Педагоги знают, как спасти детей от улицы
09.07.2008 Общество

Педагоги знают, как спасти детей от улицы

В последнее время много говорят о катастрофическом падении уровня школьного образования. Наконец-то. И, вроде бы, даже что-то делается для выправления ситуации. А вот что стало с тем гигантским пластом работы, который назывался внешкольным детским творчеством и которым до не столь давнего времени были охвачены едва ли не все подростки страны? Об этом слышно мало. Но отношение к нему показывает, что у государства нет не только человеческой, но и как будто даже элементарной прагматической заинтересованности в воспитании будущих поколений. А, говоря проще, дети, несмотря на всякие громкие заявления, по сути, отданы на откуп улице.

Сегодня Центр детско-юношеского технического творчества Ново-Савиновского района отметит свой первый, пятилетний, юбилей. И, собственно, с директором центра Юрием Сергеевым мы поначалу и хотели поговорить о том, что сделано за это время, интересует ли нынешнюю молодежь техника, о проблемах, с которыми сталкиваются моделисты и их руководители.

Но, впрочем, как и следовало ожидать, разговор с человеком, непосредственно работающим "в поле", вышел за рамки только технического творчества. И картина вырисовывается вполне безрадостная.

Сам Юрий Степанович с 1961 года занимается авиамоделизмом, с 1967-го - руководитель кружка в казанском Дворце пионеров. В 1975 году вместе с ныне заслуженным тренером РТ, мастером спорта, трехкратным рекордсменом мира Вячеславом Титловым организовал клуб юных техников Бауманского района, где было воспитано немало чемпионов СССР и трое мировых рекордсменов. С развалом системы кружкового творчества оба остались без работы, но - с надеждой на возрождение своего дела. Хождение по администрациям различных районов Казани не дало результата, пока в Парке Победы не устроили показательные выступления - для этого попросили помочь моделистов со всей Казани. И ново-савиновские чиновники дрогнули: "Здорово! А у нас в районе такое возможно?" Так и родился Центр.

- Одному родителю сегодня сказал: "Большое вам спасибо за воспитание вашего сына!" - рассказывает Юрий Степанович. - Сколько здесь работаю, но впервые воспитанного мальчишку встретил, который и поздоровается, и шапку снимет, и не шумит, и улыбается. То есть элементарные вещи родители ему сумели привить, а сейчас ведь редко кто занимается воспитанием детей. Когда ребята приходят сюда в первый раз, я начинаю с объяснения элементарщины: что надо здороваться, входя, кепку снимать. А авиация, это потом... И, знаете, действует! Через полгода они уже сами новичкам объясняют: "Ты кепку снимай, здесь так нельзя! А здороваться кто будет?"

Я на этом останавливаюсь потому, что помню, как нас воспитывали. Я ведь застал учителей с дореволюционным стажем. И в школе, и в кружке давали нам классическое образование, как и должно быть, а не экспериментальное, как сейчас. Вспоминаю, например, Валентина Михайловича Корсукова - одного из первых моделистов страны и республики. Необычайно вежливый, аккуратный, улыбчивый и добрый человек был. А главное - умел создать особую творческую атмосферу.

- Юрий Степанович, сколько сейчас в Казани центров наподобие вашего?

- Только в Вахитовском районе и городской центр. Есть сильный клуб в Азино, в Авиастроительном районе - остатки кружка мастера спорта Владимира Иванова. Классный специалист, воспитал чемпиона Европы и вице-чемпиона мира. Но гоняли его, гоняли постоянно... В итоге он уехал в Москву, сейчас работает в фирме Лавочкина - в серьезных авиакосмических организациях такие люди на вес золота... А ведь в свое время клубов юных техников в Казани работало штук пятнадцать. И какой был уровень! Сколько знаменитостей воспитали!

Впрочем, не в именитости дело. Помните лозунг советских времен: "От модели - к планеру, с планера - на самолет"?.. Был у нас один мальчишка - Ильфат Зиганшин, "трудным" считался. Уже на учет в милицию хотели ставить, а мы - доказываем, что он нормальный парень, просто энергии в нем много, надо ему поверить. Кое-как уговорили. И что же? Окончил военное училище, майор. Не так давно окончил школу летчиков-испытателей. Игорь Кирпичников - полковник, летал в Афгане, Слава Маркелов стал морским летчиком... Мы с Титловым не гонимся за спортивными результатами, но стараемся пацана направить в хорошее русло, заразить авиацией. И многие из наших воспитанников идут в летчики, поступают в КГТУ имени Туполева. Кстати, в последнее время там стали учитывать нашу подготовку. А если у мальчишки есть какие-то солидные достижения, вступительные экзамены упрощаются. Опытный специалист сразу определит, что это без пяти минут инженер: не просто делает модели, но и кое-какие законы аэродинамики знает. Откуда? Поскольку мы таких знаний дать не можем, то подталкиваем к тому, чтобы парень сам занимался. И вот он по книжкам начинает рыскать, общаться со старшими сверстниками: мы же ребят, которые поступают в КГТУ, не выгоняем - пускай работают. Такая методика дает отличные результаты при минимуме затрат... Да, выделили нам здесь пять комнат, но совершенно не продумали финансирование текущих расходов - не хватает катастрофически. Ну, казалось бы, что стоит дать нам денег на реечки, краску, клей, станки простейшие?! Это мизер по сравнению с тем, что республика вкладывает в футбол, баскетбол, хоккей. Мы же растим людей, которые будут делать будущее страны! Это наша потенциальная техническая элита.

- Раньше над подобными центрами и клубами шефствовали различные предприятия, что означало определенную материальную помощь. Понятно, что сегодня такого нет. Но хоть какие-то спонсоры имеются?

- Есть, но непостоянные. Одно время здорово помогал "Эдельвейс", сейчас хорошо поддерживает республиканский Совет по изобретательству. Начал помогать "Татсельжилкомхоз", на который мы вышли случайно: выступили на каком-то их празднике с самолетами, ракетами, им понравилось... Но я хочу сказать, что помощь не должна быть случайной. Нужна прописанная в законе государственная программа. Например, банк обязан взять в подшефные детскую организацию. Мне говорят: "Это советский подход". Я отвечаю: "Мне все равно, какой это подход, ты посмотри в глаза этого ребенка!"

- Насколько я знаю, есть федеральная программа поощрения одаренных детей - так называемые путинские гранты...

- Все эти федеральные программы... Чтобы в них участвовать, надо написать миллион всевозможных бумаг, да еще чтобы и в электронном виде они были. А у нас до недавнего времени и компьютера не было, ладно, подарили (почти вся наша техника - подарки)... Гранты распределяются безобразно. Пацану - победителю всероссийских соревнований - 60 тысяч, а клубу, его воспитавшему, - ничего! В итоге драка идет за призовые места, а на остальное наплевать. Те, кто составляет эти программы, не советуются с профессионалами. Меня лет двадцать никто не спрашивал, что надо, чтобы поднять это дело... Главное - подготовка педагогов. Сейчас каких только факультетов нет, а надо в паре вузов сделать отделения руководителей технических кружков. А чтобы заинтересовать потенциального преподавателя, дай ему по окончании квартиру, и пусть он ее лет десять отрабатывает... Сейчас энтузиасты за копейки работают: зарплата тренера - 1,5-3 тысячи. Но ведь мы, старшее поколение, уйдем, все рухнет.

- Каким образом к вам попадают ребята?

- По мере работы слава пошла - они же друг с другом общаются. Я уже никуда не хожу, не агитирую. В "час пик" сюда зайдите. Вот в этой небольшой комнате пятнадцать человек пилят, клеят, разговаривают, кричат, у всех свои модели. А если бы сделать подобные центры в чистых, новых, просторных помещениях, вообще отбоя от детишек не было бы.

- Вижу, у вас на стене - чемпионские грамоты детей-инвалидов...

- Да, не так давно в сетку рекордов добавили графу "дети-инвалиды". Сейчас у нас занимаются глухонемые ребята, один из них и установил два рекорда России... Сложность в том, что мы, тренеры, не владеем их языком. Приходится артистами быть: жестами, знаками все объяснять... Но очень им импонирует, что они среди обычных детей, что к ним нормально относятся, что они не в резервации.

- Основная масса детей - что за социальный слой?

- Конечно, как я называю, "рванинка". Очень редко блеснет один лучик - ухоженный, опрятный, вежливый... И они мне рассказывают: а у нас товарищ с сестренкой нигде не учатся, попрошайничают. Привели как-то их сюда, они такие деловые: все знают - где, что, как, почем... Я сам помню, что такое детство полуголодное. Стараюсь ребятам домашнюю атмосферу создать. Иногда: "Давайте чайку попьем"... Они, конечно, бегут сюда с удовольствием. Родители даже удивляются. Наше дело подразумевает такое.

И я вижу один из путей спасения детей именно в техническом творчестве. Когда ребята приходят впервые, спрашиваешь: "Кем хочешь быть?" В основном отвечают: "Предпринимателем, бизнесменом". А проходит время - другой ответ: "Летчиком". Вот! Когда мальчишечка создает что-то своими руками или управляет моделью, он себя начинает ощущать кем-то. Простой пример. В нашем центре есть секция парусного спорта. И вот на берегу мальчишка один, а на яхте - совершенно другой: стал мужчиной тут же - борется с волнами, ветром. Как это воспитывает! Если бы на каждом углу такие клубы создавались, какая там наркомания и прочее! Все бы мы победили.
14
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии