусу.

Но каждый третий мультфильм захватывает. Заставляет, как в детстве, вжать голову в плечи и смотреть широко распахнутыми глазами на светящийся экран.

Все эти рисованные линии, акварельные разводы и компьютерная анимация рождают в голове совершенно невероятные мультфильмы - производства собственного сознания. Сплав редких замечательных творений и откровенного мусора, непонятого и даже до конца неосознанного.

Ты можешь думать об эмигрантах в Лондоне, рассказавших свои истории, или о детях, живущих за чертой бедности, о шепотах Эппинг Фореста или о том, что аниматор больше любого другого режиссера понимает: каждый кадр не так важен, как то, что спрятано между кадрами. Ты можешь просто выйти из зала и, снова как в детстве, спокойно продолжить свою игру.

В любом случае - где-то в голове, а может, чуть пониже ключиц еще некоторое время будет жить какое-то радостное ощущение праздника. Мир вокруг иногда будет оборачиваться карандашными зарисовками или разноцветными этюдами. Иногда, сидя перед компьютером, захочешь отбить на клавиатуре ритм “хлопающих картинок”, на которые смотрел не так давно в течение пяти минут, а притоптываешь в такт до сих пор.

Быть может, просто обзовешь эти мультфильмы странными и непонятно кому нужными. Все-таки по большей части LIAF - фестиваль современного искусства. А современное искусство у нас, как правило, что? Правильно. Значит, можешь и выпендрежем все это обозвать.

Но как ни обзывай, мультфильмы остаются. Остаются и очень хорошие, и даже местами шедевральные, которые только и ждут того, чтобы их посмотрели. Чтобы они рассказали, что есть жизнь на планете анимации и после советских мультфильмов. А потому - берите малиновое варенье или вот горшочек с медом вместо поп-корна и скорее идите в кино.
9
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии